С 2012 года он возглавляет Федерацию спортивной борьбы Ростовской области. Через его руки прошли сотни юных ребят, многие из которых добились немалых высот в большом спорте. Мы поговорили с Вартересом Самургашевым о роли наставника на этом пути.


Наставничество — это всегда большая ответственность. Как вы справляетесь с ней и в чем видите свою роль как наставника?

На самом деле, наставничество всегда начинается где-то в детстве. Еще ребенком ты начинаешь ходить в секции, где обычно встречаешь своих первых учителей. Для меня таким человеком стал мой тренер Сурен Саркисович Казаров, который своим примером показал, как нужно вести себя в будущем, и с самого начала обучал нас быть лидерами, каждый день становиться лучше. Лично меня он еще в малом возрасте научил быть для ребят образцом, тянуть их за собой собственным трудолюбием и достигнутыми результатами.

Став чемпионом, я осознал, что с этого момента молодежь наблюдает за мной еще более пристально. И не только она, но и старшее поколение, которое по жизни обмануть очень сложно — слишком большой опыт за плечами, слишком во многом разбираются. Как справляться с такой ответственностью? Прежде всего, быть собой, уважать старшего и обязательно отвечать за каждый свой поступок. В юности в силу возраста тебе многое могут простить, но чем старше ты становишься, тем выше ставки. Поэтому сегодня я, уже руководитель спортивной школы и Федерации спортивной борьбы Ростовской области, стараюсь быть примером для молодежи, спортсменов, тренеров, объединять их и создавать в коллективе нормальный климат. Последнее тоже очень важно, потому что сложно быть наставником без единомышленников.

В спорте необходима поддержка коллег, друзей, семьи. Сложности случаются у каждого, и часто очень непросто справиться с ними в одиночку. Отношения спортсмена с тренером — это тоже про семью. Именно поэтому так важно вовремя поговорить со своим воспитанником, нащупать ту вещь, которая волнует его и не дает двигаться дальше, помочь все разрешить.

К кому ты обращаешься за советом в такой ситуации? Конечно, к людям, которых уважаешь и считаешь достаточно опытными, с которыми можешь без стеснения поделиться тем, что волнует. Важно, чтобы для спортсмена тренер был именно таким человеком. Со стороны наставника это большая психологическая работа: поговорить со своим подопечным, поддержать, раскрыть его и выяснить, какие у него семейные или жизненные проблемы, о чем он думает, отвлечь от этого, переключить на другую тему. Изучение спортсмена — это тоже часть работы тренера. К каждому нужно искать индивидуальный подход.

В моей жизни, например, есть такой человек — Сергей Михайлович Забейворота, тренер, с которым я прошел второй этап своей спортивной карьеры и продолжаю поддерживать очень теплые отношения. Для меня он родной человек. С ним всегда можно поделиться своими переживаниями и рассказать о волнующих тебя событиях.

Если честно, то люди, работающие в тренерской сфере, немного «больные». Они настолько преданы своему делу и спорту, что посвящают этому всю жизнь. Каждый раз, когда думают оставить работу, понимают, что уже не смогут без нее.


Случалось ли так, что не только вы сами были наставником для кого-то из спортсменов, но и кто-то из воспитанников стал наставником для вас?

Да. Даже на том этапе, когда я занимался спортом, ребята, которые приходили в сборную, давали новый импульс. Молодая кровь, у них тоже есть чему поучиться. В большом спорте я брал таких ребят в пару, чтобы впитать их энергетику, пообщаться с ними поближе. Вот ведь какая штука, когда ты думаешь, что уже все знаешь, то останавливаешься в развитии и в спортивной карьере. С наставничеством также. Бывает, общаешься с молодым спортсменом и черпаешь из этого общения очень многое, потому что молодые видят все иначе и это открывает глаза на какие-то вещи даже самым опытным тренерам.


А как выстраиваете работу со своими воспитанниками? Чему стремитесь их научить?

