Но совершенно особое место как в истории, так и в памяти соотечественников занимают имена людей, в разные эпохи доблестно защищавших Родину, живших и трудившихся ради ее процветания. Таких людей называют героями, их память трепетно чтят, а их подвиг увековечивается не только на страницах учебников по истории, но и в названиях городов, улиц, промышленных предприятий, учреждений культуры и даже образовательных учреждений — подрастающее поколение должно знать своих героев.

_2-1536x1499.jpg

История вопроса. Традиция присваивать имена образовательным учреждениям существовала еще в дореволюционной России — до 1917 года школам и университетам давали имена ученых и писателей. Но гораздо большее распространение традиция получила в советское время: учебные заведения называли в честь социалистических деятелей, военачальников, героев Великой Отечественной войны.

Присвоение школам имен героев в СССР было не только одной из форм увековечивания памяти этих людей, но и важным элементом системы патриотического воспитания молодежи. Пропаганда героического подвига советского народа имела огромное значение для воспитания граждан: со школьной скамьи детям прививалось чувство гордости за страну, в которой они живут, ответственности за ее будущее. Героические сражения периода Великой Отечественной войны, в которых раскрылась моральная сила советского человека, и не менее героический труд советских людей в тылу, вошли в историю как беспримерный подвиг соотечественников и по сей день продолжают служить совершенствованию идеи патриотического воспитания подрастающего поколения.

Имена героев, к слову, присваивались не только образовательным организациям — всесоюзным явлением были пионерские дружины имени Зои Космодемьянской, Марины Расковой, Алексея Маресьева, Рихарда Зорге… Мальчишки и девчонки из любого уголка Страны Советов чтили и уважали людей, уничтоживших фашизм, отстоявших свободу и независимость страны, хотели быть на них похожими, а потому присвоение имени героя пионерской дружине также было важным кусочком в мозаике патриотического воспитания. Ребята тщательно изучали личность человека, имя которого носила дружина или школа, и популяризировали знания о нем, участвовали в слетах, собирали материалы для стенгазет и школьных музеев…

уголок им. Космодемьянской в школе.jpg

Тем школам, из стен которых будущие герои выпускались, нередко присваивались именно их имена. Например, школе № 201, расположенной в Войковском районе Москвы, более 160 выпускников которой участвовали в Великой Отечественной войне, в 1944 году было присвоено имя Зои Космодемьянской. Именно здесь обучались будущие Герои Советского Союза: Зоя и Александр Космодемьянские, Георгий Лашин и Павел Гражданинов. 22 марта 1956 года указом Президиума Верховного Совета школа получила имя Зои и Александра Космодемьянских, в 1960-м — статус памятника истории, а 30 сентября 1966-го награждена орденом Трудового Красного Знамени «за успехи, достигнутые в обучении и воспитании подрастающего поколения».

Одной из основных воспитательных тем являлся подвиг бывших учеников школы. В 1960 году новый директор школы № 201 ветеран Великой Отечественной войны Николай Борисов организовал поисковую работу, благодаря которой 29 ноября 1961 года был открыт мемориальный зал Зои и Александра Космодемьянских, позже ставший музеем истории школы. Большое внимание в образовательном процессе было отведено встречам с участниками боевых действий, а в дни памяти Зои Космодемьянской в учебном заведении собирались бывшие воспитанники. В 1981 году на школьном дворе был установлен памятник «Ученикам и учителям школы № 201, погибшим за Родину в годы Великой Отечественной войны».

_1104948864_.jpg

Как известно, звания Героя Советского Союза удостаивали не только за совершение подвига или за выдающиеся заслуги во время боевых действий, но и (в виде исключения) и в мирное время. Их имена тоже носили и носят школы по всей стране. Пожалуй, самый известный из них — первый в мире советский летчик-космонавт, майор Юрий Гагарин. Одной из первых школ в РСФСР, которой было присвоено имя прославленного космонавта, стала московская школа № 43. Нужно сказать, что школе, которая в 70-х годах прошлого века являлась новостройкой, пришлось бороться, чтобы имя Гагарина было присвоено именно ей. Решение о присвоении такого звания принималось на уровне Моссовета, и заработать его было совсем непросто.

Путь к получению имени героя начался с создания на базе школы штаба «Космос». Каждый пионерский отряд и каждая комсомольская организация получили задание приступить к сбору материалов для будущего музея, посвященного жизни Гагарина и истории космонавтики. Ученики школы № 43 с должной ответственностью отнеслись к этой работе: они написали письмо в училище, где учился покоритель космоса, связались со школами из других республик, носящими его имя, посещали музеи, посвященные космонавтике, встречались со специалистами, работающими в области космических исследований.

Все собранные ребятами материалы положили начало школьному музею. День рождения Гагарина, 9 марта, стал традиционным праздником «За честь школы», а с 12 по 17 апреля ежегодно в учреждении проходили Гагаринские уроки. Эти уроки организовывали учителя физики и астрономии, ученики старших классов, родители, приглашенные специалисты. Через два года после начала этой масштабной работы коллектив школы посчитал, что готов обратиться к правительству Москвы с просьбой присвоить ей имя первого в мире космонавта. Пришлось сдать очень много документов, решить много проблем и преодолеть препятствия, ведь Гагарин не учился в этой школе, не жил и не работал в Москве. 1 ноября 1984 года нарочный от правительства Москвы принес в школу сообщение о присвоении ей имени Юрия Алексеевича Гагарина.

