Сегодня в России обучаются около 400 тыс. иностранцев, поэтому серьезной конкуренции за них между вузами пока нет. Однако со временем она будет ужесточаться, и на первый план выйдет качество образовательных программ наряду с гарантиями комфортного и безопасного проживания.
Имран Акперов, ректор Южного университета (Института управления, бизнеса и права):
— Имея колоссальные образовательные ресурсы, Россия пока еще занимает достаточно скромное место по сравнению с ведущими образовательными странами мира и по количеству, и по качеству приглашаемых из-за рубежа абитуриентов. Всем участникам образовательного рынка необходима единая точка зрения: что препятствует преодолению отставания России в данной сфере от ведущих государств. Эти задачи отражены в указах президента и правительства об экспорте образовательных услуг, где сформулирована главная цель: «Россия — страна комфортного обучения и проживания для иностранных обучающихся». В данном случае можно утверждать, не боясь показаться чрезмерно пафосным, что перед высшим образованием России стоят амбициозные планы найти новые опережающие решения, позволяющие преодолеть данный разрыв и стать участником в лидирующей тройке стран мира по экспорту образовательных услуг.
Если обратиться к опыту ведущих государств в этой сфере, то таких результатов они достигли благодаря созданию правовых условий равенства образовательных учреждений всех форм собственности, участвующих в данном процессе. Равноправие, прозрачная юридическая и административная организация позволяют этим государствам достигать значительных результатов.
Южный университет, являясь частным вузом, остро ощущает проблему неравенства возможностей государственных и частных образовательных учреждений. Так, ФЗ № 115 «О временном пребывании иностранных граждан на территории РФ» является, по нашему мнению, дискриминационным по отношению к частным вузам и ограничивает возможности по набору и обучению иностранных граждан, в частности из так называемых визовых стран. Внесение изменений в данную норму права позволит не только увеличить образовательный потенциал в международных проектах российских частных вузов, но также привлечет частную инициативу и даст новый импульс развитию направления, обеспечит новые подходы в осмыслении российской «мягкой силы» и ускорит поиск подходов к расширению российского образовательного поля в дружественных и нейтральных государствах. Такая постановка вопроса также позволит изыскать новые возможности для увеличения количества привлеченных иностранных студентов в российские вузы, появлению новых образовательных и культурно-образовательных проектов, увеличит эффективность и результативность «мягкой силы», будет иметь дополнительный экономический эффект для развития экономики.
Данные цели имеют стратегический характер и исключительную важность в современных реалиях, в которых оказалась Россия. По нашему мнению, создание конкурентного образовательного поля является важнейшим инструментом повышения эффективности образовательного пространства нашей страны. Препятствует этому в том числе и дискриминационное законодательство по отношению к частным образовательным учреждениям. Имея колоссальный опыт и, главное, желание, мы работаем в условиях непреодолимых административных и законодательных препонов в сфере визового сопровождения студентов-иностранцев.
Наш университет был создан в 1991 году и стал первым частным вузом новой России. Имея такие же лицензии и аккредитации образовательных программ, как и государственные вузы, и являясь старше многих из них, мы законодательно ограничены в наборе иностранных граждан. Монополизация рынка усугубляется тем, что изначально государственные вузы имеют привилегированное положение — получают от государства квоты на обучение зарубежных студентов за бюджетные деньги, а также значительное финансирование от государственных фондов, таких как Россотрудничество, для осуществления своей международной деятельности. Чего, к сожалению, лишены частные вузы.
Это в свою очередь также усложняет конкурентную борьбу в данном секторе образования. Более того, приняв участие в заседании Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, мы остро ощущаем необходимость озвучить существующую проблему, которая является в какой-то степени сдерживающим фактором для всего российского образования. Коллеги из частного сектора образования Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов сошлись во мнении о назревшей необходимости преодоления стереотипов, которые имеются у заинтересованных контролирующих органов к ЧОУ. Являясь хозрасчетными организациями, мы прежде всего ориентируемся на свою инновационность, эффективность и мобильность и можем более гибко реагировать на потребности и спрос на международном рынке. В этих условиях, по нашему мнению, такая особенность частного образовательного сектора может стать локомотивом образовательного прорыва, в котором назрела острая необходимость. Создание прозрачной системы доступа к квотным местам всех участников образовательного рынка, а также обеспечение законодательного равенства прав являются насущной проблемой.
Ольга Вершинина, директор Департамента внешних связей Казанского федерального университета:
— Список стран, из которых в Казанский федеральный университет приезжают на обучение студенты, радикально не изменился. Наш вуз сознательно строил свою стратегию привлечения обучающихся из-за рубежа, ориентируясь на Центрально-Азиатский регион, страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближний и Средний Восток, страны Африки и Латинской Америки. Благодаря этому контингент иностранных студентов в КФУ стабилен: в 2021-2023 годах не менее 10 000 человек из 100 государств.
