Екатерина Сергеевна, ваше участие в конкурсе «Учитель года» можно считать дебютным? Или до этого тоже были попытки поучаствовать в нем?

Я вообще сторонник участия в различных конкурсах, люблю выступать на конференциях и делиться своим опытом с коллегами. И своих учеников учу тому же. Но что касается «Учителя года» — да, в нем мне довелось участвовать впервые. Причем решение не было моей давней мечтой. Его скорее можно считать спонтанным. Даже более того, к этому решению меня подтолкнула директор нашей гимназии. Я согласилась, и начался очень долгий путь к победе.

Что для вас стало самым важным на этом пути? Были ли какие-то особенно значимые инсайты?

Инсайтов очень много, и говорить про них можно бесконечно. Самым богатым из них стал, пожалуй, всероссийский этап, который подарил мне знакомство с удивительными педагогами из других регионов, возможность перенять их опыт и узнать о новых методиках в работе, а также шанс познакомиться с членами жюри и получить от них ценную обратную связь и оценку моей работы. Много открытий подарили и мероприятия, которыми была наполнена наша по-настоящему насыщенная программа, и посещение славного города Ростова-на-Дону, который встретил нас очень тепло. Несмотря на то, что в нашей программе сложно было выкроить свободную минутку, мы увидели и посетили много мест: Музыкальный театр, IT-куб, музей «Россия — моя история»… А самым теплым и важным инсайтом для меня стало осознание, что в такой значимый для меня момент я была не одна: постоянно ощущалась поддержка близких, друзей, учеников и других конкурсантов.

С финалистами подружились?

Да, очень. Мы и сейчас, спустя почти два месяца, постоянно остаемся на связи: делимся фотографиями с рабочих мест, помогаем профессиональными советами и даже уже решили, кто кому будет отправлять подарок на Новый год. Даже не знаю, в какой конкретно момент эта дружба зародилась. Возможно, в ту минуту, когда в ночь накануне какого-то испытания мы проверяли презентации друг друга на опечатки или репетировали моменты выступления, на которых боялись запнуться из-за волнения. Но главное — мне очень хочется верить, что нам удастся пронести эту дружбу, поддержку и готовность всегда прийти на помощь через годы.


А ваши ученики помогали вам в процессе конкурса? Быть может, кто-то из них стал вдохновителем во время подготовки к какому-либо испытанию и, например, подкинул ту или иную идею?

Мои ученики всегда были рядом: писали слова поддержки, присылали видео с исполнением песен, которые сами сочинили, смотрели прямые трансляции и вообще были очень включены в процесс. И эту поддержку я чувствовала даже на расстоянии, которое разделяет Тюмень и Ростов-на-Дону. Ученики узнали о моей победе одновременно со мной: момент объявления победителя конкурса транслировался в школе по громкой связи. И, чтобы поздравить меня, многие из них решили не дожидаться моего возвращения на занятия, а приехали встречать меня прямо в аэропорт. Это было действительно очень приятно: я прилетела домой ранним рейсом, в 4:25, и, войдя в здание аэропорта, обнаружила, что он полный. Здесь были и мои ученики, и их родители, и учителя нашей гимназии, и сотрудники департамента образования. Встречали с распростертыми объятиями в прямом смысле этого слова.

Чем вам, на ваш взгляд, удалось поразить жюри? Какое испытание удалось лучшего всего?

Не смогу дать ответ на этот вопрос, потому что не знаю его. Оценивать себя очень сложно, да и все испытания были разными, каждое было направлено на то, чтобы раскрыть какую-то отдельную часть работы педагога: общение с коллегами, умение организовать внеурочную деятельность и образовательный процесс… Но в каждом испытании я смогла бы выделить что-то, что стало сильной стороной и что я бы обязательно повторила, если бы могли пройти через все испытания заново, или, наоборот, то, что непременно бы изменила.

Например?

Я бы обязательно снова использовала те интерактивные методы, которые применяла по ходу работы с ребятами во время открытого урока: организовала бы работу таким образом, чтобы они поработали с экспериментом. С другой стороны, при подготовке к этому же испытанию я бы пересмотрела устройство макета, немного переделала бы инструкцию, провела бы другую аналогию и немного изменила бы задачи для групп.

Да, оценивать себя тяжело, но было ли испытание, после которого вы почувствовали максимальную самоотдачу?

Тоже сложно сказать, но, наверное, это были внеклассное мероприятие и урок по той причине, что в них участвовали дети, а работа с ними всегда строится по-особенному и дарит яркие эмоции. Кроме того, жеребьевка для внеклассного мероприятия проводится накануне, а потому само испытание ты толком не успеваешь отрепетировать, оно выходит неким экспромтом. Еще мне понравилась пресс-конференция: нам поступали очень необычные и неожиданные вопросы, над которыми было интересно поразмыслить, а ответы получались простыми и искренними — ты говорил то, что думал, и так, как чувствовал. Тем более что готовили вопросы совершенно разные люди: и ученики, и родители, и коллеги. И, конечно, очень интересным мне показался мастер-класс, потому что он подарил возможность рассказать о своей «фишке» и тех авторских методиках, которые ты используешь в своей обычной работе.

