Бурейко2-портрет.jpg

В послевоенные годы на одном из крупнейших в стране машиностроительном заводе в донбасском городе Горловка хорошо знали большую семью литейщика Ивана Переверзева. В ней было семеро детей, и все они, один за другим, пошли по стопам отца. В 1947 году, окончив к восемнадцати годам девятый класс – два школьных года пришлось пропустить из-за немецкой оккупации Горловки – вслед за тремя старшими братьями и сестрой уже и Валя ранним утром спешила к заводской проходной. Работала сначала копировщицей, потом выучилась на чертежницу. Освоившись на новом месте, втянувшись в рабочий распорядок, поступила в вечернюю школу рабочей молодежи. А закончив ее в 1950 году, отправила документы в Таганрогский учительский институт на отделение русского языка и литературы. (Двухгодичные учительские институты в 1939-55 годах готовили учителей для 5-х–7-х классов).

Это неожиданное решение удивило всех – братья и сестры, вслед за родителями, традиционно выбирали рабочие профессии. Но и отговаривать не стали – уважение к выбору детьми жизненного пути тоже было наследственной чертой семьи.

На большую помощь из дому Валентина не рассчитывала – родителям надо было поднимать младших. И после первого курса она устроилась пионервожатой в школе. Режим был напряженный. День – лекции и работа, ночь – за книгами. Да еще часть зарплаты домой отсылала. Но все экзамены сдавала на пятерки. Так что, по окончании института в 1952 году ей, как отличнице и общественнице, было предоставлено право выбора при распределении. И неожиданно для всех она, городская девчонка, решила поехать в сельскую глубинку, в станицу Милютинскую, самый маленький райцентр области, в котором жила тогда едва ли тысяча человек.

Почему она сделала такой выбор – можно только предполагать. Может, понравилось название? Милютка, милая малютка? А может почувствовала, что найдет там свою судьбу и семейное счастье?

Так или иначе, выбор был сделан. Донская станица встретила молодую учительницу приветливо, радушно. Учителей в школе не хватало, и в первый же год Валентине – теперь уже Валентине Ивановне – пришлось вести классное руководство сразу в двух классах – пятом и шестом. Навыков преподавания не было, опыта тоже. Терялась и излишне порой волновалась начинающий педагог. А за партами – переростки да второгодники. Во всем сказывалось тяжелое послевоенное время. В классах, особенно старших, было много учеников, отцы которых не вернулись с войны.

Наладить в первый год работу, должную дисциплину было трудно, и она все чаще и дольше задерживалась в школе, старалась присматриваться, расспрашивать у более опытных преподавателей, как лучше, занимательней построить занятия, по возможности старалась посещать их уроки. И старшие товарищи по работе щедро делились с ней секретами педагогического мастерства.

…В 1957 году первые ее питомцы получали аттестаты зрелости. На выпускном вечере волновались все. Но кто больше – ее ученики или сама учительница – определить было трудно. Ей казалось, что она еще не все для них сделала, чего-то недосказала, что-то упустила… В ее жизни будет еще много таких прощальных вечеров, и каждый раз то же искреннее волнение будет в ее глазах и словах. А сколько будет удивления и радости, когда через годы ее первые ученики при ведут к ней в школу своих детей!

Но это будет потом. А пока она, чтобы лучше постичь профессию, погрузиться в нее, поступила на заочное отделение Шахтинского педагогического института. И опять – днем вела уроки, а по ночам сама склонялась над учебниками.

Фамильная настойчивость сделала свое дело. Валентина – уже не Переверзева, а Бурейко – получила в 1960 году диплом о высшем образовании. И сама не заметила, как пришли уверенность и опыт, и уже к ней на уроки ходили молодые учителя.

Она умела не только проникнуть во внутренний мир своих учеников, вызвать в них интерес к учебе, но и выстроить дружественные, продуктивные взаимоотношения с их родителями, которые становились ее надежными помощниками и единомышленниками. И это приносило свои плоды. В классах Валентины Ивановны не было второгодников, а успеваемость была одной из лучших в области. В 1971 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени.

…Жизнь и школа продолжались. Летом 1978 года Валентина Ивановна отправилась в Москву – ее избрали делегатом 3-го всесоюзного съезда учителей. И буквально накануне открытия съезда, 27 июня, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР – за большие заслуги в деле обучения и воспитания учащихся учительница Милютинской средней школы Валентина Ивановна Бурейко была удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Под аплодисменты нескольких тысяч коллег высокую награду ей вручили прямо на сцене Кремлевского Дворца съездов. И все три дня, что продолжался съезд, ей несли и несли поздравительные телеграммы. И среди них самые волнующие – от первых ее учеников: московского инженера Сергея Ксендза, полковника Петра Лукашова, учительницы из Казахстана Аллы Чумаковой…

…Сколько их прошло перед ее глазами, скольким отдала она частицу своей души!


АНО «Центр развития СМИ» совместно с РРО ООГО «Союз женщин России» при поддержке АНО «Агентство развития гражданских инициатив Ростовской области» реализует проект «Донские труженицы: от Великой Отечественной войны до наших дней»