1 .«Первоклассница»

1948 год. Режиссер: Илья Фрэз

Один из самых первых фильмов отечественного кинематографа, где главным героем выступила школа. А если точнее — первоклассница Маруся Орлова. Через ее мысли, поступки и взаимодействие с окружением зритель знакомится с азами советской педагогики, познает все прелести дисциплины, учится ответственности и товариществу.

Несмотря на то что назидательный посыл в фильме является одним из основных мотивов, «Первоклассницу» совсем не скучно смотреть. Снят он режиссером Ильей Фрэзом по мотивам повести Евгения Шварца, которые, бесспорно, гаранты и качества, и интересных диалогов, и даже наивности и сказочности.

А по прошествии времени — все-таки картине уже больше 70 лет — «Первоклассницу» еще и любопытно пересмотреть с исторической точки зрения: не только школе, но и бытовой стороне здесь находится место. Фильм, напомним, снят спустя всего три года после окончания Великой Отечественной войны.


2«Республика ШКИД»

1966 год. Режиссер: Геннадий Полока

Пожалуй, гениальный фильм вне времени. Он снят более 50 лет назад, но смотрится на одном дыхании и сегодня. Филигранно выписанные, не картонные образы каждого героя, юмор, одиночество, дружба, честность и предательство…

Как складывается общение между интеллигентным учителем и бывшими беспризорниками, которые живут в доме-интернате? При чем здесь демократия и выборы? Имеет ли право на прощение тот, кто однажды предал? Как заинтересовать человека учиться?

Ответы на эти вопросы найдутся в «Республике ШКИД». А песня «У кошки четыре ноги...» в исполнении героя по прозвищу Мамочка (актер Александр Кавалеров) и вовсе запомнится на всю жизнь. Подтверждено и проверено временем. Кто впоследствии только не перепевал этот шедевр. В том числе и рок-музыкант Борис Гребенщиков.

3. «Доживем до понедельника»

1968 год. Режиссер: Станислав Ростоцкий

Еще один фильм из цикла «На все времена». Всего три дня из школьной жизни, после которых ни один из героев уже не будет прежним. Здесь не только про зубрежку конкретных предметов и в целом про образование — здесь больше о школе жизни, о поиске молодых людей себя в мире, который каждый день новый. Они рассуждают и пишут сочинение на тему «Что такое счастье» — тему, которая волновала и подростков советского времени, и волнует сегодняшнюю молодежь.

«Доживем до понедельника» — это про взаимоотношения на всех уровнях. Фильм «растаскан» на множество цитат, которые после картины стали жить своей полноценной жизнью: «Счастье — это когда тебя понимают», «Сеешь доброе, разумное, вечное, а вырастает белена и чертополох», «А Сыромятников списывает, чужое счастье ворует!» и многие другие.

А из уст учителя истории Мельникова (актер Вячеслав Тихонов) в споре с другими учителями звучит то сакраментальное о педагогике: «Я категорически не согласен! Мы очень мало знаем о них и совершенно не занимаемся нашим прямым делом! — Каким?! — Воспитанием».

4. «Сто дней после детства»

1975 год. Режиссер: Сергей Соловьев

Когда в фильме идет речь о старшеклассниках, то без любовных мотивов уже не обойтись. По крайней мере сотни фильмов о школьной поре посвящены в том числе влюбленности, первой любви и сопутствующим этому чувству восторгам и страданиям, невинности и романтике. Вспомните, например, ставшие легендой советского кинематографа и актуальные во все времена «Вам и не снилось...» (1981 г., реж. Илья Фрэз), «В моей смерти прошу винит Клаву К.» (1979 г., реж. Николай Лебедев и Эрнест Ясан), «Точка, точка, запятая» (1972 г., реж. Александр Митта).

Картина Сергея Соловьева «Сто дней после детства» также посвящена первой любви, зародившейся в школьные годы. «Понимаете, однажды — это случается обыкновенно внезапно — ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше все это видел тысячу раз, но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно пораженный, как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, и эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь». Красивый и тонкий фильм. И первая роль Татьяны Друбич в кино.

5. «Ключ без права передачи»

1976 год. Режиссер: Динара Асанова

В центре повествования — молодая и талантливая учительница (актриса Елена Проклова), классный руководитель 10 «Б». Урок по литературе, нестандартная подача, поиск истины. Все это приковывает внимание к фильму. Как и трепетное отношение режиссера картины к теме становления личности в юности.

В своем дневнике Динара Асанова написала: «Детство, молодость — не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда: «Подготовка к вступлению в большую жизнь». Ошибочно. Жизнь не делится на большую и среднюю, маленькую. Есть одна — большая».

И в этом фильме как раз и есть сама жизнь, поданная через школьные будни. Насколько «дозволено» сближаться учителю с учениками, где та грань, за которой наступает переход за черту под названием «субординация», творческий подход в работе — когда от него польза, а когда вред?

