Цифровизация средств массовой информации приводит к ряду позитивных последствий.
Рассмотрим основные плюсы.
1. Простота публикации материала, ускорение этого процесса и повышение его качества.
2. Формальное возрастание проникновения тех или иных источников в массы. По этой причине многие источники выступают за проведение данной практики и хотят, чтобы диджитализация затронула все сферы.
Тем не менее данное явление может привести к некоторым отрицательным моментам.
Рассмотрим основные минусы.
1. Увеличение количества каналов, приводящее к снижению рейтингов лидирующих ресурсов (в настоящее время это ОРТ, НТВ, РТР и пр.). Такое явление может стать причиной общего снижения стоимости рекламы, а также возникновения многочисленных финансовых трудностей у ряда телеканалов.
2. Вероятность того, что большая часть эфира уйдет под рекламу, хотя на нее уже сейчас приходится значительная часть эфира. Это, в свою очередь, приведет к полному переделу рынка телевизионной рекламы.
3. Возникновение нового цензора.
Таким образом, цифровизация СМИ затронет абсолютно все сферы и приведет как к положительным, так и к отрицательным изменениям. В течение ближайших нескольких лет станет появляться все большее количество электронных источников, которые в перспективе вытеснят привычные печатные издания.
Еще одна версия состоит в глобализации СМИ. Если сегодня средства массовой информации в разных странах работают более-менее автономно, то через некоторое время ситуация изменится, и публикации будут «одни на весь мир», то есть находиться во взаимной зависимости. С одной стороны, это приведет к сближению между странами. С другой стороны, у их граждан будет меньше прав в плане свободы мысли.
Таким образом, цифровизация СМИ — серьезный процесс, который уже начался, а также будет продолжаться в ближайшее время.
Тем не менее настоящие профессионалы в области журналистики понимают, что цифровизация СМИ не несет печатным СМИ смерть, а, скорее, дает им уникальные возможности для завоевания новых территорий и для реализации новых задач. Необходим поиск новых форм укрепления «здоровья» периодической печати.
21 декабря 2020 года в пресс-центре ТАСС состоялась конференция «Рунет 2020: итоги года». Традиционное мероприятие, подводящее итоги года российской интернет-отрасли, организовано Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). По прогнозным данным аналитиков РАЭК Карена Казаряна и Марии Сайкиной, рост российской интернет-отрасли составит 15–16% относительно 2019 года. В той или иной степени вырастут все сегменты, однако лидером является электронная коммерция. Сопоставимые с прошлыми годами результаты показывает сегмент цифрового контента. В наибольшей степени кризис повлиял на инфраструктурный сегмент и сегмент маркетинга и рекламы, у которых снижение темпов роста особенно ощутимо.
«Проникновение интернета в России осталось примерно на том же уровне, что и в прошлом году, отмечают аналитики. По-прежнему быстрее всего растет аудитория мобильного интернета. Также продолжает увеличиваться время пользования интернетом».
Доверие россиян к интернет-ресурсам и социальным сетям колеблется, но за 10 лет оно выросло в четыре раза и сейчас находится около отметки в 20%, считают в компании «Левада-центр». Информационный ресурс AdIndex.ru со ссылкой на исследование Института современных медиа отмечает, что основным источником информации о науке для жителей России на сегодняшний день стал интернет, причем особую роль здесь также играют социальные сети. На тематические каналы и группы подписано 36% молодых людей в возрасте 18–24 года и 28% респондентов возрасте 25–34 лет. В целом о таких подписках заявляет каждый пятый пользователь.
Еще один вопрос, который в последнее время широко обсуждается в издательском сообществе нашей страны и за рубежом, — проблемы взаимоотношений издателей с интернет-гигантами, новостными агрегаторами (Google, Facebook, Amazon, Yandex и др.), в том числе условия размещения на их платформах новостного контента, произведенного редакциями печатных и онлайновых СМИ.
В США, Европейском союзе, Австралии вступают в силу антимонопольные нормы, обязывающие интернет-платформы заключать соглашения со СМИ о выплатах за использование их контента. К сожалению, в России интернет-компании Google, Facebook, «Яндекс» и др. используют контент российских издателей, не выплачивая компенсаций и не предоставляя издателям данные о потребителях этого контента.
Назрела ситуация, когда необходимо начать диалог о создании правовой основы взаимоотношений издателей с IT-компаниями при использовании издательского контента в интернете.
1 октября 2020 года журнал для предпринимателей Inc.Russia (www.incrussia.ru) сообщил, что Google расширяет свою систему выдачи новостей. Компания выделит $1 млрд для СМИ на «создание и поддержку высококачественного контента». Новости издателей будут показываться в новом расширении.
Google News Showcase — это новая платформа, которая позволит СМИ показывать читателям более расширенный контент. Например, пользователь сможет не только увидеть текст самой новости, но и пойти дальше, щелкнув на кнопку с дополнительными материалами издания.
В дальнейшем компания планирует добавить в Google News Showcase возможность быстрого просмотра видео и прослушивания аудио, которые размещаются на площадках СМИ. $1 млрд, который Google выделит издателям, представляет собой лицензионный сбор.
Мессенджер Telegram сможет стать площадкой для новых медиа, считает член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи А.В. Горелкин, пишет газета «Вечерняя Москва». Роскомнадзор по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации снял требования по ограничению доступа к мессенджеру Telegram, так как его основатель выразил готовность противодействовать терроризму и экстремизму.
В заключение необходимо еще раз отметить, что повсеместная цифровизация СМИ стала главным трендом 2020–2021 гг.
Автор статьи: магистрантка Дарья Алексеевна Ступко, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону