В решении этой задачи принимают участие как образовательные организации, так и ИТ-компании, в частности лидер разработки инфраструктурного и системного ПО «Группа Астра».
Высший класс. Существует целый ряд причин, по которым обучение ИТ-специалистов имеет решающее значение для развития цифровой экономики страны. С одной стороны, это двигатель инноваций и цифровой трансформации. Высококвалифицированные специалисты способны разрабатывать и внедрять технологии, которые преобразуют традиционные отрасли экономики и способствуют созданию новых диджитал-сервисов и бизнес-моделей. С другой стороны, это обеспечение технологической независимости страны. В числе прочих причин — конкурентное преимущество на глобальном уровне и повышение качества жизни общества. Эффективная подготовка компетентных специалистов помогает создавать технологически продвинутые компании, которые становятся конкурентоспособными на мировом рынке. Они привлекают инвестиции, развивают экспорт технологических решений и, как следствие, способствуют укреплению экономической самостоятельности страны.
Выходит, что подготовка ИТ-специалистов высокого уровня — это не просто инвестиция в образование, а стратегический вклад в будущее России, который позволяет создавать инновационные экосистемы, обеспечить технологическую независимость страны и сформировать сильный кадровый потенциал для долгосрочного экономического роста.
Миссия «Группы Астра» в рамках данного подхода — разрабатывать высококачественный обучающий контент для формирования современной экосистемы цифрового образования на всех уровнях — от общего и среднего до высшего. Компания стремится не только передавать знания, но и вдохновлять учеников, студентов и преподавателей на поиск новых решений и использование отечественных технологий, которые позволят избежать зависимости от зарубежного софта. Одним из значимых проектов в ИТ-образовании для «Группы Астра» стало участие во всероссийской инициативе «Урок цифры», позволяющей сформировать у молодого поколения понимание важности цифровизации в современном мире.
«Урок цифры» от «Группы Астра» не только продемонстрировал высокий уровень вовлеченности учащихся, но и стал отличным примером того, что доступное и качественное образование может быть масштабным, интерактивным и вдохновляющим.
«Урок цифры». Проект «Урок цифры» ежегодно реализуется Минпросвещения России, Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими российскими технологическими компаниями в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой трансформации» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а также национальной цели «Технологическое лидерство».
«Группа Астра» впервые приняла участие в проекте «Урок цифры», разработав занятие на тему «Секреты операционных систем». Как итог, с 10 февраля по 2 марта 2025 года два миллиона школьников 1-11-х классов ознакомились с операционными системами: поняли их назначение, изучили типы, структуру и функции ОС, повысив тем самым уровень своих ИТ-компетенций.
«Считаю, что это очень хороший результат, особенно для дебюта. Его секрет заключается в детально продуманном контенте, предоставляющем ученикам возможность примерить на себя роль ИТ-специалиста: администратора, разработчика, тестировщика, и доступном изложении материала, — подчеркнула директор департамента образования «Группы Астра» Александра Алешкова. — Это полезный опыт для всех ребят, который в будущем поможет им сделать первые шаги в ИТ-карьере, а нас вдохновит на разработку следующих уроков, расширяющих горизонты познания в мире цифровых технологий».
Департамент образования «Группы Астра» задействовал учителей информатики и технических специалистов для подготовки экспертного контента к уроку. Команда тщательно проработала видеолекцию с теорией по теме и алгоритмические тренажеры — лабиринт с практическими заданиями 3 категорий, основанных на возрастных особенностях учеников: для младших (1-4 кл.), средних (5-9 кл.) и старших (10-11 кл.) классов. Каждый тренажер в рамках своего уровня сложности помог школьникам в игровой форме ознакомиться со структурой ОС и визуальным обозначением программ, входящих в базовый состав любой операционной системы.
По результатам прохождения тренажера выдавался сертификат участника с отметкой о пройденном уровне: «начинающий испытатель» (1-4 кл.), «опытный специалист» (5-9 кл.) и «закаленный профессионал» (10-11 кл.). В проекте также приняли участие педагоги и родители, они стали главными помощниками для учащихся в выполнении практических заданий и закреплении знаний по операционным системам. Урок сопровождался методическими рекомендациями, которые дали возможность учителям эффективно провести это занятие в классе, а родителям — организовать его для ребенка в домашних условиях. Из двух миллионов школьников, приступивших к решению задач на тренажерах, до конца прошли лабиринт более 56%. Это очень хороший показатель, при условии, что норма 30%. О высокой вовлеченности учителей, родителей и школьников в проект говорят и его результаты в соцсетях: зафиксировано 483 репоста и 321 сообщение, включая комментарии. Такая обратная связь свидетельствует о высокой актуальности темы операционных систем, разработанной «Группой Астра», а значит, компания сделала еще один шаг вперед на пути реализации одной из своих первостепенных задач в ИТ-образовании — повышении заинтересованности молодого поколения в информационных технологиях.
Образовательные инициативы. Компания успешно реализует и другие инициативы — создает образовательные лаборатории в вузах, тесно сотрудничает с ведущими отечественными вендорами для продвижения лучших практик, а также регулярно проводит интерактивные мероприятия с участием студентов и школьников, позволяющие им найти применение полученным знаниям в реальных условиях.
При этом «Группа Астра» не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые форматы и идеи для развития ИТ-образования. В планах на ближайшее будущее — запуск программ, направленных на интеграцию в учебный процесс современных технологий — искусственного интеллекта и больших данных.
Одной из приоритетных задач станет расширение партнерских программ с вузами и коммерческими учебными центрами, что позволит создать площадку для обмена опытом между академической средой и индустрией. Также рассматривается возможность разработки специализированных курсов и мастер-классов для преподавателей с целью повышения их квалификации и освоения новых образовательных методик. В компании уверены, что совместными усилиями смогут создать экосистему, способную конкурировать на мировом уровне и обеспечить устойчивое развитие отечественного сектора информационных технологий.
«В заключение хочется сказать, что ИТ-образование для нас — это не просто направление бизнеса, а настоящая миссия, которая формирует будущее нашей страны и помогает молодым талантам воплотить свои идеи в жизнь. Инвестируя в образование, мы не только обеспечиваем студентов необходимыми инструментами для успешной карьеры, но и способствуем развитию инновационных проектов, которые могут преобразить традиционные отрасли», — резюмировала Александра Алешкова, директор департамента образования «Группы Астра».