В большой степени этому способствует их участие в федеральном проекте «Профессионалитет». На очереди — запуск нового нацпроекта «Кадры». Однако для того чтобы включиться в него, многим не придется начинать с чистого листа. Об этом говорили на онлайн-конференции, организованной журналом «Российское образование».
Ольга Максимчук, доктор экономических наук, профессор, преподаватель Волгоградского строительного техникума:
— Интересный и важный документ — Атлас будущих профессий. В 2022 году наш техникум недостаточно, на наш субъективный взгляд, был включен в процессы перестройки и актуализации образовательных программ под новации цифровой экономики, и с этим документом были ознакомлены немногие. Сегодня мы рекомендуем атлас не только всем коллегам, поскольку в нем заданы заслуживающие серьезного внимания прогнозные ориентиры, с учетом которых необходимо проектировать и перенастраивать, пересобирать основные профессиональные образовательные программы, но и родителям — для понимания, к какой профессии следует готовить своего ребенка с малых лет, начиная с игровых форм, затем — вовлечение в кружковое движение, в работу детских технопарков при образовательных учреждениях.
В связи с этим, безусловно, должны принципиально измениться подходы к профориентации — мы видим, что привычные для нас встречи с родителями и учащимися школ малоэффективны. В атласе презентованы в том числе и наработки по организации профориентационной работы в школе, представлена возможность устройства уникального фиджитал-решения «PRO.БУДУЩЕЕ» для ранней профориентации подростков. Стоимость монтажа такого пространства под ключ составляет 287 500 рублей. Цель — создать в школьной рекреации фиджитал (цифровое + физическое) пространство, в котором школьники могли бы размышлять о своем будущем и о своей профессиональной траектории. На наш взгляд, это не только современный подход, но и доказательный с точки зрения популяризации новых профессиональных знаний, умений, навыков, формирующих наборы общих и профессиональных компетенций в различных комбинациях.
Очень важно задействовать социальных и индустриальных партнеров в профориентационной работе и пропаганде профессий, создании их положительного имиджа. Когда молодые люди в таком интерактивном поиске ставят перед собой вопросы о том, какое будущее их ожидает в части профессиональной самореализации, и находят сами ответы, на мой взгляд, это более результативно и доказательно.
Есть и еще аргументы в пользу того, почему атлас должен стать настольной книгой каждого преподавателя. Изучение этого документа помогает выстраивать конфигурацию образовательного курса, отдельной дисциплины с учетом набора общих и профессиональных компетенций, поскольку специалисту уже сегодняшнего дня важно сформировать общие и профессиональные компетенции с учетом мультиязычности и мультикультурности, межотраслевой коммуникации, клиентоориентированности, умения вести проектную деятельность, умения работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, способности к творчеству, умению работать с людьми, индивидуально и в команде, умению работать с программными продуктами и электронными ресурсами, с автоматизированными комплексами и искусственным интеллектом, системного мышления и быстрого реагирования в смене ситуаций, бережливого отношения ко всему, бережливого труда и производства, экологического мышления и культуры, управления вниманием, стрессо-
устойчивости, критического мышления и развитого эмоционального интеллекта.
Всеми этими компетенциями в первую очередь должны обладать преподаватели, мастера производственного обучения, социальные и индустриальные партнеры. Они формируют общие и специальные требования к профессиональным кадрам, уровень их сформированности у всех участников образовательно-производственного кластера. А следовательно, определяют успешность реализации проектов «Профессионалитет» и «Кадры».
Ирина Кормщикова, директор Нижегородского радиотехнического колледжа:
— Сегодня наблюдается значительный кадровый дефицит на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Нижегородской области. За последний год потребность в специалистах увеличилась на 1,6 тыс. вакансий. Одним из главных инструментов для решения проблемы дефицита кадров в промышленности считается бесшовное обучение: образовательная траектория будущего специалиста начинается еще в школе и ведет к гарантированному трудоустройству. Именно на это и направлен федеральный проект «Профессионалитет».
В 2023 году Нижегородский радиотехнический колледж стал победителем конкурса на предоставление в 2024 году грантов на реализацию «Профессионалитета». Результатом станет создание образовательно-производственного центра (кластера) радиоэлектроники Нижегородской области. В качестве сетевой организации выступает Балахнинский технический техникум.
