Одним из важнейших инструментов адекватного обеспечения трудовыми ресурсами станет новый национальный проект «Кадры», в рамках которого государство постарается наиболее эффективным образом использовать профессиональные навыки буквально каждого россиянина.

Для российской экономики, которая растет несмотря на санкции со стороны западных стран, одним из главных вызовов на ближайшее время станет кадровый вопрос. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РФ, реальному сектору до 2030 года понадобится дополнительно 2,4 млн работников. Среди наиболее востребованных специалистов на предстоящую пятилетку — квалифицированные рабочие, инженеры, медики, соцработники, ученые, IТ-специалисты, технологи обрабатывающих производств.

«Из-за демографического спада 1990-х численность граждан в возрасте от 30 до 39 лет снизится к 2030 году на 7,2 млн человек. Это возраст, когда достигается высокая производительность труда, а работник максимально склонен к технологическим новациям. Численность граждан от 15 до 29 лет в этот же период прирастет почти на 3 млн человек. Это наше демографическое окно возможностей, и его необходимо использовать для сглаживания структурного дисбаланса на рынке труда. Но балансировка возможна только при точном соответствии квалификации молодых специалистов потребностям экономики», — отмечает министр труда и социального развития РФ Антон Котяков.

день открытых дверей 4.jpg

Найти баланс. Балансировка системы подготовки кадров, таким образом, становится едва ли не решающим условием динамичного развития России на ближайшие годы. Как признает Антон Котяков, сегодня власти понимают, в каких отраслях есть спрос на специалистов, но не очень четко видят структуру этих рабочих мест с точки зрения их локализации и уровня требуемых компетенций. Кроме того, по мнению министра, существует разрыв между профессиональным и образовательным стандартами, хотя предприятия начинают более ответственно относиться к подготовке кадров. «Достаточно массово развивается корпоративный сегмент: компании берут шефство над школами, техникумами, вузами, развивают собственные учреждения и программы», — констатирует Антон Котяков. Министр подчеркивает: синергия работодателя и образовательной организации дает трудоустройство до 80-85%, и это, в основном, работа по специальности. Там, где взаимодействия нет, процент трудоустройства — 55-58% и не всегда по специальности.

Одним из важнейших элементов сближения системы подготовки кадров учебных заведений и реального сектора стал национальный проект «Образование». Так, основная идея федерального проекта «Профессионалитет» заключается в создании новой модели профобразования, помогающей выпускникам получать актуальные знания и практические навыки, нужные компаниям. Предполагалось, что в условиях нехватки кадров и непростых демографических условий учебные заведения в связке с предприятиями будут быстро учить молодых людей тому, что необходимо на рабочем месте, таким образом, чтобы за два-три года они становились полноценными участниками производственного процесса. Подобные скорость и конкретность достигались не только за счет прямого участия предприятий в образовательном процессе, но и за счет отсечения всего лишнего. Например, одной из новаций «Профессионалитета» стала возможность для колледжей сокращать сроки обучения студентов на 40% по сравнению с обычными программами. При этом учеба проходит интенсивнее, с внедрением новых технологий и методик преподавания, а обязательным условием получения диплома стала публичная демонстрация полученных навыков в ходе экзамена с четким набором практических задач. «Проект «Профессионалитет» активно развивается. За два года его реализации создано 220 кластеров, которые включают 925 образовательных организаций в 68 субъектах по 24 приоритетным для развития экономики отраслям. На начало следующего учебного года количество кластеров увеличится до 370. Мы работаем над тем, чтобы расширить проект и на остальные специальности — на всю систему СПО», — рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

t291h4just8cj6okghhs27c2pi16gma3.jpg

Логичным продолжением активной политики государства стал национальный проект «Кадры», который впервые анонсировал президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года. Глава государства отметил тогда, что очень важно укрепить связку всех уровней образования — от школы до вуза, которые должны работать в единой логике, на общий результат. «Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. Во всех школах страны развернута система профориентации. Ребята, начиная с 6-го класса, могут ознакомиться с разными специальностями», — напомнил Владимир Путин.

До 2028 года необходимо подготовить около 1 млн специалистов рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей. Президент призвал бизнес содействовать ознакомлению школьников с работой предприятий, заводских музеев и цехов.

«Задача, чтобы центры науки и образования развивались по всей стране. Для этого до 2030 года построим 25 университетских кампусов. Мы уже говорили об этом, но сейчас считаю нужным сказать еще раз. Предлагаю расширить программу и построить не менее 40 студенческих городков. Придется выделить на эти цели около 400 млрд рублей из федерального бюджета», — сказал глава государства. Также в ближайшие шесть лет Федерация направит 120 млрд рублей на переоснащение техникумов и колледжей. Еще 124 млрд рублей пойдет на ремонт общежитий вузов.

Сам национальный проект «Кадры» стартовал 1 января 2025 года. Его бюджет на шесть лет составит 116 млрд рублей. Как объяснила курирующий вице-премьер Татьяна Голикова, всего нацпроект до 2030 года позволит дополнительно привлечь в экономику до 3,1 млн работников. Особенно велика потребность в рабочих. Например, на популярном сайте «Работа России» опубликовано около 1,5 млн вакансий, и более 470 тыс. из них — по рабочим профессиям. При этом уровень безработицы по итогам 2024 года не превышал 2,3%, то есть переподготовкой безработных кадровые потребности закрыть не получится.

