— Нередко, когда мы ведем свои уроки, используем метафоры и иные «литературные украшательства», чтобы объяснить детям сложное на языке культуры, найти дорогу к их душе, пробудить тот отклик, благодаря которому учитель всегда чувствует себя счастливым. Михаил Юрьевич Лермонтов, мастер слова и знаток человеческой души, не просто так сравнивает слова с жемчугом. Но жемчугом они становятся только тогда, когда нить-мысль «дышит силой».

Учителем быть сложно. Не только потому, что ты несешь ответственность за знания детей, их способности и возможности. Не потому, что учительство требует постоянной отдачи и лишает тебя свободного времени. А потому, что учитель всегда (абсолютно всегда) должен понимать, что его слова, сказанные на уроке или перемене, на бегу в столовой или школьном коридоре, должны быть точны, корректны, недвусмысленны. Слова не должны быть брошены вскользь. Они должны быть такими, чтобы ученикам хотелось над ними подумать, чтобы они имели вес и силу.

ФОТО 2.jpg

Где же оттачивать свое мастерство в выборе слов? Конечно, во время классных часов, когда преподаваемый предмет уходит на второй план, или на внеурочных занятиях «Разговоры о важном», где уже название курса говорит само за себя: о важном можно говорить только важными словами.

В нашем лицее обучаются 2300 человек, в среднем в каждом классе по 30 детей, недельная нагрузка учителя — 30-40 часов в зависимости от желания и потребности. В день учителю приходится проверять от 30 до 80 тетрадей.

ФОТО 3.jpeg

Пару лет назад нам казалось, что на уроке самым важным для учителя и учеников является математика с ее формулами, теоремами и корректными вычислениями; русский язык с синтаксическими разборами, лингвистическими заданиями и анализом текста; а на переменах и в редкие классные часы мы занимаемся исключительно воспитательной деятельностью, успевая когда на ходу, а когда и более обстоятельно объяснить своим «птенцам», в чем разница между справедливостью и ответственностью, почему здоровье невосполнимо и его надо беречь, а семья для человека должна стоять на первом месте в любом возрасте. Каждый раз в такие моменты мы ловим себя на мысли, что нужен хороший и понятный пример, иллюстрация или даже игра. А на поиски таких примеров, честно говоря, нет ни сил, ни времени.

С 1 сентября 2022 года к нашим основным часам добавился еще еженедельный утренний час понедельника, во время которого мы можем почувствовать себя исключительно классными руководителями, педагогами-наставниками для своих детей. Два года назад мы и все наши коллеги стали осваивать программу внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Новый урок сначала всколыхнул волну непонимания и вопросов как со стороны родителей, так и со стороны учителей. О «важном» — это о чем? Ведь понимание «важного» для каждого свое. Но по прошествии учебного года всем стало ясно, что проект, действительно, нужный и важный. Мы выделили несколько причин, которые помогут ответить на вопрос почему.

ФОТО 4.jpeg

«Разговоры о важном» — не разговоры на кухне

— Думаем, не ошибемся, если скажем, что вечера среднестатистической российской семьи заканчиваются примерно одинаково: поздним вечером мама и папа приходят домой, в перерывах между ужином и чаем мимоходом задают вопросы детям о дне минувшем (причем, эти вопросы в основном касаются полученных «пятерок» или «двоек», домашнего задания и самочувствия), планируют следующий день и расходятся по своим комнатам, чтобы или прочитать все полученные за день сообщения, или поиграть на компьютере, или посмотреть кино.

Сложно представить, что вся семья вечером собирается за большим столом, не торопясь ужинает и обсуждает историю нашего государства, открытия великих ученых или уклад жизни народов Крайнего Севера. С появлением «Разговоров о важном» эти темы можно обсудить с учителем в школе. Причем, составители методического материала не только очень скрупулезно отбирают материал, но и добавляют к нему интерактивный контент: интервью, репортажи, дидактические игры. Задача учителя — заранее ознакомиться с этими материалами и преподнести их детям. На наш взгляд, совсем не сложно и интересно.

ФОТО 5.jpeg

«Разговоры о важном» стирают границы

— Сколько раз, когда мы изучали материал «Разговоров о важном», ловили себя на мысли: насколько удивительна и красива наша страна, как много о ней мы еще не знаем, как здорово, что живем именно в России. Поэтому уверены в том, что такие уроки, как «Разговоры о важном», однозначно нужны. Они помогают воспитать любовь к своей стране и, что очень важно, повысить значимость родной культуры у подрастающего поколения. Ведь если человек не знает своей истории, традиций, культуры, ему сложно будет понимать других людей. Да и «Разговоры о важном» — это не только о патриотизме. Это про формирование культурного кода, разностороннее развитие и любовь ко всему родному.