Сегодня в числе актуальных вопросов, которые решает Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики — капитальный ремонт существующих и строительство новых образовательных учреждений. Так, в нынешнем году модернизируются 36 детских садов, возводятся 9 дошкольных учреждений — всего на 1760 мест. Обеспечение качества образования для юных жителей республики — один из приоритетов работы. Также кардинальному обновлению подлежат здания 54 школ из 191 с износом более 50%. Эксперты говорят, что такого объема финансирования не было никогда.

Другими не менее важными вопросами для образовательной системы региона являются организация горячего питания, а также дополнительное образование.

Уже несколько лет к проверке качества и организации питания привлекаются родители учащихся. Для этого в школах разработаны специальные чек-листы и проводятся опросы. Со следующей недели в Чувашии стартует новый проект «Завтрак с директором», где к мамам и папам присоединяется директор, который также пройдет все этапы проверки.

Одной из инноваций, характерных для региональной системы образования, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитрий Захаров считает организацию здорового питания. «Мы видим, что культура питания наших школьников оставляет желать лучшего, — отмечает он, — и недавно реализовали ряд проектов, культивирующих интерес обучающихся именно к здоровому питанию».


В числе таких проектов — городской конкурс «Школьный ревизорро» (название выбрано по аналогии с известной телепередачей). Старшеклассники выступают в роли ревизоров в школьных столовых — наблюдают за работой обеденного зала и пищеблока, задают вопросы заведующему производством и поварам. Конкурс, с одной стороны, был интересен детям, с другой — стимулировал лучше работать взрослых: поваров, обслуживающий персонал, администрацию школ в целом.

Другой проект — «Завтрак со звездой». Ребята, достигшие определенных успехов в учебе, науке, спорте, искусстве и иных сферах деятельности, делились рецептами своего здорового питания и на базе одной из школ готовили блюда в прямом эфире.

В Чувашской Республике выпущены рабочие тетради, посвященные формированию режима дня, где даны рекомендации по физической активности, потреблению необходимых питательных веществ и другие, чтобы школьники гармонично развивались и физически, и интеллектуально.

«Что касается дополнительного образования, то тут работа будет усилена. Поставлена задача актуализировать кружки и секции по потребностям родителей и детей. Также мы предложили вовлекать детей в работу школьных музеев, чтобы школьники сами выступали в роли экскурсовода», — отметил Дмитрий Захаров.

Министр, кстати, историк по образованию, давно увлекается поисковым движением — создал первый поисковый отряд, когда работал в Чувашском педагогическом университете. Затем к этой инициативе присоединились другие вузы республики, а когда Дмитрий Захаров начал работать в Управлении образования города Чебоксары, к поисковому движению подключились школьники.

По его мнению, участие в поисковом движении позитивно влияет на детей — меняются их душевный настрой, эмоциональная составляющая, ребята начинают больше интересоваться историей. Сама среда, которая создается при подготовке к экспедициям, во время раскопок, при изучении архивных документов о боевом пути подразделений и о войсковых операциях, дает воспитательный эффект.

Образовательная система Чувашии отличается и другими яркими проектами. Например, региональное министерство образования предлагает внедрить в республике новую форму семейного устройства под названием «Профессиональная приемная семья».

«Для педагогов в школах, воспитателей в детских садах работа по воспитанию и развитию детей — это профессия. Профессиональные приемные семьи — это действующие приемные родители, прошедшие соответствующую подготовку и осуществляющие свою деятельность в тесном сопровождении семейного психолога. Единственной разницей будет то, что они принимают в семью детей из «трудно устраиваемой» категории, а именно воспитанников детских домов», — отмечает Дмитрий Захаров.

Уникальность проекта в том, что такая форма используется сейчас только в шести регионах России, и у Чувашии есть возможность быть седьмой.

«В ближайшее время планируется презентовать новый проект — «Учебные производственные классы», — комментирует министр. — В чем его суть? Это масштабный профориентационный проект, направленный на трансформацию системы профессиональной ориентации и профильного обучения в общеобразовательных организациях путем создания единого образовательного пространства «школа — техникум/вуз — предприятие». Это те же самые профильные классы, но только их расширенная версия. То есть теперь школьники будут получать опыт не только на базе вузов и техникумов, но и на предприятиях Чувашии. Среди направлений проекта — IT-технологии, агрошколы, электротехника, машиностроение.

Стоит отметить, что в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 61 общеобразовательном учреждении республики в 2021/2022 учебном году начали функционировать центры «Точка роста».

Участниками проекта станут Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), АО «Чебоксарский электроаппаратный завод», ЧГУ им. И. Н. Ульянова, Межрегиональный центр компетенций — Чебоксарский электромеханический колледж, средние общеобразовательные школы города Чебоксары № 37, № 39, № 45, № 47, № 65.

«Мы уже имеем хорошую базу для реализации такого рода проекта. Наша задача — продолжить работу, систематизировать ее для того, чтобы синхронизировать все возможные документы: национальные проекты, государственные программы, программы развития отдельных предприятий, — отметил глава Чувашской Республики Олег Николаев, подчеркнув, что особый упор необходимо делать на раскрытие склонностей и способностей детей еще школьного возраста. — Эта траектория развития позволит человеку, который растет, найти свое применение, а бизнесу — получить желаемого специалиста».

 | 
Теги Чувашия