Результаты увеличения финансирования

— Получило существенное развитие грантовое финансирование науки, осуществляемое преимущественно через систему государственных научных фондов. В 2020 году объем финансового обеспечения научных фондов вырос по сравнению с 2012 годом в 4,6 раза. Для большого числа ученых созданы условия работы над проектами, сравнимые с теми, которые существуют в ведущих научных странах.

Развивается сеть уникальных научных установок класса мегасайенс. В этом году осуществлен энергетический пуск реактора нейтронного излучения ПИК в Гатчине, в прошлом году — первая очередь ускорительного комплекса NICA в Дубне, начато строительство источника синхротронного излучения СКИФ наукограда Кольцово.

Принятые меры позволили укрепить кадровую базу науки, сократить отток научных кадров за рубеж, обеспечили устойчивый рост доли молодых исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей. В 2019 году технологическая вооруженность в расчете на одного исследователя увеличилась по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза.


Новые возможности

— В 2020 году, несмотря на экономические трудности в условиях пандемии, удалось сконцентрировать финансовые ресурсы, соединить потенциал научно-технологических разработчиков и производственного комплекса и в кратчайшие сроки обеспечить создание и регистрацию в России вакцин «Спутник V» (центр «Гамалеи»), «ЭпиВакКорона» (центр «Вектор»), «КовиВак» (центр Чумакова) и биомедицинских клеточных продуктов для борьбы с COVID. Это серьезное изменение положения нашей страны на мировом фармацевтическом и биотехнологическом рынке. Но это еще и новые возможности.

Стало особенно понятно, что России нужно иметь собственное производство основных фармацевтических субстанций биотехнологической направленности и биореакторов, подготовить высококвалифицированных специалистов для работы на высокотехнологичном оборудовании. Это позволит обеспечить защиту жизненно важных интересов наших граждан, касающихся сохранения и поддержания здоровья, в том числе в условиях санкционной политики в отношении России в критически важной для нее области.

Другой пример — развитие на основе отечественных научных разработок экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, в том числе водородной, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии, создание новых экологически чистых источников и накопителей электроэнергии для предприятий, транспорта и домохозяйств, в том числе «умных» сетей и распределенных электростанций. Реализация этих мер даст преимущество, которое может почувствовать каждый гражданин страны, в том числе через снижение тарифов на оплату энергоносителей, повышение надежности энергоснабжения, уменьшение количества аварий в сетях, облегчение условий подключения потребителей к сетям.

Еще одно направление — комплекс проблем старшего поколения. В 2021 году доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности жителей России достигнет 26,4% (39 миллионов человек), а к 2030 году — уже 27,5% (40,5 миллиона). Старение населения является важным фактором, влияющим на политику в социальной и экономической областях, на рынке труда. Необходимы адаптация социальных и медицинских служб к сохранению старшим поколением активной жизни и развитие социальных технологий для обеспечения должного ухода, то есть скоординированные усилия всего общества для улучшения качества жизни пожилых людей. Возможности увеличения физиологического ресурса жизнедеятельности человека и здорового долголетия могут быть реализованы только в том случае, если используются достижения новых технологий на основе передовых научных исследований.

Эффективный набор инструментов

— Приведенные примеры свидетельствуют о главном: нам нужна серьезная координация усилий бизнеса и науки при комплексной поддержке со стороны государства по приоритетным направлениям, имеющим целью повышение качества жизни человека. Для эффективной реализации таких проектов потребуется задействовать соответствующий набор инструментов.

Первая группа инструментов направлена на создание условий для производственных компаний. Это и широкое использование государственных субсидий, и введение льготы по возмещению до 50% затрат на проведение НИОКР при условии коммерциализации полученных при их выполнении результатов. Такой механизм уже запущен правительством с 2010 года и показал свою эффективность. Здесь объединены усилия научных и образовательных учреждений с конкретными планами по развитию реального сектора экономики.

Вторая группа инструментов направлена на улучшение деятельности научных и проектных организаций. Необходимо существенно расширить участие в составе советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития нашей страны представителей проектных организаций и разработчиков технологий, повысить роль независимой научно-технической экспертизы, нормативно закрепив единые критерии, подходы и механизмы проведения экспертизы и оценки получаемых научно-технических результатов.

Третья группа инструментов направлена на формирование критически важного блока управления по комплексным проектам. Прежде всего, это определение общего координирующего органа, возможно комиссии, по отобранным проектам. Его решения должны носить обязательный характер для федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых к реализации проектов. По каждому проекту должны быть определены руководители и организации, ответственные за разработку технологий и за производственную часть. Необходимы фокусировка механизма управления на доведении до практического использования полученных результатов исследований и разработок реальным сектором экономики, запуск механизма многоканального финансирования проектов по принципу полного инновационного цикла за счет средств бизнеса, институтов развития и бюджетных ассигнований на проведение научных исследований и разработок гражданского назначения.

Реализация приоритетных проектов позволит отработать с возможностью последующего тиражирования механизмы взаимодействия государственного сектора научных исследований и частного бизнеса, повысить реальную заинтересованность как крупных компаний с госучастием, так и частных компаний в софинансировании научных исследований и разработок и повысить эффективность управления научно-технологической сферы как инструмента достижения национальных целей развития на базе передовых научно-технических результатов. 

Российский научный фонд: результаты 2020 года 21 млрд рублей — объем финансирования проектов. 5 тыс. проектов и программ профинансировано. 37,4 тыс. ученых поддержано. 27,3 тыс. ученых в возрасте до 39 лет поддержано. 581 организация поддержана. 23,9 тыс. научных публикаций. 11,8 тыс. научных публикаций в Web of Science Сore Collection. 16,4 тыс. упоминаний в СМИ.

 |