Дополнительную поддержку данные направления получат благодаря запуску новых и масштабированию уже действующих национальных проектов.

Полностью закрыть проблему со школами и детскими садами

— Капитального ремонта в России требуют около 18,5 тысячи школ. До 2030 года мы поможем регионам полностью закрыть эту накопившуюся проблему, а в дальнейшем будем проводить ремонт школ уже в плановом режиме. То, что сделано до сих пор, показывает, что мы на правильном пути. В целом на капитальный ремонт детских садов и школ выделим дополнительно более 400 миллиардов рублей.

Кроме того, предлагаю в предстоящие шесть лет обновить или открыть медицинские кабинеты в школах, где есть такая потребность, а она есть. В 2022-2023 годах медицинские кабинеты были только в 65 процентах образовательных организаций. Есть над чем работать.

Еще очень важная тема. Сегодня активно растут многие крупные города. При этом становится больше и нагрузка на социальную сферу. Увеличивается число школьников, которые учатся во вторую смену, а в некоторых школах вводится даже и третья смена. Безусловно, это проблема, которую тоже нужно решать. В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придется опять за счет федерального бюджета, за счет федеральных ресурсов решать эту задачу: построим дополнительно не менее 150 школ и более 100 детских садов.

Проект о будущем и для будущего страны

— Мечты, свершения наших предков, старших поколений стали достижимыми, и мы гордимся этими достижениями. А завтрашний день страны определят устремления нынешнего молодого поколения. Его становление, успехи, жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность, — важнейший залог и гарантия суверенитета России, продолжение нашей истории.

Предлагаю консолидировать позитивный опыт в сфере молодежной политики и уже в 2024 году запустить новый национальный проект — «Молодежь России». Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны. Именно так понимают свое призвание, свою высокую миссию и ответственность за молодые поколения наши школьные учителя. Огромное им спасибо за подвижнический труд.

учительница ведет детей после линейки в класс.jpg

Новые федеральные выплаты

— В том, чтобы ребята чувствовали себя единой командой, обрели опору в жизни, велика роль наставников. С 1 сентября 2024 года предлагаю ввести федеральную выплату — 5 тысяч рублей в месяц для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах, чего раньше не было.

Отдельные решения предлагаю для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах, техникумах, которые работают в тех населенных пунктах, которым нужно уделить особое внимание, а именно таким населенным пунктам, где живет меньше 100 тысяч человек, а это, по сути, все наши небольшие города, райцентры, поселки, села. Так вот уже с 1 марта 2024 года предлагаю вдвое увеличить таким специалистам федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами до 10 тысяч рублей.

Ликвидировать разброс в зарплатах учителей

— В 2018 году майскими указами были установлены требования по оплате труда учителей, других работников бюджетной сферы исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в конкретном субъекте Федерации. Данные положения и впредь должны строго выполняться. При этом надо совершенствовать систему оплаты труда в бюджетной сфере, добиваться роста доходов, занятых здесь специалистов.

Уровень средних зарплат по экономике в регионах разный, а значит, и доходы работников бюджетной сферы даже в соседних субъектах Федерации порой заметно отличаются. При этом работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив, безусловно.

Понимаю, что проблема давняя, очень сложная, капиталоемкая, если так можно сказать. Обсуждали ее и с коллегами из федеральных ведомств, с руководителями регионов, учителями, врачами, другими специалистами. Безусловно, ее нужно решать.

Я сейчас не буду вдаваться в детали, но она действительно сложна. И депутаты, и члены правительства понимают, о чем я говорю. Просто прошу правительство уже в 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотных проектов в субъектах Федерации, а в 2026 году принять окончательное решение для всей страны.

Дополнительная мотивация для молодых специалистов

— Отдельный вопрос — создание дополнительной мотивации для молодых специалистов, чтобы они приходили работать в школу и видели здесь перспективу для профессионального и карьерного роста. При этом целевым образом выделим более 9 миллиардов рублей из федерального бюджета на обновление инфраструктуры педагогических вузов.

