1 сентября 2022 года в них началось обучение 200 инженеров нового формата, в 2024-м будут выпущены первые 2,5 тыс. специалистов. В нынешнем году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд рублей, еще около 4 млрд выделят технологические партнеры.
Ориентир на технологический суверенитет. «России необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета. И ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, должны быть отечественными. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах. Вузы, победившие в конкурсе, расположены в 15 субъектах, которые формируют научно-промышленный каркас страны», — прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Наибольшее число университетов-победителей представляют Приволжский (9 вузов), Центральный (8) и Северо-Западный (5) федеральные округа. На четвертом месте — Сибирский (4 вуза), на пятом — Южный (2) округ. В Дальневосточном и Уральском округах отобрано по одному вузу. 25 вузов подведомственны Минобрнауки, 3 — Минздраву, по одному — Минсельхозу и Минцифры.
В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» к 2024 году 28 тыс. преподавателей высших учебных заведений повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях, будет выделено свыше 1 тыс. грантов на прохождение практик, а также более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнерами.
Участие в проекте принимают более 40 индустриальных партнеров, специализирующихся на информационных технологиях, финансах, добыче полезных ископаемых, тяжелой металлургии, машиностроении, сельском хозяйстве. В списке — ПАО «КамАЗ», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», «Норильск телеком», Объединенная двигательная корпорация, Завод электротехнического оборудования, Объединенная приборостроительная корпорация.
«Инженерные школы сократят путь молодого специалиста от получения теоретических знаний к практике, — уверен министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. — Проект вызвал огромный интерес как у вузов, так и у высокотехнологичных компаний по всей России. Уже сейчас понятно, насколько востребована эта работа. Будем выходить в Правительство РФ с инициативой о масштабировании проекта».
Мощный потенциал. Судя по комментариям самих вузов-победителей, проект «Передовые инженерные школы» действительно очень актуальный и способный принести большую пользу. К тому же начинать с нуля не придется.
По признанию руководителя передовой инженерной школы Казанского федерального университета Гузели Капитоновой, в регионах есть проблема оттока кадров, особенно молодежи. Передовая школа «Кибер Авто Тех» близка к производству ОАО «КамАЗ» и решает его реальные задачи — помогает удерживать талантливых ребят в Набережных Челнах. Все направления подготовки специалистов полностью соответствуют потребностям «КамАЗа» на ближайшие 5-10 лет. Школу также поддерживает правительство Татарстана. Таким образом, совместно создается инфраструктура для исследований и научно-технических открытий и увеличивается масштаб проекта.
В рамках передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» в Перми производятся двигатели гражданского назначения. «Партнеры оказали нам поддержку в размере 160 млн рублей. Средства идут на задачи технологической повестки, — рассказал руководитель инженерной школы Пермского национального исследовательского политехнического университета Иван Зубко. — Пара примеров: разработка технологии сверхточного литья титановых лопаток и создание авиационных лопаток из полимерных композитов. Данные технические компоненты необходимы для разработки новых перспективных авиадвигателей».
Передовая инженерная школа атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии НГТУ им. Р. Е. Алексеева нацелена на подготовку новых кадров и новых технологий по атомно-водородной тематике. «Например, мы разрабатываем новый газовый реактор, который будет охлаждаться не водой, а гелием. Мы получим высокопотенциальное тепло и ключ к новой технологии по получению чистого водорода с низким углеродным следом, — поделился руководитель школы Антон Тумасов. — Это новый этап развития отрасли, такие реакторы будут введены в эксплуатацию не раньше 2030 года. Но исследовать их нужно сейчас. И мы готовим инженеров, ориентированных на новые вызовы. Мы не учим их справляться с задачами, решение которых известно. Мы смотрим в будущее и обучаем их компетенциям, которые будут востребованы через несколько лет».
Есть предложение. Представители вузов-победителей полагают, что эффект от реализации проекта «Передовые инженерные школы» окажется еще больше, если будут учтены их предложения и пожелания.
