От экологии до искусственного интеллекта. Укрепление науки и высшей школы в российских регионах, создание условий, направленных на получение студентами качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства, — основные задачи Министерства науки и высшего образования РФ. О значимости этих задач спорить не приходится. По итогам опроса, проведенного в феврале 2021 года ВЦИОМ, важность развития науки и технологий в нашей стране россияне оценивают в 9 баллов из 10.

«При формировании плана Года науки и технологий мы ориентировались в первую очередь на национальные цели развития России до 2030 года, — отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. — Особенность этого года в том, что мы тематизировали каждый из месяцев, посмотрели на историю нашей страны и на современные направления научного поиска». Так, март был посвящен новой медицине. В апреле внимание уделили развитию космической отрасли. В августе будут обсуждаться климат и экология, в сентябре — генетика и качество жизни, а в ноябре — искусственный интеллект.

«Большое значение для нас будет иметь работа, связанная с популяризацией российской науки и технологий. Для нас важно, чтобы о выдающихся достижениях наших ученых знал весь мир, а молодые талантливые ученые и заслуженные научные деятели со всего мира стремились работать в России», — подчеркнул министр.

Каждому второму — бюджетное место. На новом этапе развития необходимо повысить роль университетов и научных организаций в социально-экономическом и научно-технологическом развитии страны. При этом принципиально важно добиться сокращения разрыва между лидерами, многие годы получавшими поддержку в рамках государственных программ, и региональными, а также отраслевыми вузами и научными институтами, которые ранее не участвовали в подобных программах. Важным инструментом адаптации высшего образования к потребностям региональных рынков труда являются выделяемые вузам и научным организациям бюджетные места. Сегодня субъекты РФ во многом самостоятельно формируют запрос на бюджетные места, учитывая потребности своих экономик, социальной сферы и демографической ситуации. На 2021/2022 учебный год Минобрнауки России распределило 542 тыс. бюджетных мест (+9% к уровню 2020 года), из них 422 тыс. — для студентов бакалавриата и специалитета. На 2022/2023 учебный год университетам выделено свыше 588 тыс. бюджетных мест, более 73% из них будет направлено в регионы. Наибольшее число выпускников поступят на инженерные и технические специальности, в том числе и информационные технологии. Также в приоритете — педагогика, медицина и сельское хозяйство. Количество бюджетных мест будет планомерно увеличиваться до 2030 года. «Каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом на конкурсной основе», — заявил Валерий Фальков.


Приоритет-2030. Тем не менее ключевой проблемой региональных вузов остается отсутствие научных исследований и ресурсов на создание лабораторий, реализацию новых исследовательских проектов. Поэтому лучшие выпускники школ стремятся поступать в столичные вузы. А из-за отсутствия результатов актуальных научных исследований университеты должным образом не вовлечены в развитие региона и не востребованы у организаций реального сектора экономики.

«В 2020 году мы разработали новую программу поддержки университетов «Приоритет-2030», рассчитанную на 10 лет. В программе будут участвовать не менее 100 университетов, при этом большинство — из регионов», — пояснил министр. Программа предусматривает изменение системы оценки результативности университетов, исключение показателей, связанных с их позициями в международных рейтингах, сокращение веса наукометрических показателей. Вместо этого вводятся новые показатели, которые отражают не только эффективность образовательной и научной деятельности вузов, но и их вклад в социально-экономическое развитие региона.

«Важно консолидировать ресурсный потенциал университетов и научных организаций, нацелив их на развитие региональных экономик. Нужны решения, которые дают участникам создаваемых партнерств синергетический эффект. Уже два года мы отрабатываем такие инструменты в рамках научно-образовательных центров», — сообщил Валерий Фальков.

Сегодня в сеть из десяти НОЦ вовлечены уже 20 субъектов РФ, более 80 университетов и 70 научных институтов, 170 организаций реального сектора экономики. В нынешнем году будут отобраны очередные пять НОЦ. Упор при реализации проектов по инициативе Минобрнауки сделан именно на поддержку молодых ученых. Свыше 80% финансирования, которое предусмотрено для вузов-участников программы «Приоритет-2030», пойдет на исследовательские работы в этих университетах. Кроме того, ведомство предложило признать особый статус молодых ученых в России. Соответствующий законопроект подан на рассмотрение в апреле, он закрепляет господдержку молодых ученых в виде стипендий, премий, грантов, социальной выплаты на приобретение жилья.

Крепкая база. Усиление позиций региональной высшей школы невозможно без создания передовой исследовательской инфраструктуры и комфортной среды для проживания и обучения, занятий спортом и участия в интересных научных проектах. В 2020 году на обновление приборной базы вузов направлено свыше 13 млрд рублей — в три раза больше, чем в 2019-м. Помимо этого в прошлом году впервые выделены существенные ресурсы, а именно 18 млрд рублей, на обновление материально-технической базы вузов, капремонт общежитий. 67% средств получили регионы. В ближайшие четыре года на развитие инфраструктуры образовательных организаций высшего образования будет направлено свыше 36 млрд рублей. Всего построят 36 объектов общей вместимостью 23 644 места. Уже в 2022 году начнется реализация проектов по созданию кампусов мирового уровня.

«Мы рассчитываем начать активное строительство трех объектов. В Академгородке появится современный учебный кампус Новосибирского госуниверситета, в Пучкове Калужской области — новый студгородок, в Москве на базе МГТУ им. Баумана — более полутора десятков междисциплинарных научных кластеров. Мы должны создать не просто места проживания, а сформировать современное и комфортное пространство, где будут предусмотрены отдельные площади для учебного и внеучебного процесса, а главное — условия для научного творчества и самореализации в сфере исследований и разработок», — уточнил Валерий Фальков. 

 |