Наше школьное образование всегда славилось новаторами, уникальными авторскими методиками. Именно таким учительским командам предстоит принять участие в создании перспективных школ. Строительство первых образовательных школ лидерского уровня начнем уже в этом году в Рязанской, Псковской, Белгородской, Нижегородской и Новгородской областях. В дальнейшем они появятся во всех федеральных округах: на Дальнем Востоке, в Сибири, на Донбассе. Всего до 2030 года откроем 12 таких школ.

Разумная и сбалансированная нагрузка на детей

— Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной. И, конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое. Такое несоответствие, мягко говоря, между школьными программами и вопросами на экзаменах — а такое бывает, к сожалению, — вынуждает родителей нанимать репетиторов, а ведь далеко не всем это по карману. Прошу коллег из правительства совместно с педагогическим и родительским сообществами разобраться с этой проблемой, она очевидна.

В этой связи и о едином государственном экзамене. Он по-прежнему вызывает широкую общественную дискуссию и споры. Действительно, механизм ЕГЭ должен совершенствоваться.

Что предлагаю на данном этапе? Дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов и сделать это до конца приемной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учетом пересдачи. Такие житейские вещи, но они важны для людей.

установка мегасайенс.jpg

Готовить кадры для экономики XXI века

— Мы понимаем, какие риски и факторы могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Это в первую очередь нехватка квалифицированных кадров и собственные передовые технологии — их отсутствие по некоторым направлениям. Здесь нужно работать на опережение.

В России растет большое молодое поколение. Как ни странно, есть демографические проблемы с ростом численности населения, а большое молодое поколение имеет место. В 2030 году в стране будет 8,3 миллиона граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 году — уже 9,7 миллиона, на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. И это, конечно, результат в том числе и демографических мер предыдущих лет.

Нам важно, чтобы ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направим новый национальный проект «Кадры».

Нужно на деле укрепить связку всех уровней образования — от школы до вуза. Они должны работать в единой логике на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развернута система профориентации. Ребята начиная с 6-го класса могут познакомиться с разными специальностями.

Обращаюсь к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, музеи, лаборатории.

Принципы тесной кооперации образования и предприятий

— На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект «Профессионалитет». Он позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей.

Для этих сфер до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий.

Отдельно поручаю правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. Нужно привести в порядок не только учебные здания, но и спортивные объекты, общежития техникумов и колледжей. За шесть лет направим на эти цели 120 миллиардов рублей из федерального бюджета. Также выделим дополнительно 124 миллиарда рублей и в предстоящие шесть лет проведем капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов и университетов.

Все условия и для учебы, и для работы

— О высшей школе. Задача — чтобы центры науки и образования развивались по всей стране. Для этого до 2030 года построим 25 университетских кампусов. Мы уже говорили об этом, но сейчас предлагаю расширить программу и построить не менее 40 студенческих городков. Придется выделить на эти цели около 400 миллиардов рублей из федерального бюджета, естественно, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей.

в путина1.jpg

Повысить потенциал и качество всей высшей школы

— В послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональные основы будущего специалиста закладываются на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов. Прошу правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчетам, в этом году — 1,5 миллиарда рублей, потом — 4,5 миллиарда. Эти деньги тоже у нас посчитаны.

Нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию. На это направлена программа «Приоритет-2030». Ее финансирование рассчитано до конца текущего года. Предлагаю продлить ее еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 миллиардов рублей.

Критериями эффективности вузов-участников должны быть кадровые и технологические проекты с регионами, отраслями экономики и социальной сферы, создание реально работающих инновационных компаний и стартапов, привлечение иностранных студентов. Конечно, оценивать работу всех вузов, университетов России, колледжей, техникумов будем по тому, насколько востребованы их выпускники, как растут их заработные платы.

Решать задачи фундаментального характера

— О технологической базе развития. Здесь основа основ — наука, конечно. На встрече с учеными, сотрудниками Российской академии наук, которая в этом году отметила свое 300-летие, говорил, что даже в самые сложные периоды Россия никогда не отказывалась от решения задач фундаментального характера, всегда думала о будущем, и мы сейчас должны поступать так же. Собственно говоря, мы так и стараемся делать.

Например, такого спектра научных установок класса мегасайенс, как у России сегодня, нет ни у одной страны мира. Это уникальные возможности и для наших ученых, и для партнеров, исследователей из других стран, которых мы приглашаем к сотрудничеству.

