Чьими устами глаголет истина? Ответ на этот вопрос попытались найти участники онлайн-конференции, организованной международным холдингом «ЕвроМедиа».


Игорь Иваненко:

— Повышение профессионального мастерства — краеугольный камень всего образовательного здания. Мы наработали способы и технологии его повышения. Это продуктивная методическая работа, наставничество, тьюторство, Школа молодого учителя, повышение квалификации в Орловском институте развития образования и муниципальном информационно-методическом центре, активное участие в конференциях, семинарах и тренингах Московского центра развития кадрового потенциала образования и его проекте «Взаимообучение городов», во Всероссийской национальной образовательной программе «Гимназический союз России».

В нашей гимназии работают 74 учителя, 59 из них имеют высшую и первую квалификационные категории. Все провели ВКС — интерактивные уроки в рамках Гимназического союза России с использованием цифровых технологий в дистанционном режиме, что во многом и определило рост их профессионального мастерства. Наше учебное заведение имеет статус особого партнера союза. По результатам конкурсного отбора мы включены в топ лидеров его программы. Кроме того, наши педагоги приняли участие в самых различных конкурсах на  муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Такие конкурсы являются источником повышения их профессионализма и инновационной компетентности.

Еще в конце 1990-х и начале 2000-х гимназия побеждала в конкурсах «Школа года» и «Школа века», проводимых Общественной академией творческой педагогики им М. И. Рувинского. В 2006 году мы в числе первых стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, и получили президентский грант в размере 1 млн рублей. В последние годы, участвуя в региональном конкурсе «Школа года», оказывались его победителями и призерами.

Такие результаты стали источником и мотиватором дальнейшего овладения и применения нашими учителями технологий и приемов, обеспечивающих высокое качество образования. В первую очередь это информационно-коммуникационные, развивающие, личностно ориентированные, модульные технологии, технологии проблемного, интегрированного обучения, уровневой дифференциации.

Мои коллеги успешно участвуют в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Двое из них стали победителями муниципального и регионального, а также участниками заключительного этапа. Методический арсенал наших преподавателей отличается инновационным и продуктивным характером. Они детально продумывают траекторию индивидуального развития каждого ребенка, умеют совмещать знаниевую и компетентностную траектории, формируют психологию успеха учащихся. Их уроки носят развивающий характер, чтобы ученик стал творцом урока наравне с учителем. Уроки проходят в интерактивном режиме в форме дебатов, диспутов, брифингов, дискуссий, выстраивания проектов, серьезных научных исследований.

Анастасия Мингачева:

— Чуть больше двух лет прошло с того момента, как первый Губернаторский лицей, построенный в Ульяновске, открыл двери для своих учеников. Сегодня в нашем образовательном учреждении — 1612 учеников, 52 класса-комплекта, 75 педагогов, 13 из которых — молодые специалисты. В наших рядах — победители и призеры профессиональных конкурсов «Педагогический дебют», «Учитель года», «Самый классный классный», «Психолог года», «Этнопедагог».

Когда в первый год работы мы задумались о программе развития лицея, то поняли, что в приоритете — ставка на командную работу. Ведь исключительно команда способна воспитывать разностороннюю личность в учащемся, добиваться наилучших результатов в обучении; только в команде педагог может расти личностно и профессионально; только в команде он чувствует себя нужным и важным. Поэтому темой программы развития стало «Формирование корпоративной культуры педагогического коллектива как условие профессионально-личностного развития педагога». С этой же темой лицей стал участником Программы развития инновационных процессов.

В Губернаторском лицее № 100 создали герб — две заглавные буквы ГЛ, расположенные на зеленом фоне. Символом учебного заведения стала пчела — неутомимая труженица, каждый педагог носит маленькую пчелку. У лицея есть свой гимн, слова и музыку к которому написала заместитель директора по воспитательной работе (всем известно, что музыка гимна во все времена являлась мощным средством воспитания патриотических чувств). По окончании каждого триместра преподаватели участвуют в творческих лабораториях, где создают картины, занимаются музыкой или кулинарным искусством. Сегодня это уже традиция.