По словам ректора Московского физико-технического института (Национального исследовательского университета) Дмитрия Ливанова, в последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция — снижается количество школьников, выбирающих физику как основной экзамен. За пять лет — на 30%, а это 50 тыс. человек. Сокращается и число профильных физматклассов в школе — на 60% за те же пять лет. «А физика — ключевой системообразующий предмет для формирования инженерного мышления, — напомнил Ливанов. — Мы с группой ведущих университетов и научных организаций разработали систему конкретных мер, которые позволят быстро изменить ситуацию к лучшему. Предлагаем с 2025 года принимать на инженерные программы в вузы по сумме трех экзаменов: по математике, физике и информатике. Это создаст систему мотивации для регионов и школ поддерживать профильные классы. Кроме того, необходимо создать систему методической поддержки учителей физики, которые дополнительно занимаются с детьми, ведут кружки, факультативы и т.д. Наконец, нужно развернуть физический практикум — это можно сделать достаточно дешево, тиражируемо и на современном уровне».
Томский политехнический университет открыл передовую инженерную школу по интеллектуальным аналитическим системам и работает в партнерстве с компаниями «Росатом» и «Газпромнефть», индустриальными центрами компетенций. «У нашей школы две основные особенности: соединение навыков в сфере IT и энергетики и высокая интенсивность подготовки, — уточнил ректор вуза Дмитрий Седнев. — Есть предложение: дать выпускнику возможность после специалитета поступить на бюджетное отделение магистратуры. Сейчас такое невозможно, поскольку магистратура считается вторым образованием».
А проректор Высшей школы экономики, ответственный секретарь оргкомитета Национальной технологической олимпиады Дмитрий Земцов ретранслировал предложение выпускников олимпиады — самого крупного инженерного командного соревнования школьников: «Юные техники, поступая на первый курс университета, хотят решать реальные технологические задачи. Поэтому появилась идея создать систему молодежных конструкторских бюро, которая в свое время работала в Советском Союзе и вносила вклад в экономику. Масштабируем и возродим ее в российских университетах, где есть передовые инженерные школы, и в других вузах, где есть технологические направления подготовки. Это могло бы стать частью образовательных программ для инженеров и айтишников. Для ребят это возможность включиться в развитие своей страны, в построение ее успешного будущего».
30 вузов-победителей отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы» и направления их деятельности
№ |
Вуз |
Направление деятельности |
1 |
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии» |
2 |
Российский химико-технологический университет |
«Химическое машиностроение и технологии» |
3 |
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
4 |
Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет) |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
5 |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники |
«Электроника, радиотехника и системы связи» |
6 |
Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
«Ядерная энергетика и технологии», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
7 |
Московский авиационный институт |
«Авиационная и ракетно-космическая техника», «Двигателестроение» |
8 |
Университет «Иннополис» |
«Программная инженерия» |
9 |
Южный федеральный университет |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
10 |
Нижегородский государственный технический университет |
«Атомное машиностроение» |
11 |
Псковский государственный университет |
«Тяжелое машиностроение» |
12 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
«Пищевая промышленность», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
13 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
«Авиационная и ракетно-космическая техника», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
14 |
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
15 |
Пермский национальный исследовательский политехнический университет |
«Двигателестроение», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
16 |
Уфимский государственный авиационный технический университет |
«Двигателестроение» |
17 |
Дальневосточный федеральный университет |
«Биотехнологии» |
18 |
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского |
«Авиационная и ракетно-космическая техника» |
19 |
Московский государственный технический университет |
«Авиационная и ракетно-космическая техника» |
20 |
Воронежский государственный аграрный университет |
«Биотехнологии в сельском хозяйстве» |
21 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
«Машиностроение» |
22 |
Донской государственный технический университет |
«Сельскохозяйственное машиностроение» |
23 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии» |
24 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
«Искусственный интеллект и цифровые технологии» |
25 |
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова |
«Медицинское приборостроение» |
26 |
Национальный исследовательский университет ИТМО |
«Биотехнологии» |
27 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова |
«Медицинское приборостроение» |
28 |
Казанский национальный исследовательский технологический университет |
«Химическая промышленность» |
29 |
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева |
«Авиационная и ракетно-космическая техника» |
30 |
Самарский государственный медицинский университет |
«Медицинское приборостроение» |