Особенно заметны они в Год педагога и наставника: учителя донской столицы — в числе лучших на региональном и на федеральном уровне. 

Учителя формируют будущее города

— Уверен, что во всех без исключения управленческих командах муниципалитетов Год педагога и наставника стал катализатором осмысления той работы, которая ежегодно осуществляется в отношении муниципальных систем образования, анализа их современного состояния, векторов развития, роли образования в сложной и многогранной системе, называемой городом.

Не стала исключением и управленческая команда нашего города. Для муниципального управления Ростова-на-Дону характерно постоянное внимание, которое оно уделяет социальной сфере, в особенности системе образования. И это не очередной дежурный реверанс. Это четкое понимание, что от того, в каком состоянии находится муниципальное образование, кто работает в нем, в какие условия приходят на долгие одиннадцать лет ребята, когда у них происходит важнейший период социализации, формирования личности, во многом зависит и будущее самого города.

От учителей в значительной мере зависит, сможет ли ребенок, подросток получить представление о своем городе как о месте приложения сил, способностей, творчества. Любовь к малой родине, желание сохранить и приумножить потенциал, накопленный предыдущими поколениями городского сообщества, — все эти качества формирующейся личности наилучшим образом укрепляются в системе тесного союза школы и семьи при поддержке городского общества, администрации города.

Поэтому, формируя кадровую политику в системе общего образования, во главу угла мы ставим фигуры учителя и руководителя образовательной организации.

IMG_4059.jpg

Учительству — признание и забота

— В современное время, характеризующееся острой борьбой во всех сферах за высококвалифицированные кадры, которые являются ключом к успеху, вне зависимости, идет ли речь об IT-технологиях, машиностроении или образовании, перед региональными властями и муниципалитетами стоит непростая задача создания достойных условий труда для педагогов. Будем реалистами. При всем том, что подавляющему большинству ростовских педагогов присуща искренняя любовь к профессии, значимость комфортных условий труда и достойная заработная плата являются зачастую приоритетными факторами в выборе учителем школы, определение им долговременности служения делу просвещения.

Помимо ежегодного достижения в системе образования Ростова-на-Дону целевых показателей исполнения указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Год педагога и наставника администрация города при поддержке депутатского корпуса приняла целый комплекс мер, направленных на повышение социального статуса педагогического работника, его материальной и моральной поддержки.

Для сохранения и популяризации индивидуальных, авторских педагогических систем, передачи опыта старшего поколения педагогов молодым коллегам был учрежден ежегодный городской профессиональный конкурс «Наставник года» с общим объемом премиального фонда 1,5 миллиона рублей. Конкурс направлен на выявление передовых педагогических практик наставничества в дошкольных и общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования детей.

В целях поддержания функционирования и развития ростовской методической системы введены ежегодные выплаты в размере 30 тысяч рублей 150 педагогам, которые становятся муниципальными координаторами системы наставничества в общеобразовательных организациях.

Значимым событием, которое произошло благодаря инициативе представителей городского сообщества, стало учреждение знака отличия «За заслуги в области образования». Данная награда в Год педагога и наставника вручена в торжественной обстановке 30 работникам образования за их большой вклад в развитие муниципальной системы образования.

В целях презентации ростовчанам достижений муниципальной системы образования, а также ее лучших работников на главной улице донской столицы открыта сменяемая экспозиция «Образование Ростова-на-Дону». Первой тематикой выставки стали многочисленные, интереснейшие и масштабные образовательные и воспитательные проекты, реализуемые в системе образования. А накануне Дня учителя вниманию горожан были представлены портреты 30 лучших ростовских педагогов — победителей и лауреатов профессиональных конкурсов регионального и федерального уровней.

DSC_7107.jpg

Взращивая учителя со школьной скамьи

— Особое внимание уделяется в Ростове-на-Дону привлечению в сферу общего образования молодых специалистов. Сопровождение процесса формирования будущего учителя начинается уже в самой школе. На сегодня в общеобразовательных организациях города сформировано 37 профильных психолого-педагогических классов, в которых обучаются 956 юношей и девушек. Отрадно, что количество таких классов и обучающихся в них в последние три года отличается устойчивой динамикой роста. В дальнейшем, на стадии выпуска обучающихся, успешно освоивших образовательную программу, с желающими заключаются целевые договоры на обучение в Южном федеральном университете и Донском техническом университете по педагогическим специальностям. На всем протяжении освоения программы высшей школы будущие педагоги получают социальную поддержку в виде ежемесячной доплаты к стипендии в размере 3 тысяч рублей из средств муниципального бюджета.