Мы много работаем над внешним уровнем корпоративной культуры, но прекрасно понимаем, что не это главное. Глубокий уровень корпоративной культуры — это действия, устойчивые образцы поведения, методы принятия решений, организация командной работы, отношение к проблемам. Каждый вторник в лицее — единый методический день: после уроков любой учитель имеет возможность получить высококвалифицированную помощь в построении проекта урока, способах оценивания, заполнении электронного журнала, эффективных методах работы с одаренными детьми и т.д. Среда — день посещения уроков: каждый педагог может посетить любой урок, посмотреть на методику преподавания, перенять методы и технологии работы, затем вместе с коллегой проанализировать и обсудить достоинства и недостатки проведенного занятия.

В 2020/2021 учебном году было разработано положение о смотре-конкурсе открытых уроков молодых и вновь прибывших коллег «Приятно познакомиться, учитель «Губернаторского»!». Администрация лицея, руководители методических объединений и все желающие посетили открытые уроки коллег. Победители и призеры конкурса были отмечены премиями, участники — приятными призами. Знаете, чем оказалась полезна такая практика? Кроме того, что любой конкурс — это мотивация для познания нового, это еще и возможность обменяться опытом с коллегами, проявить себя с творческой стороны и, возможно, почувствовать крылья за спиной и стать участником конкурса профессионального мастерства.

К финишу нынешнего учебного года мы приходим с новыми, значимыми для нас цифрами: лицей вошел в топ-25 лучших образовательных организаций Ульяновской области, наши ученики — победители и призеры конкурсов «Большая перемена», «РОСТ», «Большие вызовы», «Умники и умницы», ВсОШ, олимпиады РУДН, многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда».


Наталья Астахова:

— По результатам исследования, представленным генеральным директором АНО «Россия — страна возможностей» на форуме «Территория смыслов», 83% студентов педагогических специальностей готовы участвовать в профессиональных конкурсах, так как видят в них хорошую возможность для развития. Данные, составленные на основе опроса работающих учителей, далеко не столь оптимистичны. В лицее № 6 г. Благовещенска всего 14% преподавателей положительно рассматривают возможность участия в профессиональном конкурсе. При этом в категории опытных педагогов цифры стремятся к нулю.

Почему же учителя отказываются от участия в конкурсах, игнорируя хорошую возможность повышения уровня своей педагогической деятельности и признания профессиональным сообществом? Во-первых, подготовка к конкурсу очень затратна по времени и другим ресурсам. Во-вторых, конкурс как публичное выступление учителя перед коллегами и экспертами — это всегда стрессовая ситуация. Многие преподаватели боятся неудачи и ее последствий для профессиональной деятельности. В-третьих, не каждый учитель может эффектно презентовать себя, а ведь внешний эффект, обаяние участника являются важным фактором успешности выступления.

Многие опытные педагоги не считают конкурсы серьезным мероприятием, рассматривая как вариант шоу, в котором они не желают принимать участие. При этом данная категория учителей положительно относится к возможности представить на конкурс собственные методические разработки.

Таким образом, далеко не все преподаватели стремятся участвовать в профессиональных конкурсах. Прежде их участниками становятся учителя достаточно молодые, амбициозные, стремящиеся к профессионально-личностному росту, имеющие потребность представить свой опыт широкой профессиональной аудитории. Эта категория учителей прежде всего отмечает положительные бонусы от участия в конкурсах: развитие педагогических компетенций, коммуникативных и творческих способностей, самоактуализацию, внедрение в деятельность новых технологий, повышение собственного рейтинга и рейтинга своей школы, демонстрацию личных идей, распространение опыта, установление новых профессиональных связей.

Успешное выступление на конкурсе меняет отношение к себе, придает уверенности в собственных силах и создает мотивацию развиваться дальше. Главной задачей администрации и методической службы школы, на наш взгляд, является повышение педагогической компетенции всех учителей: и тех, кто участвует в конкурсах, и тех, кто данную возможность профессионального развития отвергает.

Екатерина Бочкарева:

— Работе с педагогическим коллективом в нашей гимназии уделяется пристальное внимание. В коллективе поддерживаются благоприятный психологический климат, уважительные отношения между коллегами. Ставка делается на союз опыта и молодости, традиций и новаторства. Управление учебным заведением опирается на проектный подход, что также является мотивирующим фактором для развития. Реализованные проекты позволили качественно изменить образовательную среду.