О какой авторской методике рассказали вы?

Я поделилась со своими коллегами информацией о трех педагогических П: проводнике, погружении и персоне. Проводник — это то, что позволяет ребенку перейти от того, что он уже знает, от знакомого и безопасного к такому сложному предмету, как физика. Здесь можно использовать видеосюжеты, бытовые приборы и даже обычный мыльный пузырь, который является для ребенка хорошо знакомым символом детства, но одновременно с этим может быть использован для того, чтобы раскрыть три разные темы по физике. Второе — погружение, которое тесно связано с интерактивными методами. А персона — воспитательный потенциал урока: это и про самореализацию, и про индивидуальный подход, потому что физику можно изучать и через различные задачи, связанные с искусством, и, например, через проекты, связанные с физической культурой.

Что изменилось в вашей жизни после победы в конкурсе?

Несмотря на то, что с момента конкурса прошло уже около двух месяцев, я до сих пор не осознаю эту победу. Но, пожалуй, самым главным результатом лично для меня стала возможность быть услышанной, чем-то делиться с коллегами и транслировать свой опыт организации учебного процесса. И я стараюсь с максимальной пользой использовать все возможности, которые у меня появились.


Учительская стезя

Вы работаете учителем уже восемь лет. Наверняка за это время скопилось немало ярких воспоминаний. Каким было самое первое ваше воспоминание, связанное со школой? И о какой истории, случившейся впоследствии, особенно приятно вспомнить?

Наверное, самым первым ярким воспоминанием стало знакомство с учениками, девятиклассниками. У нас на тот момент была совсем небольшая разница в возрасте. А вторым таким воспоминанием стала встреча с теми ребятами, у которых я была классным руководителем. У нас с ними сложились очень теплые взаимоотношения. Сейчас они уже студенты, но практически с каждым мы постоянно созваниваемся, общаемся, они обращаются ко мне за советом и делятся своими успехами, а некоторые из них даже работают с моими нынешними учениками — становятся их наставниками и помогают в организации проектной деятельности. Что касается приятной и памятной истории, то первое, что приходит на ум, — сюрприз, который подготовили для меня мои ученики в канун Нового года. Был конец урока, и они стали задавать мне много вопросов. В процессе ответов на них я стала объяснять и что-то доказывать им, достала модель для проведения эксперимента, и это стало началом квеста, который подготовили дети и в конце которого меня ждал сюрприз от них.

А какие трудности профессии вам сложнее всего перенести?

Несмотря на то, что я искренне люблю свою работу и с удовольствием провожу так много времени с детьми, могу сказать, что не всегда это только про радость, бывают и непростые моменты. Лично для меня самое трудное — сложные судьбы детей, когда в жизни твоего ученика происходит что-то страшное. И тогда я стараюсь максимально мобилизоваться, ведь роль учителя в такие минуты особенно важна. Необходимо понять, как правильно себя вести, как поддержать ребенка и какую среду создать для того, чтобы помочь ему справиться со сложностями, пережить трудную минуту и сделать так, чтобы последствия не были слишком серьезными для его дальнейшей судьбы.

Сталкиваясь с такими трудностями, вы никогда не задумывались о том, чтобы изменить профессию? Будь у вас шанс выбрать ее заново, согласились бы снова стать учителем?

Да, несмотря ни на что, я бы все равно стала учителем, снова и снова.

Когда вы учились в школе, физика была вашим любимым предметом?

Как ни странно, нет. У меня были очень хорошие учителя, которым удавалось заинтересовать меня разными предметами. Я вообще всегда любила учиться, занимала призовые места на олимпиадах по биологии, литературе и другим предметам. Но и в физике всегда преуспевала. Хотя решение преподавать ее пришло ко мне уже в университете и стало делом случая. В вуз я поступила по направлению «Прикладная физика», будучи очень увлеченной наукой. Однажды ко мне обратился один из преподавателей, который предложил поучаствовать в обучении физике школьников. Я согласилась, и так встретились две мои большие любви: к детям и к науке. Второе мое образование было уже педагогическим.

А есть ли в школьном курсе физики тема, которую вы любите больше всего?

Наверное, такой темы нет, потому что физика — это предмет, который обладает огромным потенциалом, и я стараюсь найти что-то интересное в каждой теме и поделиться этим с детьми.

Как вам удается увлечь ребят учебным процессом и сделать свой предмет интересным? Есть ли какие-то секретные методики?

