1 сентября 2022 года в них началось обучение 200 инженеров нового формата, в 2024-м будут выпущены первые 2,5 тыс. специалистов. В нынешнем году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд рублей, еще около 4 млрд выделят технологические партнеры. 

Ориентир на технологический суверенитет. «России необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета. И ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, должны быть отечественными. Этого невозможно достичь без подготовки квалифицированных кадров на местах. Вузы, победившие в конкурсе, расположены в 15 субъектах, которые формируют научно-промышленный каркас страны», — прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Наибольшее число университетов-победителей представляют Приволжский (9 вузов), Центральный (8) и Северо-Западный (5) федеральные округа. На четвертом месте — Сибирский (4 вуза), на пятом — Южный (2) округ. В Дальневосточном и Уральском округах отобрано по одному вузу. 25 вузов подведомственны Минобрнауки, 3 — Минздраву, по одному — Минсельхозу и Минцифры.

В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» к 2024 году 28 тыс. преподавателей высших учебных заведений повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях, будет выделено свыше 1 тыс. грантов на прохождение практик, а также более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнерами.

Участие в проекте принимают более 40 индустриальных партнеров, специализирующихся на информационных технологиях, финансах, добыче полезных ископаемых, тяжелой металлургии, машиностроении, сельском хозяйстве. В списке — ПАО «КамАЗ», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Газпром нефть», «Татнефть», «Норильск телеком», Объединенная двигательная корпорация, Завод электротехнического оборудования, Объединенная приборостроительная корпорация.

«Инженерные школы сократят путь молодого специалиста от получения теоретических знаний к практике, — уверен министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. — Проект вызвал огромный интерес как у вузов, так и у высокотехнологичных компаний по всей России. Уже сейчас понятно, насколько востребована эта работа. Будем выходить в Правительство РФ с инициативой о масштабировании проекта».

Дальневосточный федеральный университет - биотехнологии.jpg

Мощный потенциал. Судя по комментариям самих вузов-победителей, проект «Передовые инженерные школы» действительно очень актуальный и способный принести большую пользу. К тому же начинать с нуля не придется.

По признанию руководителя передовой инженерной школы Казанского федерального университета Гузели Капитоновой, в регионах есть проблема оттока кадров, особенно молодежи. Передовая школа «Кибер Авто Тех» близка к производству ОАО «КамАЗ» и решает его реальные задачи — помогает удерживать талантливых ребят в Набережных Челнах. Все направления подготовки специалистов полностью соответствуют потребностям «КамАЗа» на ближайшие 5-10 лет. Школу также поддерживает правительство Татарстана. Таким образом, совместно создается инфраструктура для исследований и научно-технических открытий и увеличивается масштаб проекта.

В рамках передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» в Перми производятся двигатели гражданского назначения. «Партнеры оказали нам поддержку в размере 160 млн рублей. Средства идут на задачи технологической повестки, — рассказал руководитель инженерной школы Пермского национального исследовательского политехнического университета Иван Зубко. — Пара примеров: разработка технологии сверхточного литья титановых лопаток и создание авиационных лопаток из полимерных композитов. Данные технические компоненты необходимы для разработки новых перспективных авиадвигателей».

Передовая инженерная школа атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии НГТУ им. Р. Е. Алексеева нацелена на подготовку новых кадров и новых технологий по атомно-водородной тематике. «Например, мы разрабатываем новый газовый реактор, который будет охлаждаться не водой, а гелием. Мы получим высокопотенциальное тепло и ключ к новой технологии по получению чистого водорода с низким углеродным следом, — поделился руководитель школы Антон Тумасов. — Это новый этап развития отрасли, такие реакторы будут введены в эксплуатацию не раньше 2030 года. Но исследовать их нужно сейчас. И мы готовим инженеров, ориентированных на новые вызовы. Мы не учим их справляться с задачами, решение которых известно. Мы смотрим в будущее и обучаем их компетенциям, которые будут востребованы через несколько лет».


Есть предложение. Представители вузов-победителей полагают, что эффект от реализации проекта «Передовые инженерные школы» окажется еще больше, если будут учтены их предложения и пожелания.