Самым критичным периодом, как правило, являются первые три-пять лет деятельности молодого учителя. Именно в это время педагог решает, свяжет ли он свою жизнь с этой профессией, станет ли она его призванием на долгие годы. И на этом важном этапе система поддержки молодых специалистов, осуществляемой муниципальными властями, предусматривает ежемесячную надбавку в размере до 25% в течение трех первых лет работы по специальности. С 2024 года также будут производиться компенсационные выплаты по оплате услуг ЖКХ в размере 2 тысяч рублей ежемесячно. Не менее значимым является предоставление молодым педагогам служебного жилья. Начиная с 2020 года 75 молодых учителей смогли въехать в квартиры, предоставленные муниципалитетом. И администрация города твердо намерена продолжить осуществление этой меры социальной поддержки учительства. Радует, что уже сегодня мы наблюдаем результат целенаправленной деятельности администрации в данном направлении кадровой политики. Это прежде всего увеличение численности молодых педагогов, приходящих в школы Ростова-на-Дону. Если в 2022/2023 учебном году свою трудовую деятельность начали 279 молодых учителей, то в 2023/2024 учебном году мы констатировали увеличение их количества на 320 человек. В целом же в системе образования города работают 3120 молодых специалистов в возрасте до 35 лет — более 26% от общего числа. И самое важное, что 100% из них связывают свою жизнь со школой.

_MG_8551.jpg

Формируя будущих управленцев

— Школа — это сложная динамичная система, в которой в идеале гармоничным образом должны сочетаться интересы всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, а также учитываться интересы и приоритеты общества и государства. Во многом функционирование и развитие этой системы зависит от того, кто занимает должность руководителя. Сегодняшние реалии диктуют требования, в соответствии с которыми директор школы — это не только «учитель учителей», но и специалист в области права, финансовой деятельности, развития кадрового потенциала.

Быстро меняющаяся социально-экономическая ситуация сжимает сроки, которые мы можем выделить на становление молодого управленца. Поэтому в Год педагога и наставника в Ростове-на-Дону запущен проект «Моя высота», целью которого является поддержка педагогических работников, изъявивших желание стать руководителями образовательных организаций. В нынешнем году несколько десятков педагогов стали участниками проекта. Из их состава были сформированы команды, которые разработали и представили городскому сообществу собственные управленческие проекты, актуальные для системы муниципального образования. Особо значимым фактом, подтверждающим уровень внимания, которое уделяется образованию в Ростове-на-Дону, стало то, что руководителями-наставниками команд выступили ростовчане, имеющие за плечами эффективный опыт управленцев. Это ректоры и директора высших учебных заведений, руководители бизнеса, депутаты Государственной думы, представители Донской митрополии Русской православной церкви. Под их наставничеством педагоги смогли освоить эффективные технологии управления, заложить основу своего профессионального успеха в деле руководства образовательной организацией. Победители проекта смогли повысить уровень управленческих компетентностей за счет стажировки в Школе управленческих кадров «Сколково». С учетом подтвержденной на практике эффективности проекта мы продолжим его реализацию и в дальнейшем.

Гордость от профессиональных успехов

— Результативность кадровой политики в сфере образования Ростова-на-Дону, осуществляемой муниципальной управленческой командой, подтверждается многочисленными профессиональными достижениями наших педагогов. Ежегодно они становятся абсолютными победителями, призерами и лауреатами профессиональных конкурсов областного и всероссийского уровней. Спектр этих достижений охватывает все уровни образования и направления деятельности. Всероссийские конкурсы «Педагогический дебют»-2023, «Лучшие педагогические практики», «Учитель большой страны», региональные этапы всероссийских конкурсов «Учитель года»-2023 в номинации «Учитель года» и «Учитель здоровья», а также «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», «Учитель-дефектолог России»-2023, конкурс «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области в 2023 году» — вот неполный перечень профессиональных состязаний, в которых наши педагоги одержали уверенную победу, продемонстрировав высокий уровень творчества и богатый опыт.

Мы искренне испытываем гордость за ростовских педагогов и будем впредь оказывать всемерную поддержку в деле улучшения условий для профессионального роста учителей и руководителей образовательных организаций.

Представленный опыт муниципальной политики в сфере кадрового обеспечения системы образования, осуществляемой управленческой командой Ростова-на-Дону, является лишь частью той большой и слаженной работы, которая проводится с целью развития образования как одной из основ, на которой базируется настоящее и будущее города.

Мы рады не только представить наш опыт, но и познакомиться с опытом других муниципалитетов на страницах такого авторитетного, профессионального издания, каковым является журнал «Российское образование».

 |