Ключевые итоги нацпроекта «Образование». Положительный эффект дает системный, комплексный подход, а именно создание единого образовательного пространства, профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, работа со школами с низкими результатами. Российская система образования нацелена на всестороннее развитие детей, получение ими как базовых, так и прикладных знаний.

«Сегодня каждая третья школа в стране имеет потенциал для улучшения образовательных результатов. Особенно это касается основной школы, 8-9-х классов. Мы точечно работаем с каждым учебным заведением, оказываем необходимую методическую поддержку там, где это требуется, чтобы устранить пробелы в знаниях», — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в январе 2021 года в ходе выступления в Совете Федерации.


Другие важнейшие задачи министерства — укрепление педагогического корпуса, повышение статуса профессии учителя. По словам руководителя ведомства, от учителей действительно зависит все. В рамках выполнения поручения председателя Правительства РФ Михаила Мишустина разрабатываются единые требования к системе оплаты их труда. Минпросвещения также контролирует исполнение поручения президента, связанное с осуществлением дополнительных выплат за классное руководство, чтобы прежние надбавки не были сокращены. Сейчас доплату получают свыше 810 тыс. педагогов по всей стране. В 2020 году принята Стратегия развития среднего профессионального образования, и на данный момент в правительстве решается вопрос введения аналогичных доплат преподавателям колледжей и техникумов.

Сокращена бюрократическая отчетность для учителей — в конце прошлого года Минпросвещения совместно с Рособрнадзором подписало соответствующее письмо. Приведенный в нем перечень ограничивает количество обязательных для педагога документов. Среди них — рабочие программы учебных предметов, классный журнал, план воспитательной работы.

В 2020 году приняты поправки в закон «Об образовании в РФ», связанные с усилением воспитательной работы в школах. К 2024 году планируется охватить системой воспитания не менее 72% учащихся, а к 2030-му увеличить это число до 95%. С 2021 года в учебных заведениях 10 регионов страны появится ставка советника директора по воспитательной работе с доплатой в размере 15 тыс. рублей. Кадровый состав советников будет формироваться через конкурс «Навигаторы детства», старт которому уже дан. Обучение кандидатов будет вестись на базе «Артека». Также с нынешнего года в составе нацпроекта «Образование» появится федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Новые объекты для отрасли. В 2020 году в России построено 828 детских садов на 122 тыс. мест и 277 школ на 169 тыс. мест. В 2021 году будет возведено еще 767 детсадов. Стартует беспрецедентный по масштабу четырехлетний проект строительства 1910 школ на 1,2 млн мест. Он реализуется с привлечением дополнительных средств от госкорпорации «ВЭБ.РФ» и Сбербанка на сумму почти 300 млрд рублей. Таким образом, будет возведено примерно на 500 школ больше, чем в рамках традиционной модели формирования межбюджетных субсидий. Благодаря этому к концу 2024 года появится свыше 1 млн мест, что позволит закрыть проблему третьей смены.

Также открыто 5 тыс. центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельской местности и малых городах, 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб».


Современная цифровая среда. «В начале этого учебного года мы провели всероссийские проверочные работы для более чем 7 млн учеников из 37 тыс. школ. Мы хотели оценить уровень знаний и понять, какие возможные пробелы в освоении программы есть у школьников. Что мы увидели? В целом серьезных пробелов нет. Отчасти потому, что начало пандемии пришлось на четвертую четверть, когда в основном шло повторение материала», — так ответил Сергей Кравцов на один из вопросов читателей «Российской газеты».

Сегодня школ, находящихся на дистанте, единицы. Некоторые регионы по понятным причинам продлевали на неделю осенние каникулы, частично переводили учеников на онлайн-обучение. Но всем были даны конкретные рекомендации по корректировке учебных планов, чтобы ни в коем случае не снизилось качество образования. Главный принцип: учащиеся должны полноценно освоить образовательные программы, но при этом важно не допустить превышения образовательной нагрузки. Например, департамент образования Москвы разработал целую программу помощи школам и школьникам в ликвидации возможных пробелов в знаниях.