Сегодня в университете обучаются 12 190 граждан из-за рубежа (по всем уровням и формам подготовки, включая филиалы). В топ-5 входят Туркменистан, Китай, Иран, Казахстан, Узбекистан. Наиболее популярные специальности: экономика, лечебное дело, менеджмент, юриспруденция, международные отношения, информатика и вычислительная техника, стоматология, филология, программная инженерия.
Изменения рынка образовательных услуг для иностранных граждан в ближайшей перспективе связаны с переходом от «экспансии российского образования», предполагающей преимущественно подготовку кадров для зарубежных стран, к обеспечению качественной образовательной миграции и созданию условий для привлечения и закрепления иностранных студентов и талантливой молодежи при сохранении задачи обеспечения доступности российского высшего образования для представителей зарубежья.
Анализ деятельности организаций высшего образования Татарстана показывает, что вектор изменений направлен на выработку комплекса мер по обеспечению качества образования для иностранных граждан, прежде всего на этапе отбора при поступлении, включающего ужесточение порядка приема, возвращение к очному формату проведения вступительных испытаний, мотивационный отбор абитуриентов, развитие олимпиад как механизма привлечения талантливой иностранной молодежи. Новым направлением работы является формирование системы трудоустройства и закрепления в Татарстане и в целом в Приволжском федеральном округе наиболее способных зарубежных студентов и выпускников.
Меняются форматы работы вузов в части развития международного и регионального стратегического партнерства, сетевого взаимодействия с университетами и научными центрами за рубежом. Особый упор делается на разработку и продвижение конкурентоспособных высокомаржинальных образовательных программ в кооперации с ведущими российскими и зарубежными университетами, научными центрами и компаниями, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования. Инновационными механизмами являются развитие сети ресурсных и информационных центров вузов в зарубежных странах, открытие площадок подготовки кадров, сетевых подфаков, осуществляющих подготовку иностранных граждан по русскому языку, создание зарубежных филиалов вузов.
Зульфия Баширова, директор Центра международного образования Ульяновского государственного педагогического университета:
— В Ульяновском государственном педагогическом университете по программам высшего образования и дополнительным программам по изучению русского языка ежегодно обучаются 500-600 граждан из стран СНГ, Китая, Египта, Вьетнама, Конго, Чада, Сомали, Кот-д-Ивуара, Турции, Сирии. Наибольшей популярностью у них пользуются программы обучения русскому языку, реализуемые на подготовительном отделении для иностранцев, программа специалитета «Перевод и переводоведение», программы бакалавиата «Иностранные языки» (английский, китайский, испанский, французский и т.д.), магистратура «Биология» (биоинформатика, биотехнология). Преимущество данных программ в том, что практически все они представлены двухпрофильной системой обучения, и это существенно повышает интерес зарубежных абитуриентов. Наш университет участвует в выставках образования, проводит дни открытых дверей в онлайн-формате, Международную молодежную олимпиаду Volga Universe. В 2023 году вуз реализует мероприятия, направленные на продвижение русского языка в некоторых странах Африки. В ближайшей перспективе мы надеемся увидеть граждан этих стран в числе студентов УлГПУ.
Сейчас проводятся различные образовательные и просветительские мероприятия, создаются центры открытого образования, призванные осуществлять образовательную и просветительскую деятельность на русском языке. Центры открытого образования на русском языке мы создаем в трех государствах: Египте, Эфиопии и Джибути. Преподаватели УлГПУ разработали шесть авторских образовательных курсов по культуре, истории и природе России, а также сценарии четырех образовательных мероприятий. Обучение в центрах открытого образования основано на инновационной концепции с использованием игровых методик, интерактивной доски, настольных игр, также планируется внедрение технологий виртуальной реальности (VR). Благодаря VR-технологиям участники курса смогут посетить российские города, музеи, увидеть искусство и культуру, природные красоты нашей страны, погрузиться в изучение русского языка, не покидая собственного государства.
Сейчас мы завершаем курсовое обучение 300 студентов Центра открытого образования в Египте и можем с уверенностью сказать, что интерес к его деятельности возрастал по мере прохождения иностранцами программы курса. Число слушателей постоянно увеличивалось. В результате реализации курсов мы как никогда понимаем, что русскоязычное образование за рубежом должно расширить сферу своего применения и что налаженная деятельность центров открытого образования должна носить долгосрочный характер, возможна трансформация их работы с учетом специфики страны и категории обучаемых.
Создана Ассоциация клубов интернациональной дружбы, в которую входят более 60 КИДов в учреждениях образования Ульяновской области. Клубы — общественные организации школьников и студентов, объединенные целью формирования глобальных компетенций и навыков межкультурного общения обучающихся, совершенствования владения иностранными языками, популяризации русского языка и культуры, устойчивого развития дружбы и мира среди народов.
