Достичь можно всего, стоит только захотеть

Михаил Николаевич, почему после той математической смены в летнем лагере вы приняли решение стать учителем и не возвращаться в науку?

В тот момент я понял одну простую вещь: для меня намного более важны успехи моих учеников, чем мои собственные. Ведь говорят, что учительство — это отчасти акт самоотречения. Именно поэтому символом конкурса «Учитель года» является пеликан: он разрывает себе грудь, чтобы своей кровью накормить детей. Это основной посыл символа.

Конечно, можно было остаться в математике и заниматься наукой, но пришло осознание, что большее удовлетворение мне приносят успехи учеников. Пусть это будут небольшие шажки и маленькие открытия, но чувство удовлетворения от этого ни с чем не сравнится.


К слову о пеликане. Некоторые скептически относятся к статуэткам, которые становятся символом победы в том или ином конкурсе. А что вы думаете по этому поводу? Награда, которую вы получили, заняла достойное место на полке ваших наград или, может быть, хранится теперь в вашем кабинете и служит некой мотивацией для учеников?

Пеликанов у меня два. Один из них дается пятерке лидеров конкурса. Этот пеликан называется малым, хотя он совсем чуть-чуть меньше большого. Он стоит у меня дома, и его пристально контролирует дочка. Как только потеплеет, она собирается на балконе делать для него гнездо. А второй пеликан, большой, стоит у меня в кабинете как символ того, что в этой жизни можно достичь абсолютно всего, стоит только очень сильно захотеть и приложить усилия.

Выходит, победа в конкурсе «Учитель года» была для вас давней мечтой? Или решение поучаствовать в нем все-таки оказалось спонтанным?

В какой-то момент я понял, что участие в различных конкурсах — очень интересный, а главное, действенный способ мотивации учеников. Как только я это осознал, начал участвовать в профессиональных конкурсах и олимпиадах по математике различного уровня, становился победителем и призером. Что касается «Учителя года», то, участвуя в различных конкурсах, я решил поучаствовать и в этом. Заявился на него в 2018 году, прошел районный, муниципальный и региональный этапы. На региональном этапе в 2019 году занял второе место и решил, что показал все, на что способен. Планов возвращаться к конкурсу не было.

Но случилось так, что в год пандемии региональный конкурс не проводился, и как лауреат, занявший второе место в прошлом году, я мог поехать на всероссийский этап. Такое предложение поступило, и это стало для меня полной неожиданностью. Долго думал, стоит ли пробовать, потому что казалось, что с конкурсом я закончил, но решил, что нужно воспользоваться этим шансом.

Я поставил себе цель войти в число 15 лучших учителей страны, не было и мысли о победе. Даже уже в процессе конкурса об этом не задумывался. Просто хотел достойно представить Ростовскую область, ее лучшие практики, традиции и изюминки, которые я впитал за годы жизни, обучения и работы здесь. Сама победа стала для меня полной неожиданностью.

Что вы испытали в момент, когда ваше имя прозвучало в качестве победителя?

Наверное, шок. С одной стороны, я понимал, что это не только моя победа, что за мной стоит огромный регион, который за меня болеет: я все время чувствовал моральную поддержку, мне писали даже малознакомые и незнакомые люди, предлагали помощь.

Но, честно говоря, даже когда я вошел в пятерку лидеров, все равно не допускал мысли о том, что буду абсолютным победителем. И в момент, когда стало понятно, что это случилось, я испытал бурю смешанных чувств: и шок, и восторг, и удивление, и еще целую палитру эмоций, которые не передать словами.

А как отнеслись к победе ваши друзья, коллеги, ученики? Как встретили после победы в лицее?

В Волгоград, где проходил финал, я ездил на личном автомобиле. В процессе конкурса меня мучила бессонница, я почти не спал несколько суток, и обратная дорога далась непросто. В Ростов вернулся ночью в ужасном состоянии, абсолютно без сил, а утром нужно было ехать в лицей. И там меня встретили как героя. Каждый из моих учеников воспринял мой успех как свою личную победу.

Конечно, были поздравления и благодарность от руководства области и города: конкурсу фактически 31 год, а в Ростовской области за это время не было ни одного победителя. Я стал первым человеком, который привез в город победу, и теперь регион получил право принимать конкурс в нынешнем году.


Конкурсное закулисье и знаковые моменты

Если вернуться к самому конкурсу — претерпела ли процедура его проведения изменения в связи с пандемией? Как вы считаете, эти изменения сыграли положительную роль или осложнили процесс участия?

Некоторые изменения связаны с последней частью конкурса. Раньше помимо прочего было испытание, которое называлось «Проект», где участники формировались в команды и делились своими предложениями, создавая определенный проект. В этом году групповая форма работы отсутствовала.