Порой в школе бывает трудно не только и не столько ученикам, сколько учителям. И фильм «Ключ без права передачи» позволяет задуматься над сложностью профессии школьного учителя, напоминает еще раз ставшее крылатым выражение «Учитель — тоже человек!».

6. «Расписание на послезавтра»

1979 год. Режиссер: Игорь Добролюбов

Еще одна картина, где наибольшее внимание уделяется все-таки учителям. Именно они представляют образы вечного спора между физиками и лириками. В данном случае — между напористым и целеустремленным физиком, которого сыграл Олег Даль, и возвышенно-романтичной учительницей литературы в исполнении Маргариты Тереховой.

Фильм, безусловно, запоминается не только концентрацией в кадре звезд советского кино, а в первую очередь интересной атмосферой, сложившейся в школе гениев. Из воспоминания зрителей картины нередко можно встретить отзывы: «В каждом кадре такая увлеченность, демонстрируется столь высокая тяга к знаниям, что хочется сесть за одну парту с такими учениками и послушать таких педагогов».


7. «Чучело»

1983 год. Режиссеры: Ролан Быков и Аркадий Хайт

До этого фильма в отечественном кинематографе никто так откровенно не поднимал тему сложных взаимоотношений между учениками, травли, или буллинга, как это называют сегодня. Авторов «Чучела» обвиняли в сгущении красок и нагнетании жестокости, чиновники даже хотели запретить ленту для широкого проката.

Вмешался Андропов. И фильм, страшный, сложный и прекрасный своей откровенностью, в итоге снискал любовь зрителей. А позднее — Госпремию СССР. Он и сегодня производит сильное впечатление — как говорится, до мурашек. Не исключено, что многие в героях видят себя — по ту или иную сторону.

К слову, в современном кинематографе есть еще один фильм со школьной проблематикой, который вызывал, пожалуй, не менее бурные споры, — сериал 2010 года «Школа», снятый Валерией Гай Германикой. В отличие от «Чучела» он не получил никаких премий, но дискуссии вызвал нешуточные — среди педагогов, школьников и родителей. Некоторые члены Госдумы даже выступали с требованиями запретить его трансляцию по одному из федеральных каналов.

8. «Простые истины»

1999-2003 годы. Режиссеры: Вадим Шмелев, Евгений Старков, Александр Замятин и Юрий Беленький

Один из популярнейших сериалов о школе начала 2000-х годов. Он установил своеобразный рекорд. Например, было снято 350 серий, а рейтинг «Простых истин» все сезоны держался на довольно высокой и стабильной отметке.

Сериальный формат, растянувшийся на без малого пять лет, позволял показать жизнь школьников и учителей максимально досконально. Здесь нашли отражение все радости и проблемы школьной поры: и безответная первая любовь, и сложность уроков, и хулиганское поведение, приводящее к конфликтам с учителями, и плохие оценки, и победы на школьных соревнованиях и олимпиадах. Затрагивались темы между «родителями и детьми», споры учителей с учителями о педагогике и процессе обучения и воспитания и много-много других разных тем, без которых невозможно представить простую жизнь одиннадцатиклассников.

Сериал, кстати, стал лауреатом XI Международного фестиваля телепрограмм для подростков, детского фестиваля в «Артеке» и V Всероссийского фестиваля визуальных искусств в «Орленке».

9. «Географ глобус пропил»

2013 год. Режиссер: Александр Велединский

Снятый по одноименному роману Алексея Иванова, фильм получил несколько «Золотых орлов» по различным номинациям, в том числе за лучшую режиссуру и лучшие актерские работы (Константин Хабенский и Елена Лядова). Главный герой — тот самый учитель географии, который не только метафорично «глобус пропил», проходит свой путь становления. Уставший от безденежья, надломленный семейными проблемами, он постепенно вновь обретает себя, того, который все еще молодой, отзывчивый и активный. За что, конечно, спасибо ученикам школы, в которой преподает. Такая вот сила педагогического искусства, когда не только школьникам польза от учителей, но и учителям благо от общения с вдохновляющей молодежью.

Фильм, бесспорно, современный. Хотя снят в манере, больше отсылающей к лучшим образцам советского кинематографа. Судя по многочисленным отзывам, пришелся по вкусу и молодежи, и старшему поколению.

10. «Спасти Пушкина»

2017 год. Режиссеры: Филипп Коршунов, Павел Мирзоев

Легкая комедийная работа с элементами фантастики. Рассчитана преимущественно на детей, которые знают, что такое творческая школьная самодеятельность, и активно в ней участвуют. По сюжету школьники одного из современных лицеев с помощью машины времени переносят «солнце нашей поэзии», как впервые назвал Александра Пушкина в XIX веке Владимир Одоевский, в XXI век. Таким замысловатым образом они мечтают повернуть ход истории и спасти Александра Сергеевича от гибели на дуэли. Что из этого вышло? Любопытная приключенческая кино- и литературная зарисовка. 

 |