Одно из направлений деятельности клуба реализуется через проведение тренингов по межкультурному общению, очных встреч, телеконференций с зарубежными школьниками и студентами по вопросам образования, науки и культуры. За период своей деятельности ассоциация организовала более 1500 встреч и телеконференций с представителями разных культур. На данный момент КИДы Ульяновской области прошли обучение и работают с друзьями из 62 стран.
Кроме того, представляя свою страну, участвуя в международных молодежных проектах, члены клубов помогают преодолеть сложившиеся стереотипы о России среди зарубежной аудитории. За 10 лет они приняли участие более чем в 30 подобных проектах в 10 государствах, достойно представляя свою страну и культуру (молодежный форум «Представление разнообразия» в Германии»; Молодежный форум, посвященный правам человека, в Италии; «Культура через искусство» в Швейцарии; школьные обмены в Канаде, Бразилии, Турции, Китае, Швеции, Индии и Японии).
Николай Кухаренко, начальник Управления международного сотрудничества и связей с общественностью Благовещенского государственного педагогического университета:
— В 2023 году международная деятельность Благовещенского государственного педагогического университета была очень эффективной. После отмены коронавирусных ограничений и открытия границ с Китаем в марте возобновилась академическая мобильность: было принято решение оформить въездные учебные визы обучающимся выпускных курсов магистратуры, благодаря чему граждане КНР, обучающиеся на факультете иностранных языков, факультете физической культуры и спорта, факультете педагогики и психологии, смогли защитить выпускные квалификационные работы в России. Для большей части учащихся бакалавриата и подготовительного отделения занятия продолжились онлайн с использованием платформы DingTalk и университетской системы электронного обучения Moodle.
В 2022/2023 учебном году в БГПУ по всем формам обучались 398 иностранных граждан. В 2023/2024 учебном году после заключения договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями КНР, активной рекламной работы в китайском сегменте интернета, кооперации с рекрутинговыми агентствами их количество увеличилось до 620 человек. Абсолютное большинство — граждане КНР.
Наш университет в полной мере использует многолетний опыт взаимодействия с китайскими партнерами, что сказывается на использовании подходов к маркетингу. Так, в отличие от Европы, Африки, Северной и Южной Америки, в КНР заблокированы многие привычные сервисы: YouTube, Google Maps, Facebook, Instagram, WhatsApp и Telegram. Следовательно, российским университетам необходимо использовать локальные сервисы. Одной из наиболее популярных социальных платформ является WeChat, разработанный китайским технологическим гигантом Tencent. Сервис предлагает не только сходный со многими популярными мессенджерами функционал, но и предоставляет возможность создавать официальные каналы для продвижения вуза в китайском сегменте интернета.
Еще один популярный китайский сервис коротких видеороликов Douyin от компании ByteDance чрезвычайно популярен среди разных возрастных групп. За пределами КНР он называется TikTok. Короткие ролики о студенческой жизни в стенах университета, в общежитии, во время культурных мероприятий и экскурсий способствуют продвижению бренда вуза среди потенциальных абитуриентов из Китая. Благодаря оперативному внедрению платформы DingTalk от другого китайского технологического гиганта Alibaba Group, широко используемой в школах и вузах КНР, нам удалось сохранить качество учебного процесса и не допустить уменьшения контингента. Для этого мы обучили преподавателей факультетов работе с программой DingTalk и продолжаем осуществлять техническую поддержку платформы. Во время карантинных ограничений данная платформа стала основной для проведения занятий и защиты выпускных квалификационных работ.
Еще один популярный китайский сервис — VooV Meeting для видеоконференций от компании Tencent — является полным аналогом привычного российским пользователям Zoom. Однако в случае с последним из-за введенных санкций исчезла возможность оплаты подписки, а бесплатная версия имеет существенные ограничения по функционалу: только 42 минуты непрерывной видеосвязи, небольшое число одновременных участников. Voov Meeting предлагает одновременное участие до 300 участников без ограничений по времени со сходным качеством изображения и звука, а также с возможностью видеозаписи конференции. Программа широко используется БГПУ для проведения переговоров или научных конференций с китайскими партнерами.
Сергей Одинцов, заместитель директора Департамента по международным связям Кубанского государственного университета:
— В КубГУ иностранные студенты обучаются на всех факультетах и в институтах высшего и среднего профессионального образования. Среди лидеров по приему на первый курс в текущем году — экономический факультет, факультеты управления и психологии, истории, социологии и международных отношений, а также Институт геологии, географии, туризма и сервиса. На них приходится около 45% от общего приема иностранных граждан в 2023 году. Растет спрос на инженерные специальности, поэтому востребованы факультет компьютерных технологий и прикладной математики и физико-технический факультет — 18% от общего приема представителей зарубежья в нынешнем году. Также существенно увеличилось число иностранцев, поступивших на направление «Архитектура» (около 5%). Несколько снизилось количество студентов из Украины, но в остальном география по-прежнему остается обширной. В текущем учебном году это представители практически всех континентов из 75 стран. Растет число обучающихся из государств СНГ, Ближнего Востока и Африки.