Отечественная научная инфраструктура — наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности и производства новых материалов, развития космических программ.

Считаю, что мы должны более чем вдвое увеличить совокупные вложения государства и бизнеса в исследования и разработки, довести их долю до двух процентов ВВП к 2030 году и по этому показателю войти в число ведущих научных держав мира.

При этом существенно должны вырасти инвестиции в науку и со стороны частного бизнеса — не менее чем вдвое к 2030 году. Конечно же, главное — эффективность таких вложений. Речь идет о достижении конкретного научного результата в каждом конкретном случае. Здесь нужно использовать позитивный опыт наших федеральных научно-исследовательских программ по генетике, сельскому хозяйству, проектов Российского научного фонда.

Новые национальные проекты технологического суверенитета

— С учетом актуальных задач и вызовов мы скорректировали Стратегию научно-технологического развития России. В ее логике запускаем и новые национальные проекты технологического суверенитета. Назову их основные направления.

Первое. Мы должны быть независимы, иметь все технологические ключи в таких чувствительных областях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность.

Второе. Нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия.

Третье. Мы должны создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области космических, атомных и новых энергетических технологий. Уже сейчас нужно создать правовую среду для развития отраслей и рынков будущего, сформировать долгосрочный, как минимум до конца текущего десятилетия, заказ на высокотехнологичную продукцию, чтобы компании понимали, по каким правилам им работать.

Также необходимо наладить внутренние кооперационные цепочки и международные технологические платформы, развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих, нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов, другого сырья для новой экономики. У нас все это есть.

Сократить долю импорта

— Речь идет о нашем стратегическом заделе на будущее, поэтому настроим на решение этих задач все имеющиеся у нас инструменты и механизмы развития, обеспечим приоритетное бюджетное финансирование. Прошу Правительство и Федеральное Собрание учесть это при подготовке бюджета.

Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объем несырьевого, неэнергетического экспорта — не менее чем на две трети.

В 1999 году у нас доля импорта достигла 26 процентов ВВП — мы почти на 30 процентов все завозили из-за границы. В прошлом году она составила уже 19 процентов ВВП, или 32 триллиона рублей. А в период до 2030 года нужно выйти на уровень импорта не более 17 процентов ВВП.

А это значит, что мы должны сами в гораздо больших объемах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее. Все мы не можем — нам и не нужно стремиться к тому, чтобы все производить, но правительство знает, над чем нужно работать.

Повысить производительность труда

— С учетом демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, высокой потребности, а если говорить прямо, дефицита кадров для нас критически важно кардинально повысить производительность труда — это одна из ключевых задач.

А это означает внедрение цифровых технологий в управление, рост энерго- и ресурсоэффективных экономических предложений и реализацию таких предложений, сквозную модернизацию промышленных мощностей, их роботизацию и автоматизацию. К 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. Если иметь в виду то, что у нас есть сегодня, это будет хорошим результатом.

Продолжим создание специальных отраслевых центров компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшие практики бережного производства в экономике и социальной сфере. К 2030 году не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых и сырьевых отраслей экономики, все учреждения социальной сферы необходимо охватить проектами по повышению производительности труда.

Кроме того, на увеличение эффективности, перевооружение производств должны быть нацелены передовые инженерные школы, которые создаются на базе вузов. Мы ставили перед собой цель — создать 50 таких школ. 30 из них уже создано, еще 20 запускаем в текущем году.

Предлагаю расширить программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причем в самых разных областях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в транспорте, социальной сфере.

Конечно, всегда и по каждому из этих направлений нужно использовать искусственный интеллект, к этому стремиться. Нужно также модернизировать сеть научно-технических библиотек в вузах и научных организациях, сделать их настоящими цифровыми центрами знаний и информации. Выделим на эти цели дополнительно 9 миллиардов рублей.

1осап.jpg

2осап.jpg

Говорящие цифры

18,5 тыс. школ планируется отремонтировать в России до 2030 года.

Не менее 150 школ и более 100 детских садов будет дополнительно построено в стране до этого времени.

12 образовательных организаций лидерского уровня откроется в городах РФ за 6 лет.

124 млрд рублей намечается израсходовать на капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов.

120 млрд рублей пойдет на ремонт общежитий техникумов и колледжей.