Другим испытанием являлась беседа с министром, которую на сей раз изменили на пресс-конференцию. Организаторы предусмотрительно сделали все для того, чтобы избежать массового скопления людей.

Одно из самых важных лично для меня изменений было связано вот с чем. Обычно конкурс состоит из двух этапов. Первый называется «Установочная сессия», в процессе которой участникам рассказывают, что их ждет, объясняют правила игры и просят написать сочинение на тему, которая до последнего момента остается под строжайшим секретом. Для меня как для математика написание сочинения за четыре часа представлялось одним из самых сложных и серьезных испытаний. Но его в нынешнем году отменили, и для меня это оказалось хорошим подспорьем.

Что для вас стало самым знаковым моментом конкурса?

С одной стороны, самое большое впечатление на меня произвела, конечно, победа. Но в течение самого конкурса знаковым событием стал мой мастер-класс, одно из конкурсных испытаний, которое в принципе ничем не регламентировано. Мы понимаем, что такое урок, методический семинар, классный час, но что такое мастер-класс в исполнении учителя, каждый понимает по-своему.

Мой мастер-класс был абсолютно самобытным, не вписывающимся в рамки. И он произвел впечатление и на жюри, и на моих коллег. Именно после мастер-класса, мне кажется, я стал одним из фаворитов конкурса. Этот момент оказался переломным.

А какие-то еще задания были для вас особенно интересными?

Безусловно, все задания были безумно интересными. Мне очень понравился урок, понравились волгоградские дети, с которыми мы его проводили. Я постарался придать уроку интересную для ребят форму с привлечением супергероев вселенной MARVEL. Это заинтересовало и школьников, и жюри, в результате получилось разобрать очень сложную тему на хорошем уровне.

Крайне интересным для меня испытанием стала и методическая мастерская, где учитель рассказывает об особенностях своей работы, методиках, подходах и приемах. Здесь есть возможность раскрыться как самобытной личности. Мне тоже понравилось, как члены жюри воспринимали мои идеи. В дополнение ко всему это было первое испытание, и запомнилось оно во многом именно потому, что положило начало финальному пути.

Еще одно испытание, которое хорошо запомнилось, — классный час, тема которого была неизвестна до последнего вечера. Вечером состоялась жеребьевка, и мне досталась цитата Елены Исинбаевой: «Мой главный соперник — я сама». У меня была ночь для того, чтобы оживить эту цитату и облачить ее в нужную мне форму, сделать тему для классного часа с учениками, задать направление, «заставить» детей говорить и раскрыться. И эта свобода, которая строго ограничена временными рамками, когда за шесть часов нужно прийти к конечному результату, привела меня в тонус и помогла проявить себя.

Случались ли на этапе вашей подготовки к конкурсу конфузные истории?

Я по своей природе перфекционист. Начал готовиться к проведению урока заранее, старательно и внимательно делал презентацию, выверял каждый миллиметр, каждую секунду обрезанного видео, каждую формулу. И в один из последних вечеров заметил, что на одной из картинок есть черная полоска, которую почти не видно. Решил, что если я ее до сих пор не видел, то и никто не увидит. В последний вечер ложусь спать с мыслью о том, что эта полоска там есть. Не могу уснуть, посреди ночи встаю, начинаю ее вырезать и по сути переделывать презентацию.

Примерно то же самое было на этапе подготовки методической мастерской, когда в один из последних вечеров перед выступлением я подумал, что нужно вообще изменить порядок представления всей информации. И я решил сделать инверсию. За один вечер структура подачи информации полностью изменилась. Мне казалось, что это более выигрышный вариант, и почему-то такая мысль пришла мне в голову уже на конкурсе, а не дома.

В соответствии с условиями конкурса после победы в нем вы на общественных началах становитесь советником министра просвещения России. Благодаря этому у вас появляется возможность, о которой мечтают многие учителя, — изменить образовательную систему в лучшую сторону, ведь вы видите ее изнутри и понимаете, каким образом правильнее всего расставить акценты. Есть ли уже сейчас конкретные планы и идеи на этот счет?

Сейчас, как и всегда, у учителей две глобальные проблемы: первая — поднятие престижа профессии, что повлекло бы поднятие заработной платы, а вторая — уход от бюрократизации системы образования, школ и особенно работы классных руководителей. Что касается финансовой составляющей, я знаю, что имеются предложения, которые будут реализовываться. В части же дебюрократизации процесса уже предприняты конкретные шаги, в том числе и внедрение целиком российской образовательной цифровой платформы «Сферум».

С одной стороны, при помощи этой платформы можно проводить занятия, вести контроль, в том числе и учебный, создавать классы, размещать материалы, а с другой — она позволяет искусственному интеллекту готовить отчеты, аналитические справки и оценивать успеваемость детей самостоятельно, без привлечения педагога. Это хоть как-то сможет облегчить жизнь учителям и особенно классным руководителям, которые загружены написанием различной документации. Я сам уже работал в системе — очень удобный инструмент, который впоследствии, думаю, даст возможность педагогам, разгрузившись, больше внимания уделять индивидуальным траекториям учащихся и персонификации образования.

