Ключевым документом для российского образования по-прежнему является одноименный национальный проект. Как вы оцениваете динамику и качество его реализации? Все ли получается так, как планировалось изначально?

Благодаря средствам, направленным на реализацию нацпроекта «Образование», в 2020 году в России построено 430 детских садов на 58,5 тыс. мест и 89 школ на 60,6 тыс. мест. Оснащено оборудованием 27 тыс. школ в сельской местности и малых городах. К 2024 году планируется строительство еще 1910 школ, рассчитанных на 1,2 млн учащихся.

С целью повышения статуса профессии педагога введены единые требования к системе оплаты труда. С начала учебного года учителя школ получают доплату за классное руководство. Теперь по распоряжению президента выплаты будут осуществляться и кураторам курсов в колледжах и техникумах.

Снижается бюрократическая нагрузка на преподавателей. Планируется открытие 5 тыс. профильных педагогических классов в школах России.

В стране продолжат создавать региональные центры поддержки и развития талантливых детей и молодежи по модели сочинского центра «Сириус», строить центры цифрового образования «IT-куб». Не просто продолжится строительство детских технопарков «Кванториум» — их количество будет увеличено в том числе за счет создания площадок на базе городских школ.

В сельской местности и малых городах открыто более 5 тыс. центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» с современными условиями для проведения занятий по информатике, основам безопасности жизнедеятельности и технологии, осуществления проектной деятельности.

Свыше 11 млн школьников приняли участие в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тыс. ребят получили рекомендации о построении индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией в рамках проекта «Билет в будущее».

В подавляющем большинстве регионов уменьшается количество детей, обучающихся в третью смену. Более 20 тыс. педагогов повысили квалификацию в области использования современных технологий, цифровых платформ…


Впечатляет. Тем временем Минпросвещения России определило ряд ключевых направлений работы на ближайшие годы. Какие из них вы считаете самыми важными?

Первое направление — обеспечение к 2025 году всех школ, находящихся в сельской местности и малых городах, современной материально-технической базой. Речь идет об оборудовании естественно-научной и технологической направленности. При этом состав оборудования будет сформирован таким образом, чтобы во внеурочное время оно могло быть использовано для реализации программ дополнительного образования.

Второе направление — работа со школами, имеющими низкие образовательные результаты. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» формируется единое образовательное пространство. Для этих целей используются российский контент и системы видео-конференц-связи. Кроме того, создается безопасная социальная сеть для общения учителей, учащихся и родителей.

Серьезная работа проводится в сфере развития среднего профессионального образования. На это направлен федеральный проект «Молодые профессионалы», мероприятия которого, в том числе по обновлению материально-технической базы колледжей, будут сохранены в полном объеме. Для контроля качества в рамках федерального проекта «Современная школа» планируется проведение всероссийских проверочных работ во всех организациях СПО.

В 2020 году сформирована Стратегия развития среднего профессионального образования до 2023 года, которая предусматривает синхронизацию программ обучения с потребностями рынка труда в разных регионах России. Проводятся конкурсы профмастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В сфере высшего образования предложено разработать единый национальный проект на 2021-2030 годы «Наука и университеты». По задумке Минобрнауки, в него будут включены как новые цели, так и результаты уже действующего нацпроекта «Наука» и федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта «Образование». Сам документ будет готов к 1 ноября.

Несмотря на весьма успешную реализацию национального проекта «Образование», проблем в отрасли хватает, но следует понимать, что их решение — вопрос не одного года. Мы видим, что нацпроект — живой организм, он трансформируется, и его наполнение изменяется согласно требованиям времени.

Отдельно необходимо затронуть кадровый вопрос, который стоит на повестке российских школ уже не первый год. По вашему мнению, насколько эффективными оказались такие проекты, как «Учитель будущего», «Земский учитель»?

Задачи и мероприятия федерального проекта «Учитель будущего» вошли в состав федерального проекта «Современная школа» в рамках корректировки национального проекта «Образование». Приоритетная роль отведена созданию Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Насколько это эффективно, рассуждать рано. Будем ждать позитивных результатов. 

Непосредственными участниками новой системы становятся педагогические вузы. Одно из нововведений нацпроекта — создание на их базе педагогических кванториумов, в которые поставляется оборудование, аналогичное поставляемому в школы, чтобы обеспечить подготовку учителей к работе в общеобразовательных организациях.

За год реализации проекта «Земский учитель» сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо признать, что отзывы о программе довольно противоречивые.

Подобные меры поддержки педагогов разрабатывались государством и раньше. Разница в том, что в прошлые годы поддержка была ориентирована на молодых специалистов. С одной стороны, для учителей по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с местными мерами поддержки. С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура как в культурной, так и в бытовой сфере отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки преподавателей в сельской местности важно подходить комплексно, лишь субсидии не решат ее глобально.