Пожалуй, мой секрет — интерактивные методы работы, и эту же тему, кстати, я представляла во время одного из конкурсных испытаний — педагогической мастерской. Это методы, которые позволяют ребенку быть не сторонним наблюдателем образовательного процесса, а его участником. То есть ребята выступают в роли экспертов, проводят учебные эксперименты, выдвигают гипотезы, проверяют их на практике и делают выводы. В процессе всего этого они работают в командах, общаются между собой и со мной. Я стараюсь использовать и различные игровые технологии: например, сборку конструктора или моделирование какого-либо физического явления. Стараюсь организовать и проектную деятельность, и инженерные соревнования. Что касается последних, то их мы проводим и среди учеников разных классов, и даже среди учеников разных школ. А иногда небольшие инженерные соревнования я организую прямо в рамках урока. Такая форма работы делает процесс обучения по-настоящему интересным для школьников.

Но ведь учитель не только учит чему-то своих учеников, но и учится чему-то у них, согласны? Чему вас учат ваши ученики?

Вы правы, дети учат своих учителей каждый день, потому что они меняются и задают много вопросов. Причем они заставляют нас учиться очень быстро. Я, например, благодаря им нахожусь в постоянном поиске новых приемов и методов, стараюсь погружаться в ту среду, в которой они находятся, чтобы понимать, чем можно их заинтересовать. Мои ученики также мотивируют меня осваивать цифровые инструменты, да и вообще они отличные мотиваторы и учителя одновременно.

Взгляд изнутри

Не могу не спросить вас: что вы думаете о ЕГЭ и как относитесь к этой форме проверки знаний? Считаете ли нужным разработку какой-то альтернативы?

Сейчас не готова предложить что-то конкретное. Но система диагностики знаний, на мой взгляд, очень важна, причем на разных этапах: с ее помощью можно выявить сильные и слабые стороны знаний того или иного ребенка и скорректировать образовательный процесс. При этом очень важно, чтобы эта система постоянно менялась, это не может быть какой-то законченный процесс, поскольку появляются новые запросы, в том числе у самих учеников.

И еще один злободневный вопрос: что вы думаете про дистанционное обучение? Это добро или это зло?

Зависит от того, в чьих оно руках. Я считаю, дистанционное обучение может быть хорошим дополнением, которое расширяет образовательное пространство и помогает в процессе обучения, даже если какие-то обстоятельства препятствуют очным встречам педагога и ученика. И я сейчас говорю даже не про пандемию, а про обычный больничный ребенка или долгий отъезд на конкурсы или соревнования. Кроме того, благодаря дистанту ребята могут участвовать во всероссийском образовательном процессе, где можно общаться и взаимодействовать с учениками и педагогами из других регионов. Это может быть очень полезным и интересным для них. Но при этом быть заменой привычной формы обучения дистанционное образование не может хотя бы потому, что у образования есть много целей: это и социализация, и воспитательные моменты.

Если вспомнить вашу собственную школьную жизнь, какое самое теплое воспоминание приходит на ум? И что вы можете пожелать сегодняшним школьникам?

Я пожелала бы каждому школьнику максимально использовать те возможности, которые есть у него в это чудесное время: участвовать в конкурсах и олимпиадах, в школьном самоуправлении, самореализовываться и быть частью глобальных добрых дел. Школьное время дарит массу таких возможностей, важно их не упустить.

Что же насчет ярких историй, то, пожалуй, одна из них связана с подготовкой ко дню рождения нашего классного руководителя. Тогда мы с одноклассниками сделали себе одинаковые футболки, написали на них имя и отчество нашего учителя, а в день ее рождения пришли в них в школу. Она была в восторге от сюрприза, а лично для меня это стало важным уроком: такие минуты и становятся одними из самых значимых вещей, которые дарит нам школа, ведь они учат нас самому главному — дружить и сплачиваться на пути к решению любых задач.

Досье. Екатерина Костылева — учитель физики гимназии № 16 г. Тюмени. В 2015 г. окончила физико-технический институт ТюмГУ, а в 2017 г. получила второе образование в стенах института психологии и педагогики. Является составителем задач олимпиады «Менделеев» и «Квадрат Декарта», участником профильных смен «Школы одаренных» ТюмГУ, организатором инженерных соревнований на региональном этапе форума молодых исследователей «Шаг в будущее», очного этапа Всероссийского конкурса по 3D-моделированию и прототипированию «Вздумай», автором работы «Физика в современной среде образования» и проекта «Академия профессий будущего — современная среда образования» на портале «Сириус онлайн». В числе ее достижений — победа в дистанционном Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Педагогический проект» и Всероссийском конкурсе «Современный педагог». В 2016 г. стала лауреатом грантового конкурса среди молодых педагогов и студентов на лучший научный инновационный проект в педагогике в номинации «Будущее рядом», а в 2018 г. получила диплом I степени Всероссийского конкурса дидактических и методических разработок «Современный педагог». В том же году победила во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Педагогический проект». В 2019 г. получила диплом лауреата конкурса «Профессиональное мастерство учителя физики» г. Москвы, в 2020 г. — диплом Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Современные вызовы развитию образования» в номинации «Основное образование», а также стала победителем конкурса «О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности».

 |