Проект «Профессионалитет» предполагает возможность гибкого изменения учебной программы под потребности соответствующей отрасли и предприятия, где впоследствии будет работать молодой человек, и возможность получения уже во время учебы практических навыков и заработной платы. «Профессионалитет» — одна из лучших форм сотрудничества, где увязываются все формы партнерства. В итоге студент получает качественное образование и гарантированное рабочее место, работодатель — высокопрофессио-
нального подготовленного специалиста. Получается бесшовный переход, когда молодой человек приходит на производство, имея максимально нужные компетенции.
«Профессионалитет» также подразумевает плотное взаимодействие с работодателями — это ключевое условие вхождения в программу. Опыт такого эффективного взаимодействия у нашего колледжа уже есть: с 2009 года реализовано совместно четыре инновационных проекта. Нашими партнерами являются крупнейшие высокотехнологичные и наукоемкие предприятия ОПК региона.
С целью текущего руководства и координации деятельности участников центра создана управляющая компания (координационный совет), к компетенции которой также относятся вопросы кадровой потребности предприятий: подготовка выпускника с учетом условий конкретного рабочего места, стажировки преподавателей колледжа на производстве, организация и проведение практик, разработка и актуализация образовательных программ, оценка качества подготовки выпускников.
Одно из основных направлений подготовки кадров по программам «Профессионалитета» — разработка и оперативное обновление основных программ СПО с учетом потребностей предприятия. Содержание рабочих программ профессионального цикла согласовывается с предприятиями-партнерами, вводятся вариативные дисциплины под их заказ. Например, с учетом запросов партнеров при формировании учебного плана специальности «Разработка электронных устройств и систем» все производственные практики были вынесены на выпускной курс, последний семестр. Выпускник же специальности «Радиоэлектронные приборы и устройства» осваивает квалификацию «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» в рамках ФГОС, а в дополнительный профессиональный блок введено освоение квалификации «Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов».
Программы «Профессионалитета» также предусматривают синхронизацию профессиональных компетенций, которые мы формируем у студентов, с производственными операциями, которые они будут выполнять на конкретном рабочем месте. Поэтому совместно с партнерами разработаны матрицы компетенций выпускника.
В качестве показателей выполнения программы деятельности центра к 2026 году планируется, что количество обучающихся по программам «Профессионалитета» составит более 900 человек, будут разработаны 33 образовательные программы, 29 педагогических работников повысят свою квалификацию, будет заключено с гарантией трудоустройства 134 целевых договора. Все эти показатели позволят закрыть частично кадровую потребность предприятий-партнеров.
Для формирования инфраструктуры кластера обновлено материально-техническое обеспечение, будет создано 6 зон по видам работ, оснащенных высокотехнологичных оборудованием.
Особое внимание в программах «Профессионалитета» уделяется практико-ориентированному обучению студентов. Ежегодно заключается более 500 договоров на практическую подготовку обучающихся колледжа на конкретном рабочем месте предприятия. За последние три года свыше 1000 студентов прошли производственную практику на предприятиях-партнерах. Более 70% студентов имеют наставников с предприятий. 47 человек по направлению «Радиотехника» обучено по целевым договорам. Также активно ведем работу со студентами по получению дополнительных квалификаций в ресурсном центре (каждый четвертый выпускник имеет две и более квалификации).
За последние три года из колледжа выпущено более 1000 человек, из которых 30% призваны в Вооруженные силы РФ, 60% трудоустроены на предприятия и организации региона, 10% продолжили обучение в вузах.
Таким образом, основное преимущество программ «Профессионалитета» — больший объем практики, в том числе на реальных предприятиях, возможность получить сразу три-четыре квалификации и заключить целевой договор с будущим работодателем. Все это обеспечивает бесшовный переход от учреждения профессионального образования к реальному месту на производстве.
Галина Голикова, директор Волгоградского строительного техникума:
— 2023/2024 учебный год — период старта в работе образовательно-производственных кластеров федерального проекта «Профессионалитет» в Волгоградской области по направлениям «Металлургия», «Сельское хозяйство», «Химическое производство», «Транспорт и дорожное хозяйство». В нашем регионе в проекте уже участвуют 19 образовательных организаций: вуз, колледжи, техникумы и училища. Из них базовыми являются Волгоградский государственный аграрный университет, Волжский политехнический техникум, Волгоградский технический колледж и Волгоградский политехнический колледж им. В. И. Вернадского.
Как видит себя Волгоградский строительный техникум в реализации федерального проекта «Профессионалитет» и национального проекта «Кадры»? Базовым в создании и работе образовательно-производственного центра (кластера) по отрасли «Строительство» в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. Одним из важнейших звеньев создаваемого с участием нашего колледжа как центра отраслевого кластера являются социальные партнеры, роль которых, на наш взгляд, должна принципиально изменить конфигурацию с переходом в статус индустриальных партнеров.