В то же время ряд экспертов, проанализировав условия программы, пришли к выводу, что законопроект не доработан должным образом. Все учителя, прибывшие в сельскую местность, получают льготы только в первые годы работы, что не может способствовать закреплению специалиста на одном месте. Подавляющее большинство участников программы планируют отработать предусмотренные договором пять лет и вернуться обратно. Вопрос гарантированного получения служебного жилья нужно решать на государственном и региональном уровнях. Именно отсутствие пригодной для проживания недвижимости является основополагающим фактором, который тянет в сторону принятия отрицательного решения.

Главное, что программа «Земский учитель» в 2021 году поможет частично решить кадровые вопросы и сбалансировать уровень образования школьников. В то же время программу следует еще доработать, чтобы сделать ее более привлекательной для специалистов.


Для всех очевидно, что сегодня в системе российского образования происходит масштабная трансформация. Один из ключевых трендов — цифровизация образовательного процесса, ставшая особенно активной под влиянием пандемии. Все ли вам в этом процессе нравится? Чего вы в нем видите больше — плюсов или минусов?

Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», его реализация продлится до конца 2022 года. Нужно начать с того, что цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это будет использоваться на очных уроках. И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), он посмотрит урок по видео.

Цифровая образовательная среда создается для учителя, а не вместо него. ЦОС разгрузит педагогов от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты делают очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У преподавателя появляется больше времени и сил на общение с учащимися.

Современным «цифровым» детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема «пойдет» гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.

Техническое оснащение школ (а их в России более 40 тысяч) стоит недешево, но без него хорошее образование невозможно. Отдельная забота — разработка системы, которую не смогут взломать хакеры, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы. Сейчас создается такая платформа, она получит название «Моя школа». Пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.

Профильный комитет Госдумы России — очень важное звено в формировании и реализации государственной политики в сфере образования и науки. Какие законы и законодательные инициативы, имеющие большое значение для отрасли, вы и ваши коллеги обсуждали и предлагали к принятию нижней палатой на протяжении последнего года, начиная с пандемии, которая разделила нашу жизнь на «до» и «после»?

Одна из главных инициатив прошлого года была направлена на реализацию послания президента России об обеспечении школьников бесплатным горячим питанием. Принятый Госдумой закон также устанавливает принципы и критерии здорового питания, дополнительные требования к организациям-поставщикам питания в образовательные учреждения, требования контроля. 

Другой закон главы государства касался воспитательной составляющей образования. Он содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая в течение года — с 1 сентября 2020-го до 1 сентября 2021-го — должна стать составной частью всех образовательных программ. Вопрос реализации закона обсуждался с профессиональным сообществом. Важно было избежать формального подхода и органично включить воспитание в единый образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы.

Госдума приняла поправки в основной закон об образовании в России, запрещающий использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Студентам старших курсов, в первую очередь педагогических вузов, разрешено преподавать в школах. Также студенты других профильных вузов наделены возможностью после второго курса вести кружки или факультативы дополнительного образования в школах. Эта инициатива призвана частично решить проблему нехватки учителей, особенно в сельской местности, в небольших городах. Речь идет об учителях иностранных языков, преподавателях по программированию, информатике и ряду других специальностей. 

Принят закон о бессрочном продлении льгот сиротам при поступлении в вузы для обучения по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Законодателями обозначены новые правила для аспирантуры, а по сути частично возвращен порядок, действовавший до 1 января 2013 года. Аспирантура осталась третьим уровнем высшего образования, что позволит сохранить обучающимся существующие права и гарантии, например отсрочку от армии, стипендии, материальную помощь, общежитие. После принятия закон отменил действие ранее утвержденных для аспирантуры 53 образовательных стандартов, что избавило вузы от избыточного контроля со стороны проверяющих органов. 

Несмотря на огромное количество решений, принятых за последние годы в интересах российского образования, дальнейшая его судьба по-прежнему вызывает много вопросов. Ваша точка зрения: по какому пути должна двигаться отрасль? Что из приобретенного опыта нужно взять на вооружение и тиражировать, а от чего лучше отказаться?

Мы, законодатели, видим одной из первоочередных задач восстановление того лучшего в системе образования, что было сделано во времена, когда страна поднялась из руин Великой Отечественной войны, вошла в число ядерных держав и первая покорила космос. То есть мы говорим о задаче возвращения фундаментальности, гарантированной государством доступности и высокого качества отечественного образования.

Сейчас уже мало кого удивишь концепцией непрерывного обучения: мы то и дело проходим различные курсы в интернете, осваиваем новые навыки прямо на работе, а иногда даже полностью меняем профессию, будучи уже взрослыми. Время, которое все мы отводим учебе, увеличивается. Это связано не только с тем, что наука усложняется и развивается (а значит, нужно больше времени, чтобы ее освоить), но и с тем, что общество может позволить молодым людям дольше не работать, тратя юные годы на обучение.

Традиционные технологии в образовании не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы, которые помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а еще по дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

Вопросы, связанные с образованием и наукой, находятся в сфере самого пристального внимания нашего комитета. Время и общество подсказывают те самые инициативы, которые достойны рассмотрения и принятия.

 |