— «Моя жизнь полна случайно-неслучайных событий». Эта фраза принадлежит героине фильма «Прошлой ночью в Нью-Йорке». И могу сказать, что порой она могла бы принадлежать и мне.

История меня, участника и победителя конкурса профессионального мастерства «Учитель года», началась в 2015 году в Ульяновской области, в городе Димитровграде, куда я по воле случая (или судьбы) переехала и устроилась на работу в школу. Думала, ненадолго: часов — много, тетрадок — пирамиды, зарплата — смешно признаться друзьям.

IMG_1245.jpg

Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. И я осталась, приросла к этой небольшой, но так быстро ставшей любимой школе: научилась проверять тетради на переменах, слышать одновременно троих учеников, готовиться к урокам с чувством предстоящей радости от того, что открою ребятам мир Бунина и Булгакова — тот, который они никогда не откроют сами без моей помощи. Я научилась хотеть большего со своими детьми: призовых мест на олимпиадах и конкурсах чтецов, удачных статей, ролей в школьном театре.

Я без колебаний согласилась на участие в школьном конкурсе «Учитель года», пропустив мимо ушей фразу нашего директора: «Для добора. Людей не хватает…» Для меня эта победа не стала случайной. Я была уверена: то, что я делаю, я делаю качественно и интересно. Наверное, поэтому закономерны абсолютные победы на муниципальном и региональном этапах. Тогда, стоя на сцене и принимая поздравления, я дала слово губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову, что привезу в регион хрустального пеликана. Думаю, тот случайно-неслучайный разговор и предопределил мою дальнейшую судьбу. Я же пообещала…

В сентябре 2017 года в Сочи проходил заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года». Одно из испытаний — мастер-класс. В моем выступлении, посвященном умению задавать вопросы, был видеофрагмент встречи Владимира Владимировича Путина с одаренными детьми, которая состоялась в июле того же года в образовательном центре «Сириус». Когда я анализировала этот видеофрагмент, поймала себя на мысли, что когда-нибудь хотела бы оказаться в «Сириусе», познакомиться и поработать с одаренными ребятами. Тогда я еще не знала, что после конкурса, в январе 2018 года, мне позвонят из «Сириуса» и пригласят на работу. Случайно-неслучайное событие.

В апреле 2018-го я стала преподавателем смены для детей-музыкантов и одаренных физиков. Сказать, что мне понравилось, ничего не сказать. Я впервые увидела детей, которые практически круглосуточно отдают себя любимому занятию, каждую свободную минуту играют на инструменте или читают под столом новые научные статьи и молчаливо, а иногда и в голос соглашаются или нет с автором. Это любопытные ребята, жаждущие знать много. Много нешкольного и недетского. Работа преподавателем в «Сириусе» не окрылила меня — напротив, она позволила понять, как много я еще не знаю и как много хочу знать, заставила сомневаться в традиционных точках зрения и взглядах на литературу, быть требовательней к выбору текстов для уроков. И я благодарна такому опыту.

Безусловно, «Сириус» — это прежде всего дети. Неслучайно целями открывшегося в декабре 2014 года центра стали раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Но практически одновременно с этим в «Сириусе» начали создаваться стажировочные площадки и курсы повышения квалификации для педагогов. Конечно, большинство программ ориентировано на учителей физики, математики, астрономии, химии и биологии — это логично. Но два раза в год и для филологов реализуется программа. Когда в очередной раз учитель математики Губернаторского лицея № 100 Юлия Борисовна Обласова отправилась на обучение, я поймала себя на мысли: а почему бы и мне не попробовать? Собрала пакет документов, написала мотивационное письмо и эссе и отправила на проверку.

Случайно-неслучайным образом я оказалась в списке приглашенных учителей, которым посчастливилось пройти обучение по программе «Современные образовательные технологии в работе со школьниками, проявляющими способности в литературном творчестве и познавательную направленность в изучении области «Филология» в марте 2022 года. Незабываемые лекции от лучших педагогов-практиков Санкт-Петербургского государственного университета Галины Владимировны Даниловой, Анастасии Анатольевны Азбель, Леонида Сергеевича Илюшина, Вадима Евгеньевича Пугача.

Лекции педагогов «прокачали» не только мои мозги, но и умы учителей нашего лицея. Ведь по возвращении был организован и проведен семинар-практикум для филологов, где речь шла и о приемах мотивации на уроках, и о методах анализа текста, и об организации собственного времени (в частности, при помощи техники Pomodoro). Знаете, какая мысль крепко сидела в моей голове всю ту мартовскую неделю, пока я училась в «Сириусе»? На самом деле я немного лукавлю: мыслей было две. Первая: где еще, кроме лицея, я смогу применить полученные знания? И вторая: доведется ли мне когда-нибудь еще раз повстречаться с моими педагогами?

Ответ на первый вопрос нашелся очень быстро: приобретенный в «Сириусе» опыт лег в основу двух программ — по литературе и журналистике, которые я реализую в центре выявления и поддержки одаренных детей «Алые паруса» в родном городе. А ответ на второй вопрос получила совсем недавно на фестивале «Петербургская осень», который прошел уже в девятый раз, собрав Пеликанов (победителей и призеров конкурса «Учитель года» разных уровней и лет) из многих уголков страны. Ответ: приглашение на смену-интенсив для талантливых ребят, которая состоится в Гатчине. Среди педагогов-спикеров — Анастасия Анатольевна Азбель и Леонид Сергеевич Илюшин. Вот поистине случайно-неслучайная встреча!

Моя педагогическая жизнь после конкурса «Учитель года» не только не закончилась, но и набрала обороты. «Хвастовство, — скажете вы. — Где же взращенные молодые коллеги, которые идут по стопам?» Никакого бахвальства! Учу тому, что сама умею. За четыре года существования Губернаторского лицея № 100 на конкурсах педагогического мастерства побывали 10 учителей, и ни одного проигрыша!

Среди нас — победители конкурса на присвоение статуса «Педагог-наставник» (Юлия Борисовна Обласова) и «Педагог-методист» (Юлия Александровна Серебрякова, Гульнара Эньверьевна Магдеева, Наталья Михайловна Ларина, Наталья Юрьевна Нефедова), конкурса для молодых педагогов «Педагогический дебют» (Яна Борисовна Осина — учитель физики, победитель муниципального этапа 2018 года, Мария Николаевна Данченко — учитель начальных классов, победитель муниципального и регионального этапов, участник всероссийского тура 2022 года), конкурса для классных руководителей «Воспитать человека» (Николай Вячеславович Воронец — учитель биологии, победитель регионального этапа 2022 года), конкурса «Педагог-психолог-2022» (Анна Дмитриевна Барбитова, педагог-психолог лицея).

Пожалуй, не случайность, а результат работы сплоченной команды, творческих метаний и поисков, кропотливого труда. Наверное, секрет еще и в том, что мы любим свой лицей, своих коллег, свою работу. Неслучайно общешкольный чат, созданный в одном из популярных мессенджеров еще четыре года назад, называется «Школа счастливых учителей».