Ответить добром и приносить пользу родному региону

Математика — точная наука, в ней важны порядок и внимательность. Но есть ли секреты вашего подхода к детям, к организации учебного процесса, благодаря которым удается сделать преподаваемую дисциплину увлекательной и творческой и вовлечь ребят в образовательный процесс?

Достаточно популярно мнение о том, что математика — сухая и скупая наука. Но ведь такой ее делаем мы, когда заставляем детей находиться в строгих рамках, действовать по определенным правилам. Поэтому я стараюсь не загонять ребят в рамки: не хочу, чтобы они заучивали, как стихотворение, определения или теоремы, а хочу, чтобы они их понимали. Пускай лучше ученик мне их расскажет своими словами, с современным сленгом, чем выпалит зазубренное определение.

Кроме того, я стараюсь математику оживить и для этого использую несколько методов. Например, часто привлекаю современную культуру: смотрю, что интересно детям — книги или фильмы, игры или передачи, и составляю задачи, связанные с этим. Я также использую современные системы компьютерной алгебры, позволяющие визуализировать математические объекты, даже сделать динамическую визуализацию, заставить функцию двигаться, треугольник — вертеться, поворачиваться, что обеспечивает большее понимание условий задач.

Такой синтез классической математики и современных возможностей интересует детей, дает им стимул и мотивацию к изучению математики. Плюс я стараюсь сохранить на занятиях демократическую обстановку: каждый может высказать свое мнение. Я часто даже специально делаю ошибку, чтобы включить ребят в дискуссию.

Был ли лично для вас пример учителя, который стал неким профессиональным идеалом и ориентиром? Может, именно он повлиял на ваше решение стать преподавателем?

Таким человеком для меня стал преподаватель алгебры Михаил Романович Уховский, которого, к сожалению, уже нет в живых. Меня всегда поражал его подход к делу. Если он что-то делал, то это что-то было идеальным. Нельзя было найти изъяна в его лекциях или семинарских занятиях. Я иногда открываю его лекции, которые с удовольствием записывал, и вижу на полях его шутки. И вспоминаю, что именно он показал мне и моим товарищам, что математика — это искусство.

У Михаила Романовича была любимая фраза: «Кто не спешит, тот и не опаздывает». И он никуда не спешил, говорил очень неторопливо. В его лекциях отсутствовало разделение между темами — это одна большая логическая структура, и каждое записанное слово окажется с чем-то связано в дальнейшем. Настолько все было продумано, интересно, захватывающе, в некоторой степени даже литературно, что до сих пор, открывая тетрадь с его лекциями, я испытываю чувство, будто смотрю на картину великого художника или читаю книгу великого писателя.

Уховский — именно тот человек, который сломал стереотип, что преподавание и математика — это сухо и скупо. Показал, что это не однообразно и монотонно, а интеллигентно, разнообразно и красиво.

Какие у вас планы на будущее? Собираетесь менять место работы или развиваться в каком-то новом направлении?

Пока я планирую продолжить работу с детьми в качестве учителя. Поступают различные предложения — интересные, заманчивые, связанные с переездом, но я желал бы остаться в Ростовской области. Чувство, испытанное на конкурсе (за мной стоят люди, которые меня поддерживают и которые за меня болеют), сохраняется и сегодня. Мне хотелось бы ответить добром и приносить пользу тому региону, где я родился и живу, а заодно — и всей стране.

Досье | Михаил Гуров. Родился в январе 1988 г. в Ростовской области. Окончил факультет математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета по специальности «математика» (получил диплом сначала бакалавра, а затем магистра математики), магистратуру Южно-Российского гуманитарного института (направление «Экономика»), Академии психологии и педагогики ЮФУ (направление «Педагогическое образование»). В 2016 г. защитил кандидатскую диссертацию «Операторы свертки с осциллирующими ядрами или символами в пространствах Харди — Лебега и пространствах гельдеровских функций». С 2012 г. по 2013 г. — ассистент кафедры интегральных и дифференциальных уравнений ЮФУ, с 2012 г. по 2016 г. — младший научный и научный сотрудник Южного математического института. С 2010 г. по 2018 г. — педагог Областного центра дополнительного образования детей, учитель математики в лицеях № 11 и № 95 г. Ростова-на-Дону. С 2016 г. — учитель математики в ЧОУ «Лицей классического элитарного образования». Воспитал более 100 победителей и призеров математических олимпиад. В 2020 г. победил в III Конкурсе учителей математики Юга России и получил право представлять Ростовскую область на конкурсе «Учитель года России»-2020, абсолютным победителем которого стал в феврале 2021 г.

 |