В 90-е годы Россия находилась в состоянии «брожения», вызванного пересмотром политических и экономических ориентиров в развитии страны. С изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения патриотическому воспитанию молодежи уделялось значительно меньше внимания. Новый толчок идеям патриотического воспитания был дан в начале 2000-х годов, в период относительной стабильности, когда в стране более или менее устаканились экономические проблемы.

_Вimg_20210505_101855.jpg

Герои нашего времени. Вопрос о возрождении традиции присвоения российским школам имен выдающихся соотечественников, особенно героев Великой Отечественной войны, впервые за долгое время был поднят на учредительном съезде Общероссийского народного фронта летом 2013 года. Как рассказал тогда депутат Госдумы Андрей Красов, «фронтовики» рассчитывали, что идею поддержит Владимир Путин, участвовавший в работе съезда. Кроме того, Красов подчеркнул, что присвоение имен героев учебным заведениям позволит школьникам глубже изучать историю своих регионов и страны в целом. При этом предполагалось, что решать, чье конкретно имя будет носить школа, должны будут школьные коллективы совместно с родительскими комитетами и самими учениками, а герои могут быть как прославленными на всю страну, так и воинами, учившимися в конкретной школе, городе или поселке.

После съезда предложение планировалось обсудить на региональном уровне, чтобы местные власти принимали решения на местах. Инициатива была встречена разными мнениями: одни горячо подержали ее, надеясь, что это придаст новый импульс развитию традициям патриотического воспитания, другие высказали мнение, что присвоение имен героев образовательным учреждениям ничего не даст с точки зрения воспитания молодежи.

_чкалов.jpg

«Эта традиция существовала в советское время, — заметил тогда политолог Иосиф Дискин. — Я считаю абсолютно правильным, чтобы школьники понимали: они наследники тех, кто ковал победу. Особенно правильно, если это не ограничится присвоением имени и детям будут рассказывать о ходе войны, о подвигах, о жертвах».

Профессор МГИМО, историк Андрей Зубов также согласился с идеей, однако призвал коллективы образовательных учреждений внимательно отбирать исторические персоналии и не присваивать школам имена ложных героев. «Надо быть внимательным при определении, достоин человек или нет, чтобы на него дети равнялись в школе, — сказал он. — Это должен быть человек, который проявил стратегический талант, если он военачальник или воин, проявивший личное мужество в борьбе с врагом. Такие люди достойны вечной памяти, а не какие-нибудь политработники».

Противоположное мнение высказал заслуженный учитель России, директор центра образования № 686 «Класс-Центр» Сергей Казарновский: «Через эмоциональную историю возникает ощущение того, как жили люди. А у нас опять все через мозги: «Запомните, это тот-то...» Строить на этом политику неправильно. На инициативу уйдет немерено денег, во всех уставах, бумагах под это дело подпишется много кто. Сейчас заставят в каждой школе сделать музей, начнут собирать для него что-то, хотя места на это реально может и не быть. И начнется абсолютное издевательство».

_img_20210505_103756.jpg

Положительных мнений об инициативе ОНФ оказалось больше, поэтому с 2014 года организация реализует федеральный проект «Имя героя — школе». На ее официальном сайте говорится, что в названии школ могут быть увековечены имена людей, которые за свои героические поступки награждены государственными наградами: Героя СССР или Российской Федерации, орденом Мужества, медалью «За отвагу»... Также это могут быть имена известных в том или ином регионе людей, внесших свой вклад в защиту Отечества, отдавших жизнь за страну, за спасение других, ставших примером мужества, храбрости и самоотверженности, но по тем или иным причинам не получивших официального признания в виде государственных наград и званий. Кроме того, школы могут быть названы в честь воинских формирований, боевых отрядов, совершивших подвиг как в годы Великой Отечественной войны, так и в других войнах и конфликтах, где принимала участие Россия.

Благодаря проекту на базе школ активно проходит патриотическая и краеведческая работа: учащиеся и педагоги изучают документы и материалы в музеях, архивах, библиотеках о жизненном пути выдающихся людей. В результате большой коллективной работы школам торжественно присваивается звание имени героя, создаются «Уголки памяти», издаются книги о героических поступках соотечественников.

_IMG_7662.jpg

В 2017 году, в день 25-летия с момента учреждения звания Героя Российской Федерации, Андрей Красов сообщил об инициативе Народного фронта создать единый электронный реестр, объединяющий все наработанные школами материалы, который стал бы подспорьем и примером для учебных заведений, планирующих присоединиться к проекту. В том же году, в преддверии Дня Победы, ОНФ запустил уникальный информационный ресурс, наполняемый информацией о мемориальных сооружениях, содержащих Вечный огонь или Огонь памяти, братских могилах, входящих в реестр воинских захоронений, и об эвакогоспиталях, где проходили лечение во время ВОВ. Также на сайте размещена информация о российских школах, которым присвоены имена героев в рамках проекта «Имя героя — школе». Согласно карте образовательных организаций, приведенной на сайте imena.onf.ru, на сегодня к проекту присоединились все 85 субъектов РФ.

 |