Поскольку региону нужны профессиональные строительные кадры с коротким периодом адаптации и вхождения в профессию, именно индустриальное партнерство является фактором успешной реализации проектов «Профессионалитет» и «Кадры». Наши социальные партнеры — строительные организации различного масштаба деятельности, управляющие и эксплуатирующие организации, организации топливно-энергетического комплекса и транспортной сферы, а один из основных партнеров (ООО «Специализированный застройщик «Пересвет-Юг») готов перейти в статус индустриального партнерства.
Каковы предпосылки техникума в проекты «Профессионалитет» и «Кадры»? Сегодня образовательные учреждения обязаны выполнять прогнозную функцию, формируя актуальный портфель не только основных образовательных программ, но и программ дополнительного профобразования, ориентируясь на рамки, заданные профессиональными стандартами.
Совокупный прогнозируемый спрос на профессиональные кадры с 2023-го по 2034 год вырастет на 120,4 тыс. человек, в том числе по отрасли «Строительство» — с 95,9 до 111 тыс. Эта четвертая позиция по прогнозу.
Сергей Махалов, директор Саранского электромеханического колледжа:
— Вступление в федеральный проект «Профессионалитет» значительно изменило содержание образования, повысило практикоориентированность, уровень, качество обучения и преподавания в нашем колледже. Это стало возможным благодаря разработке дополнительного профессионального блока по запросу работодателей с включением цифрового модуля в каждой из 20 образовательных программ и самих программ, разработке цифрового образовательного контента по многим темам, стажировкам преподавателей на ведущих предприятиях и в организациях реального сектора экономики страны, участию работников предприятий в осуществлении образовательного процесса в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения, реализации государственной итоговой аттестации с применением механизма профильного уровня демонстрационного экзамена, участию работодателей в разработке заданий для проведения демонстрационного экзамена через определение содержания оценочных материалов, возможности прохождения студентами всех видов практического обучения на территории кластера «ТЕХКАБЕЛЬ» и стажировок на предприятиях-партнерах с дальнейшим трудоустройством, обновлению материально-технической базы, приобретению новейшего отечественного оборудования, повышению значимости и престижа рабочих профессий через участие студентов в чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы», усилению профориентационной работы за счет активной деятельности амбассадоров «Профессионалитета», укреплению и развитию связи «школа — колледж — предприятие», проведению единых дней открытых дверей с проведением экскурсий для потенциальных абитуриентов и их родителей по колледжу, на предприятия опорных работодателей с проведением мастер-классов и профессиональных проб.
Сегодня наш колледж предлагает молодому человеку не только качественное образование с упором на практическое обу-
чение, но и гарантию дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности. Ведь «ТЕХКАБЕЛЬ» — единственный в России кластер отрасли «Электротехническая промышленность», который имеет реальные производственные мощности и современную материально-техническую базу, позволяющие готовить профессиональные рабочие кадры для предприятий кабельной промышленности.
Наталья Владимирова, заместитель директора Шахтинского политехнического колледжа:
— Шахтинский политехнический колледж непосредственно принимает участие в решении кадровой проблемы предприятий города Шахты и в целом Ростовской области и готов «уверенной походкой» войти в реализацию нового национального проекта. Первостепенной задачей перед созданием образовательных программ по специальности и профессиям является мониторинг запросов и вакансий наших непосредственных социальных партнеров (АО «Шахтинский завод «Гидропривод», ООО «Донуглекомплект-Холдинг», ООО «Торговый дом Кундрат» и др.) и рынка труда в регионе в целом.
Колледж тесно работает со многими предприятиями Шахт, которые участвуют в создании вариативного компонента образовательных программ, в том числе с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Представители работодателей принимают непосредственное участие в качестве экспертов в проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Такая форма проведения ГИА дает возможность выделить перспективы актуализации вариативной части основных профессиональных образовательных программ и оценить уровень подготовки выпускников колледжа, а также выявить кандидатуры для будущего трудоустройства.
Важную роль во взаимодействии с работодателями играет и возможность целевого обучения. Благодаря такой форме предприятие в перспективе уже обеспечивает себя квалифицированными кадрами, оказывая поддержку обучающемуся. Наш колледж заключил 11 целевых договоров с АО «ШЗГ».
Ведется работа и с вузами. Долгое время существовала некая пропасть между двумя уровнями образования. В нынешнем году мы заключили договор о сетевой реализации образовательной программы по специальности «Технология машиностроения» с Институтом сферы обслуживания и предпринимательства — филиалом Донского государственного технического университета в городе Шахты. Это мостик, связывающий СПО с ВПО. Уверены, что заключение договора положило начало долгой и плодотворной работе по подготовке высококвалифицированных кадров.
