Это не первый фильм, снятый по сценарию донских журналистов. Но это первый профессиональный фильм, от начала и до конца задуманный и созданный силами профессионального ростовского СМИ.
Основной посыл. Отечественное кино в последние годы серьезно лихорадит. Сказывается дефицит качественных исполнителей, грамотных менеджеров, неизбитых сценариев. Картины, ставшие прибыльными для их создателей, можно сосчитать по пальцам одной руки. Для прокатчиков и вовсе настали черные времена, когда многие западные компании отказались продавать на российский рынок новинки кино.
С другой стороны, для российского кинематографа настало время возможностей — с рынка ушли голливудские конкуренты и свято место нужно заполнять собственной продукцией. Насколько он готов к этим вызовам, пока непонятно — рынок пребывает в стадии деконструкции. Но новые игроки со свежими взглядами на кино, незамутненными заокеанскими штампами вполне могли бы оставить свой творческий след. Это и попытался сотворить медиахолдинг «ЕвроМедиа».
Основной посыл фильма — извечный выбор человека между честью-совестью и материальным благополучием в ущерб достоинству. Каждому из нас приходится практически ежедневно с этим сталкиваться в обыденной жизни. С некоторых пор после утраты базовых идеологем для россиян эта дилемма стала особенно актуальной. Слишком долго им навязывали чуждые ценности и сомнительные для их ментальности взгляды, выдаваемые за «цивилизационный подход».
Подобный выбор встал и перед тренером детской спортивной школы одного приморского города (узнаваемый Таганрог), бывшим членом олимпийской сборной России по парусному спорту Александром, занимающимся с трудными подростками яхтингом и утопающим в собственных житейских проблемах. В качестве современного мефистофеля выступает крупный бизнесмен Виктор Мазуров, имеющий шикарную яхту на Карибах и формирующий собственную спортивную команду для коммерческих регат. Принятие его предложения разом решает для Александра все материальные проблемы, но для этого придется бросить ребят и пожертвовать своими принципами. К тому же свой выбор предстоит сделать не одному тренеру.
Остроту сюжету придают натурные морские съемки, эпизоды спасения на воде, ситуации на грани жизни и смерти и т.п.
Съемочная группа. Все это снято профессиональными киношниками этим летом на берегу Таганрогского залива на базе знаменитого городского яхт-клуба (территория ГБУ Ростовской области «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N°3»). Интересно, что сам съемочный процесс был завершен в кратчайший срок, в период между несколькими циклонами, затопившими Ростовскую область и Азовское море, при максимально плотном рабочем графике.
В главных ролях фильма снимались известные российские актеры Михаил Горевой (играл в оскароносном фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост», «Бандитский Петербург», «Непрощенный», «Красный призрак» и др.), Евгений Климанов («Раневская», «По законам военного времени», «Капкан для монстра», «Ростов» и др.), Николай Ханжаров («Борщи», «Спасская», «Переводчик», «Смотритель маяка» и др.), а также известный ростовский тележурналист Владимир Добрицкий. Продюсером фильма стал Лев Золотарев, участник почти всех крупных кинопроектов, реализуемых в Ростовской области в последние годы.
«В ДНК жителей Ростовской области зашито кино, ибо именно здесь родился отец-основатель отечественного кинематографа Александр Ханжонков, — уверен руководитель проекта и глава медиахолдинга Владимир Денисов. — Поэтому мы просто обязаны создать все условия для того, чтобы большое кино пришло на Дон, чтобы здесь реализовывались крупные проекты. Тем более для этого у нас есть все: природа, климат, большое количество солнечных дней, инфраструктура, подготовленные кадры».
Премьера фильма в интернете состоялась в августе. Создатели планируют вывести его на большой экран во всероссийский прокат, обрести доступ на фестивальные площадки и стриминговые платформы.
В планах медиахолдинга не останавливаться на данном проекте. У «ЕвроМедиа» уже есть опыт создания игрового кино. Первой ласточкой «ЕвроМедиа» было создание короткометражного мотивационного игрового фильма-ролика (6 минут) «Танец как способ коммуникации между инклюзивными членами общества». Год назад он занял первое место на Международном фестивале социальной рекламы и коммуникаций LIME в номинации Lime media. Video social advertising («Социальная видеореклама») по тематике «Привлечение внимания к людям с инвалидностью». Всего в данной номинации в этом году заявлено 130 работ, в шорт-лист вошли 27, а выиграл ростовский «Танец». Церемония награждения фестиваля LIME XII состоялась 19 мая 2022 года в культурном центре НИУ «ВШЭ».
Сегодня уже есть предложения на базе «Тренера» создать полнометражный фильм и даже сериал. Кроме того, в планах медиахолдинга разработка и участие в нескольких проектах игрового кино, замысел которого также рожден на берегах Дона.
Текст: Валерий Сергеев