«На период до 2030 года нам нужно еще дополнительно вовлечь в экономику порядка 800 тыс. человек. Но это не все. В этот же период, исходя из демографических трендов, которые традиционно проходят на рынке труда ежегодно и которые мы не замечали в период спокойного развития экономики, нам предстоит заместить ввиду выхода на пенсию еще 10,1 млн человек. То есть общая оценка и замещения, и вовлечения в экономику на сегодняшний день составляет 10,9 млн человек», — сообщила Татьяна Голикова.

В предстоящие пять лет на рынок труда выйдут 6,7 млн выпускников вузов и колледжей, и стоит задача — обеспечить их квалифицированной опережающей профессиональной подготовкой в соответствии с прогнозом рынка труда. «С одной стороны, это наш золотой ресурс, а с другой — мы должны очень четко представлять, что выходящие на рынок труда молодые люди соответствуют его потребностям. Это самая сложная задача, потому что по ряду отраслей и профессий есть несоответствие потребностям рынка труда. Мы видим, что потребность в квалифицированной рабочей силе сегодня составляет из общей потребности 70%, остальное — специалисты в высшем образовании», — призналась вице-премьер.

освоение рабочей професии 5.jpg

Работа найдется всем. Антон Котяков, выступая перед депутатами Государственной думы России, рассказал о каждом из четырех федеральных проектов, которые включает в себя национальный проект «Кадры». Так, в рамках проекта «Управление рынком труда» правительство будет каждый год актуализировать прогноз потребности экономики в специалистах на ближайшую пятилетку.

Компании будут сообщать Минтруду о том, какие работники им понадобятся в будущем, и на основе этих данных вузы, колледжи и техникумы будут формировать план работы с учетом перечня перспективных специальностей, бюджетных мест, развития учебно-материальной базы и т. д. «Президент поставил задачу — рассчитать, сколько и каких специалистов в каких регионах потребуется для того, чтобы обеспечить национальные цели развития, проекты технологического лидерства. Мы сформировали прогноз кадровой потребности на пятилетний период. В нем учли прогноз социально-экономического развития, целевые экономические показатели, проекты, включенные в документы стратегического планирования, демографические тренды, темпы роста производительности труда», — прокомментировал Антон Котяков.

Также в рамках проекта планируется комплексная модернизация сети центров занятости населения. Более 1,5 тыс. этих организаций и их подразделений будут преобразованы в кадровые центры «Работа России», функционирующие по единым стандартам. В 2025 году в стране уже работают более 900 таких центров — благодаря им работодатели получают адресную поддержку, а соискателям дают рекомендации по выбору профессии и помогают устроиться на работу.

sh1.jpg

sh2.jpg

Второй федеральный проект «Образование для рынка труда» направлен на создание системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности. На подготовку необходимых специалистов направлены и другие нацпроекты, например, «Молодежь и дети», в рамках которого реализуется федеральный проект «Профессионалитет». В рамках нацпроекта «Кадры» планируется создать 298 центров карьеры на базе вузов, будет внедрена маршрутизация трудоустройства выпускников как среднего, так и высшего образования.

Третий федеральный проект «Активные меры содействия занятости» ориентирован на формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них. Параллельно будут решаться вопросы, связанные с обеспечением возможностей для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Так, увеличится доля оборудованных рабочих мест для трудо-
устройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертый федеральный проект «Человек труда» — это продолжение политики повышения престижа рабочих профессий, проведение всероссийского конкурса профмастерства «Лучший по профессии», всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей», конкурса лучших практик трудоустройства молодежи и т. д. Доля граждан, которые считают рабочие профессии престижными, должна составить к 2030 году не менее 75%.

Комментируя нацпроект «Кадры» в контексте поставленных президентом задач, Антон Котяков подчеркнул, что его основной целью является удовлетворение потребности экономики в специалистах, в первую очередь за счет внутренних резервов страны. Основные резервы рынка труда министр видит в повышении производительности труда, уровня трудоустройства молодежи и занятости людей с инвалидностью, более активное вовлечение в экономику граждан, занятых уходом за близкими, сохранение занятости работников с семейными обязанностями.

образовательный кластер 77.jpg

Последовательный шаг. Государственные деятели и эксперты положительно оценивают новый национальный проект, указывая, что в России планомерно реализуется политика все более бережного и рачительного подхода к кадровому ресурсу. Сенатор от Ленинградской области Сергей Перминов считает, что нацпроект создает сквозное сопровождение каждого человека от момента, когда он определяется с профессией, до момента, когда он становится высоким профессионалом в любой сфере — госуправления, науки, искусства. «Мы должны рачительно относиться к таланту каждого. И, создавая экосистемы, которые «вычленяют» лучших, образовывают, ведут их, мы создаем национальный фонд тех, кто отвечает за быстрое, прорывное развитие нашей суверенной державы. Поэтому нацпроект «Кадры» — шаг в будущее, он поможет создать под себя и инфраструктуру образовательную, и инфраструктуру методологическую, и будет работать на будущее страны», — уверен Сергей Перминов.

Политолог, член экспертного клуба «Дигория» Андрей Инюшкин отметил, что основные положения национального проекта наглядно демонстрируют четкую направленность на объединение усилий по системной подготовке молодежи путем создания повсеместных условий для ее развития и самореализации, особенно в сфере образования и просвещения. По мнению Инюшкина, наглядным примером такой консолидации является подписанный 19 июня президентом указ «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий», в котором нормативно зафиксированы укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования. «Именно создание уникальной системы непрерывной поддержки молодежного потенциала позволяет гарантировать учащимся полноценную реализацию конституционного права на получение образования. Благо, что глава государства непосредственно координирует развитие этой системы и в своих инициативах уделяет особое внимание вопросам образования и появлению новых возможностей для молодых граждан», — подчеркнул эксперт.

sh3.jpg

 |