Национальный проект «Кадры» является генератором профориентационной работы, которую проводит каждое учебное заведение СПО и ВПО. В рамках проф-
ориентационной работы в нашем колледже проводятся профпробы для школьников города. Во время проведения таких мероприятий школьники имеют возможность стать непосредственными участниками производства и поучаствовать в мастер-классах. Возможно, что эти школьники станут нашими потенциальными абитуриентами, которые в дальнейшем примут участие в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровня. Попробовав себя и таким образом, сделав осознанный выбор будущей профессии, такой учащийся станет высококвалифицированным конкурентноспособным специалистом в выбранной области.
Барасби Абазов, директор Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа:
— Принцип практической направленности образования является одним из фундаментальных дидактических принципов, который признается большинством педагогов и входит почти во все учебники по педагогике. Согласно этому принципу, преподаватель первостепенное внимание уделяет связи теории с практикой, максимально приближает условия обучения к условиям деятельности специалиста, учитывает проблемы, в ней возникающие, предлагает конструктивные пути их разрешения. По согласованию с участниками кластера «Правоохранительная деятельность и управление», ядром которого выступает Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж, образовательный процесс строится на данном принципе.
Признаками практико-ориентированной подготовки специалистов среднего звена в кластере являются увеличение общего количества часов, отведенных на практическое образование (не менее 50% времени обучения), использование в обучении креативных методов (метод проблемно-ориентированного обучения, практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т. п.), ориентация обучения на работу в группе, команде, интеграция учебных дисциплин как способ приближения учебной ситуации к реальной, создание целостного представления о будущей профессиональной деятельности, большинство преподавателей имеют значительный опыт практической работы, и, продолжая преподавать, они постоянно обращаются к практической деятельности, которую рассматривают как источник повышения квалификации и профмастерства, профессионально направленное изучение профильных и непрофильных дисциплин.
Однако имеется ряд моментов, которые могут свести на нет усилия педагогических коллективов в достижении национальных целей и решении стратегических задач в рамках федеральных проектов и программ. Последние десятилетия отечественное профессиональное образование и экономика функционируют в режиме перманентных реформ и преобразований. При этом большинство российских работодателей (по разным опросам, от 50% до 90%) считают, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой нашего рынка труда в 2024 году.
Казалось бы, учебные заведения должны испытывать беспрецедентное давление со стороны кадровых служб, представителей малых и больших хозяйствующих субъектов, желающих принять деятельное участие в подготовке специалистов требуемого качества в необходимом количестве. Однако на Петербургском международном экономическом форуме летом прошлого года представитель РСПП обратил внимание на «низкий уровень целевого обучения — в среднем по стране его доля составляет всего 2%». По данным Росстата, количество работников в неформальном секторе экономики выросло до 14,2 млн человек в третьем квартале 2023 года, или на 19,1% от общей численности занятых. За год показатель увеличился почти на полмиллиона (13,7 млн неформально занятых в аналогичный период 2022 года, или 19% от общего числа занятых).
Конечно, в ближайшем будущем мы увидим рост процента приема на целевое обучение и трудоустройства выпускников, потому что за эти показатели несут ответственность исключительно учебные заведения, и они вынуждены правдами и неправдами улучшать отчетность. Реальность такова, и цифры РСПП и Росстата ее только подтверждают, что подавляющее большинство работодателей не готовы выстраивать долгосрочных отношений с потенциальными работниками и ищут выгоду здесь и сейчас.
Как следствие, молодые специалисты не имеют целевого плана социализации на производстве и гарантированного трудоустройства даже на среднесрочную перспективу. Практика последних лет показывает, что выстраивание партнерских отношений между хозяйствующими субъектами и системой образования исключительно на основе «невидимой руки рынка» усугубило ситуацию. Для того чтобы выйти из замкнутого круга взаимных упреков между бизнесом и образованием, бизнесу необходимо пересмотреть собственную систему ценностей: текущая выгода за счет дешевой рабочей силы или реализация дорогостоящей кадровой политики в национальных интересах? Новый нацпроект «Кадры» может решить проблему, если в нем будет недвусмысленный сигнал хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности: за подготовку кадров отвечает работодатель, учебные заведения кратчайшим путем, из первых рук получают текущие и стратегические ориентиры уставной деятельности, а государство силой закона контролирует реализацию кадровой политики в ключевых отраслях экономики.