Более 9 млрд рублей предполагается выделить на обновление инфраструктуры педагогических вузов.

40 университетских кампусов планируется построить в разных городах страны к 2030 году.

Около 400 млрд рублей будет направлено на эти цели.

На 6 лет решено продлить федеральную программу «Приоритет-2030».

Еще 190 млрд рублей будет выделено на ее реализацию.

В топ-25 ведущих государств мира по числу промышленных роботов должна войти Россия через 6 лет.

100 передовых инженерных школ откроется в стране к 2030 году.

До 8,3 млн человек увеличится за 6 лет количество россиян в возрасте от 20 до 24 лет.


Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации России

— Я нахожусь под большим впечатлением от послания президента. Оно масштабное, фундаментальное, программное, и нет ни одной важной темы, которая бы осталась вне поля зрения главы государства. Это результат его частых поездок по регионам и общения с людьми. Например, объявлены новые значимые национальные проекты «Семья», «Молодежь России», «Кадры». Сделан акцент на модернизации материальной базы учебных заведений. Нужно готовить специалистов под новые задачи экономического развития, которые поставлены и под которые будут выделены серьезные ресурсы.

володин.jpg

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы России

— Послание президента — это программа развития сильной и суверенной страны, которая опирается на людей, видящих свое будущее с Россией: многодетные семьи, учителей, врачей, работников культуры, молодых специалистов и ученых, которые хотят профессионально состояться и укрепить наш технологический суверенитет, солдат, защищающих Отечество в рамках СВО. Президент поднял крайне важный вопрос — об элите государства и общества. Это те, кто служит стране, а не набил карманы в 90-е. Участники СВО должны получить возможности выходить на ведущие позиции в развитии экономики, социальной сферы, в государственной и муниципальной власти.

чернышенко.jpg

Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства России

— В своем послании президент неоднократно упоминал цифровизацию. Именно национальный проект «Экономика данных» — следующий этап за нацпроектом «Цифровая экономика», когда инфраструктура создана, теперь необходимо эффективно ее использовать. И поскольку появляются устойчивые потоки данных, возникает возможность для внедрения искусственного интеллекта как самой передовой технологии, которой мы должны обеспечить свою независимость и эффективность. Согласно расчетам, в рамках нового национального проекта прирост ВВП за счет использования искусственного интеллекта составит не менее 11,2 трлн рублей.

кравцов.jpg

Сергей Кравцов, министр просвещения России

— В послании президента обозначены приоритеты предстоящей работы как в части развития инфраструктуры, так и в части содержания образовательного процесса. За два года реализации программы капитального ремонта модернизировано уже более четырех тысяч школ. Суммарно за период с 2022-го по 2030 год предстоит обновить более семи миллионов ученических мест, и в современных условиях будут учиться восемь с половиной миллионов ребят. В продолжение инициативы главы государства определяем порядок расширения программы капремонта на детские сады и учреждения системы среднего профессионального образования.

гумерова.jpg

Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации России по науке, образованию и культуре

— Президент заявил, что выпускники школ должны иметь возможность пересдать единый госэкзамен по одному из предметов до конца приемной кампании в вузы. Механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Думаю, с нынешнего года можно его запустить. Возможность пересдать один экзамен по выбору и повысить итоговый балл придаст выпускникам больше уверенности. Это повышает шансы детей. На ЕГЭ ребята все равно волнуются. И когда ребенок держит в уме, что есть возможность пересдать, сохраняется такой резерв. Я как педагог-психолог считаю, что для него это психологически будет неплохая установка.

мажуга.jpg

Александр Мажуга, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы России по науке и высшему образованию

— Из послания президента мы узнали, что финансирование науки увеличивается в два раза — она становится основой технологического суверенитета. Сейчас ключевые программы поддержки науки — «Приоритет 2030» и строительство передовых инженерных школ. Они отражены в положениях Народной программы партии «Единая Россия». Еще один блок поддержки — инфраструктура, в первую очередь капитальный ремонт общежитий вузов. Он будет позитивно воспринят студенчеством. Вторая программа — кампусы. Сегодня строится 25 кампусов, к 2030 году будет 40. Это новые проекты научно-технологического суверенитета. А наша фракция обеспечит его законодательный каркас.

 |