Результатом творческого настроя коллектива стала активность в профессиональных и грантовых конкурсах. В муниципальном конкурсе «Учитель года столицы-2019» приняли участие трое наших коллег, в республиканском конкурсе «Педагогический дебют-2019» — двое. Призер муниципального конкурса «Учитель года столицы-2019» — учитель математики Ксения Коллэ. Лауреат республиканского конкурса «Педагогический дебют-2019» — учитель истории, обществознания и права Александр Зотов, признанный победителем заключительного всероссийского этапа конкурса в 2020 году.

В прошлом году учитель биологии Ангелина Потапова выиграла грант Росмолодежи на реализацию проекта «Интерактивный экологический проект «ЭКО-пространство!», который был успешно реализован при поддержке коллектива гимназии. В нынешнем году учитель истории и обществознания, руководитель поискового отряда «Искра» Ирина Федулова приняла участие в конкурсе на соискание грантов главы Чувашии для поддержки поискового движения и стала победителем.

Лера Хаджиева:

— Ежегодно от 30% до 36% педагогов и воспитателей городского округа Баксан принимают участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Существуют споры о том, а нужны ли профессиональные конкурсы? Я, как победитель муниципального, призер регионального этапа конкурса «Учитель года», победитель федерального конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование», твердо уверена, что нужны. Это не только профессиональный рост учителя, но и интеллектуальный рост его учеников. Подготовка к любому конкурсу способствует поиску нового, интересного, аккумулируются идеи, собственная творческая энергия, педагог много работает над собой.

От уровня профессионализма преподавательских кадров напрямую зависит качество любого образовательного учреждения. Школа — это живая, развивающаяся система, где наряду с новыми веяниями существуют и такие проблемы, как недостаточное владение учителями проектными и исследовательскими методами обучения, современными технологиями, старение кадров. И в этих условиях, образно говоря, разбудить учителя, коллектив, усилить веру в свои силы и возможности помогают конкурсы профессионального мастерства.

В каждом муниципалитете есть школы-лидеры, активные участники инновационной деятельности, и школы, которые мало где отличаются. Наша миссия заключается в оказании последним методической помощи, трансляции работы успешных учебных заведений. Также одна из приоритетных задач, которую мы ставим перед собой, осуществляя подготовку участника конкурса и сопровождение его во время конкурсных мероприятий, — создать положительный эмоциональный настрой, чтобы после окончания конкурса педагог увидел прежде всего свои плюсы, чтобы коллектив отметил профессиональный рост коллеги и ему захотелось участвовать в подобных конкурсах еще раз.

Людмила Бабкина:

— Пройдя путь от абсолютного победителя муниципального конкурса «Профессионал-2015», через победу на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 и выдержав испытания финала Всероссийского этапа в Казани, я поняла, что конкурсы являются не только путевкой в большую профессиональную жизнь, но и помогают собрать круг талантливых, ищущих педагогов, для которых профессия учителя — не ремесло, а призвание.

В декабре 2015 года был создан клуб «Учитель года Тульской области». Его работа ориентирована не только на победителей, лауреатов, участников регионального этапа всероссийского конкурса, на подготовку к финалу большого конкурса. Клуб — это продвижение вперед, новые идеи, обмен опытом, дружба, создание сообщества учителей региона.

Для оказания методической помощи коллегам из области мы организуем выездные мероприятия — педагогические десанты, методические поезда, в состав которых входят не только «Учителя года», но и участники всероссийских конкурсов «Педагогический дебют», «Учитель здоровья России», представители Института повышения квалификации работников образования. С 2017 года проводим региональные фестивали молодых педагогов региона «Учитель новой школы», которые готовят к конкурсам профессионального мастерства. С 2018 года в области реализуется проект «Наставничество: новые грани профессионализма».

Но нельзя развиваться изолированно, нужно перенимать опыт других учительских клубов. С 2017 года Тула принимает на своей земле гостей, организуя межрегиональный фестиваль клубов «Учитель года».

Конкурс — это та мотивирующая ступенька в профессии, после которой открываются многие возможности. Лишь увлеченный человек может увлечь других. «Учить и учиться» — эти слова отражают одну из главных задач современного образования — непрерывный профессиональный и личностный рост учителя.

 |