По словам ректора Московского физико-технического института (Национального исследовательского университета) Дмитрия Ливанова, в последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция — снижается количество школьников, выбирающих физику как основной экзамен. За пять лет — на 30%, а это 50 тыс. человек. Сокращается и число профильных физматклассов в школе — на 60% за те же пять лет. «А физика — ключевой системообразующий предмет для формирования инженерного мышления, — напомнил Ливанов. — Мы с группой ведущих университетов и научных организаций разработали систему конкретных мер, которые позволят быстро изменить ситуацию к лучшему. Предлагаем с 2025 года принимать на инженерные программы в вузы по сумме трех экзаменов: по математике, физике и информатике. Это создаст систему мотивации для регионов и школ поддерживать профильные классы. Кроме того, необходимо создать систему методической поддержки учителей физики, которые дополнительно занимаются с детьми, ведут кружки, факультативы и т.д. Наконец, нужно развернуть физический практикум — это можно сделать достаточно дешево, тиражируемо и на современном уровне».

Томский политехнический университет открыл передовую инженерную школу по интеллектуальным аналитическим системам и работает в партнерстве с компаниями «Росатом» и «Газпромнефть», индустриальными центрами компетенций. «У нашей школы две основные особенности: соединение навыков в сфере IT и энергетики и высокая интенсивность подготовки, — уточнил ректор вуза Дмитрий Седнев. — Есть предложение: дать выпускнику возможность после специалитета поступить на бюджетное отделение магистратуры. Сейчас такое невозможно, поскольку магистратура считается вторым образованием».

А проректор Высшей школы экономики, ответственный секретарь оргкомитета Национальной технологической олимпиады Дмитрий Земцов ретранслировал предложение выпускников олимпиады — самого крупного инженерного командного соревнования школьников: «Юные техники, поступая на первый курс университета, хотят решать реальные технологические задачи. Поэтому появилась идея создать систему молодежных конструкторских бюро, которая в свое время работала в Советском Союзе и вносила вклад в экономику. Масштабируем и возродим ее в российских университетах, где есть передовые инженерные школы, и в других вузах, где есть технологические направления подготовки. Это могло бы стать частью образовательных программ для инженеров и айтишников. Для ребят это возможность включиться в развитие своей страны, в построение ее успешного будущего».

30 вузов-победителей отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы» и направления их деятельности

Вуз

Направление деятельности

1

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина

«Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии»

2

Российский химико-технологический университет
имени Д. И. Менделеева

«Химическое машиностроение и технологии»

3

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

«Искусственный интеллект и цифровые технологии»

4

Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет)

«Искусственный интеллект и цифровые технологии»

5

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

«Электроника, радиотехника и системы связи»

6

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

«Ядерная энергетика и технологии», «Искусственный интеллект и цифровые технологии»

7

Московский авиационный институт

«Авиационная и ракетно-космическая техника», «Двигателестроение»

8

Университет «Иннополис»

«Программная инженерия»

9

Южный федеральный университет

«Искусственный интеллект и цифровые технологии»

10

Нижегородский государственный технический университет
имени Р. Е. Алексеева

«Атомное машиностроение»

11

Псковский государственный университет

«Тяжелое машиностроение»

12

Национальный исследовательский Томский государственный университет

«Пищевая промышленность», «Искусственный интеллект и цифровые технологии»

13

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

«Авиационная и ракетно-космическая техника», «Искусственный интеллект и цифровые технологии»

14

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

«Искусственный интеллект и цифровые технологии»

15

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

«Двигателестроение», «Искусственный интеллект и цифровые технологии»

16

Уфимский государственный авиационный технический университет

«Двигателестроение»

17

Дальневосточный федеральный университет

«Биотехнологии»

18

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

«Авиационная и ракетно-космическая техника»

19

Московский государственный технический университет
имени Н. Э. Баумана

«Авиационная и ракетно-космическая техника»

20

Воронежский государственный аграрный университет
имени императора Петра I

«Биотехнологии в сельском хозяйстве»

21

Казанский (Приволжский) федеральный университет

«Машиностроение»

22

Донской государственный технический университет

«Сельскохозяйственное машиностроение»

23

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

«Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии»

24

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

«Искусственный интеллект и цифровые технологии»

25

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

«Медицинское приборостроение»

26

Национальный исследовательский университет ИТМО

«Биотехнологии»

27

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

«Медицинское приборостроение»

28

Казанский национальный исследовательский технологический университет

«Химическая промышленность»

29

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

«Авиационная и ракетно-космическая техника»

30

Самарский государственный медицинский университет

«Медицинское приборостроение»

 |