Минпросвещения РФ активно создает цифровую образовательную среду (ЦОС), призванную дополнить традиционный формат обучения и усилить классическое образование. В нее входит отечественная система видео-конференц-связи, она называется «Сферум» и уже успешно апробирована в Московской области. В сервисе используются опыт и решения, уже отработанные в процессе видеонаблюдения на ЕГЭ.

Система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, а взрослые — посещать родительские собрания онлайн. Второй важный компонент ЦОС — социальная сеть. Третий — электронные верифицированные учебные материалы в помощь педагогу, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Весь контент в обязательном порядке пройдет экспертизу. Преподаватель может использовать его, чтобы сделать интереснее именно очный урок. «Ведь мы никогда не планировали и не планируем заменить традиционные уроки дистанционным обучением», — подчеркнул министр.

Дополнительные педагогические компетенции. В 2020 году более 20 тыс. российских педагогов повысили квалификацию в области использования современных технологий, цифровых платформ. Сейчас выстраивается единая система подготовки учителей, начиная с профильных классов в школах; планируется открытие около 5 тыс. профильных педклассов. Педагогические вузы приближаются к реальной практике. Каждый регион уже отбирает школы, где начиная с третьего курса будущие учителя станут отрабатывать приемы и техники, которые потребуются им после вхождения в профессию.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» все педагогические вузы оснастят новым оборудованием, которое используется в школах, чтобы студенты знали, как с ним работать, и были к этому готовы. Каждый педуниверситет в течение двух лет получит оборудование для педагогических кванториумов на сумму около 20 млн рублей. Как отмечают в Минпросвещения, постоянное обновление технологий и содержания педагогического образования очень важно. Наработки, имеющиеся в системе общего образования, должны находить отражение и в вузовских программах.

Акцент на непрерывность. В 2020 году принята концепция развития СПО. «Нам важно синхронизировать системы среднего и высшего профессионального образования. Ребята поступают в вузы как после школы, так и после ссуза. Поэтому мы плотно взаимодействуем с министром науки и высшего образования при работе над «бесшовностью» системы образования», — заявил Сергей Кравцов на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке.

Сегодня более 50% российских школьников после 9-го класса выбирают учебу в колледжах и техникумах, поэтому задача Минпросвещения — обеспечить им условия для качественного обучения и получения востребованной специальности. В министерстве также обсуждается вопрос возможного сокращения срока обучения в учреждениях СПО, чтобы уже за два года можно было получить квалифицированного специалиста.

Войти в десятку лучших. В настоящее время Министерство просвещения России реализует семь крупных федеральных проектов, которые решают большое количество задач. Среди них — повышение качества образования, в том числе в селах и малых городах. Для сельских школ будет создан хороший уровень материально-технического обеспечения и подготовки учителей.

Еще одно важное направление — тесная связка дополнительного детского образования с системой общего образования, с работой школ и школьной программой таким образом, чтобы формировалась мощная единая образовательная среда с большими индивидуальными возможностями для каждого ребенка. За счет этого будет достигнута поставленная президентом цель вхождения России в десятку лучших по качеству школьного образования. Кстати, по последним данным, наша страна улучшила свои позиции и находится уже на 14-м месте.

Несмотря на пандемию и на то, что последнюю четверть прошлого учебного года учащиеся РФ находились на дистанционном обучении, наблюдается хорошая динамика по читательской и математической грамотности. Учебный процесс не прекращался: об этом свидетельствует статистика: на 5 тыс. сократилось количество школьников, которые не преодолевают минимальный порог, и на 5 тыс. увеличилось количество школьников, которые по функциональной грамотности получили высокий результат. «Педагоги сделали все, чтобы удержать качество образования наших школьников и не дать снизить тот уровень, который был. За это выражаю им благодарность», — сказал Сергей Кравцов на пресс-конференции в информационном агентстве «Россия сегодня» в апреле 2021 года.

Минпросвещения нацелено продолжить совершенствовать методики преподавания, формировать единое образовательное пространство, чтобы каждый ребенок вне зависимости от того, где он учится, получал качественное фундаментальное образование. 

 |