В первую очередь — не обманывать самого себя. А еще, конечно, дисциплине. Режим, питание, сон, график — как и в любом деле, в спорте это очень важно. Если ты не будешь верен этим простым истинам, то и результата не получишь. Почему? Потому что, если вовремя не лег спать или не поел, то уже на 100% не выложишься на тренировке. Это раз. Во-вторых, когда настанет время соревнований, психологически будешь понимать, что где-то недоработал, потому что в тот момент, когда ты гулял, твои соперники тренировались. Вот об этом нужно постоянно напоминать спортсмену. Иной раз он думает, что тренер не увидит и не заметит недоработки, но тут встает вопрос честности с самим собой.


Есть ли какой-то критерий, по которому вы отбираете своих будущих спортсменов, когда они только приходят в секцию?

На самом начальном этапе главный критерий — это здоровье. Чтобы имелись и хорошие медицинские показания, и желание самого ребенка. Мы берем всех, у кого это желание есть, и стараемся сделать так, чтобы наш воспитанник полюбил выбранный вид спорта, пытаемся заинтересовать его. Только после этого к ребенку приходит понимание, нужно ли ему быть в команде и расти вместе со сверстниками, или лучше попробовать себя в другой сфере.

Мой первый тренер, на самом деле, научил меня тому, что нужно брать на обучение всех без исключения. Он и сам так поступал: принимал в секцию даже тех ребят, у которых были противопоказания по здоровью. Брал на себя ответственность, подписывал справку, что отвечает за этого ребенка. Естественно, давал ему меньшие нагрузки, чем другим, но при этом социализировал и воспитывал. И это работа настоящего педагога и наставника. Потому что главная задача тренера — не воспитать чемпиона, а вырастить здорового в прямом и переносном смысле человека, который будет полезен обществу. А чемпионы, они сами выйдут вперед, ты не сможешь их не заметить, но не нужно начинать сразу растить чемпионов. Они появятся, когда пройдут через сито, и это будет штучный товар.


В нашей беседе вы неоднократно упоминали двух своих главных наставников. Насколько велик их вклад в те успехи, которых вы достигли в спортивной карьере?

Мой первый тренер Сурен Саркисович Казаров влюбил меня в борьбу, научил полностью отдаваться ей. Но главное — он объяснил, насколько важно всегда при любых обстоятельствах проводить работу над ошибками. Не имеет значения, выиграл ты или проиграл. Разбирать ошибки нужно в любом случае, чтобы учесть их и в будущем улучшить результат. Наши тренировки всегда начинались с обсуждения и анализа того, что мы сделали правильно, а что нет. Я взял это на заметку и со своими воспитанниками поступаю также.

Первый тренер научил меня и дисциплине. С самого детства он рассказывал, что дом не построишь без крепкого фундамента. Только потом начинаешь класть кирпичики, которыми являются тренировки. И лишь затем у дома появляется крыша, когда ты уже чувствуешь свою уверенность и готов побеждать.

Что касается моего второго тренера Сергея Михайловича Забейворота, то он помог мне отточить базу, заложенную его предшественником. Когда ты уже выучил азбуку от А до Я, приходит время выстраивания стратегии, поиска коронных приемов. Сергей Михайлович прошел со мной вместе весь этот путь, научил, как вести себя во время схваток, искать подход к каждому сопернику, помог сформировать умение выполнять все поставленные на схватку задачи. Главное — с его помощью я осознал, что можно знать сотни приемов, но применять в борьбе те, которые удаются лучше всего. Они называются коронными приемами. Я научился выстраивать тактику, а это уже высшая математика, правильно готовиться к соревнованиям и дисциплинированно на них выступать, слушая тренера и секунданта.

Умение слышать — это очень важно, хотя не каждый спортсмен помнит об этом, выходя на арену. Иногда в нужный момент услышать корректировку, значит, уже почти победить. Хотя, конечно, борьба — это всегда творчество, в котором нет панацеи. И этому меня тоже научили тренеры, которых я с гордостью называю своими наставниками.