Российское образование не теряет своей привлекательности для иностранных граждан и предлагает широкий спектр специальностей и направлений профессиональной подготовки. КубГУ является активным участником мероприятий различного уровня по продвижению отечественного образования и продолжает совершенствовать подходы к профориентационной работе с иностранными абитуриентами на российских и зарубежных площадках. В нынешнем году университет принял участие в мероприятиях, организованных в том числе при поддержке Россотрудничества в Киргизии, Белоруссии, Узбекистане, Китае и Турции.
Ведется активная работа с иностранными абитуриентами еще на стадии их обучения в национальных школах. В текущем году, например, стартовал проект по обучению русскому языку уча- щихся одной из школ города Эль-Хаса в Саудовской Аравии, подписан аналогичный договор с одной из китайских школ, проводится профориентационная работа со школьниками в странах Средней Азии. На следующий год КубГУ запланировал увеличение количества иностранных граждан, которые смогут поступить на обучение в рамках квоты Правительства РФ по программам как высшего, так и дополнительного профессионального образования.
Особое внимание мы уделяем качеству реализуемых образовательных программ, формированию практикоориентированных компетенций, совершенствованию подходов к социокультурной адаптации обучающихся из-за рубежа. Высокая конкурентоспособность иностранных выпускников КубГУ подтверждается историями их успеха. За последние полгода, например, мы узнали о назначении двух бывших студентов юридического факультета и факультета управления и психологии на высокие должности в правительстве Республики Мали.
Фатима Пафова, декан факультета международного образования Майкопского государственного технологического университета:
— География стран, из которых прибывают на обучение в Майкопский государственный технологический университет, не изменилась. Более того, с каждым годом она расширяется. Это Азия, Африка, Ближний Восток, Латинская Америка, СНГ (всего 52 государства). Однако за последний год из-за ухудшения политической ситуации в мире и ограничительных мер, предпринятых в целях безопасности, МГТУ потерял в количестве иностранных студентов. Наиболее популярными образовательными программами у них остаются медицина, инженерные специальности, IT. Мы диверсифицируем формы работы с обучающимися из-за рубежа на начальном этапе, предлагая как очный формат обучения русскому языку, так и онлайн-обучение, летние и зимние языковые школы.
В МГТУ всегда большое внимание уделялось социокультурной адаптации иностранных студентов, внеаудиторной работе с ними. В нынешней нестабильной, а временами и взрывоопасной ситуации в мире эта работа приобрела особо важное значение. Обучающиеся из регионов, где происходят природные, техногенные, социальные катастрофы и кризисы, находятся под особым вниманием сотрудников международного факультета и руководства университета. Им оказывается помощь на всех уровнях — от моральной и психологической поддержки до материального и административного содействия. Ежегодно МГТУ оказывает иностранным студентам материальную помощь в размере до 2 млн рублей.
В современном мире при условии доступности образования на всех уровнях и в любой стране российским вузам необходимо конкурировать не просто за количество иностранных обучающихся, но в большей степени за качество предлагаемых образовательных программ, социально-экономических условий, создаваемых для них, обеспечение безопасного и комфортного пребывания в нашей стране. Руководство МГТУ уделяет большое внимание совершенствованию условий обучения и пребывания иностранных студентов в стенах университета. Помимо учебного процесса ребят из разных государств активно привлекают к работе студенческих объединений, которых в вузе более 20, к волонтерскому движению, организации и проведению международных мероприятий в рамках университета, города и республики. В ближайшее время планируются строительство нового современного общежития и реконструкция действующих корпусов для проживания обучающихся из-за рубежа.
Наиболее крупными импортерами на международном рынке образовательных услуг сегодня являются Китай, Индия, Корея, Малайзия, Гонконг, государства Ближнего Востока и Северной Африки. Их культура и традиции всегда были интересны и близки России в силу схожих духовных и нравственных ценностей, взаимного влияния культур, совместных страниц истории. Надеемся, что мы продолжим взаимодействие с этими мировыми державами и в сфере образования и науки. Но не забываем о том, что на арене международного образования все чаще появляются новые игроки, активно продвигающие свои образовательные услуги. Это соседствующие с нами Белоруссия, Армения, Грузия, Узбекистан, Казахстан, страны Восточной Европы. Поэтому российским вузам предстоит большая и постоянная работа по совершенствованию качества образовательных программ, условий проживания и комфортной среды пребывания иностранных студентов.