...Рано или поздно в любой культурной компании может возникнуть разговор о поэзии. Чтобы его поддержать, придется разобраться не только в лирике любимых поэтов, но и в ямбах, дактилях и переакцентуации: ведь немаловажную роль в этой теме играет способ организации ритма в стихах, когда ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В литературоведении такой способ стихосложения называется силлабо-тонической системой. Если хотите хорошенько подготовиться к разговору о поэзии и при случае блеснуть знаниями науки о ритме и метре, то присаживайтесь поудобнее: сейчас мы поговорим о силлаботонике в поэзии Михаила Лермонтова.

Начнем издалека: силлабо-тоническая система стихосложения была придумана Ломоносовым и Тредиаковским еще в XVIII веке, но здравствует и по сей день. Все дело в том, что она прекрасно вписывается в русский язык. До этого господствовала тоническая система, где важным считается только равное количество ударений и практически отсутствуют рифмы, как, например, в фольклоре. Затем на трон взошла силлабическая система, когда в большей степени важно количество слогов, но и рифмы местами тоже присутствуют, как в поэзии Антиоха Кантемира.

Факты для любознательных: силлабика отмерла потому, что была заимствована из польского стихосложения, а в польском языке в отличие от русского фиксированное ударение на втором слоге от конца. В русском оно всегда было подвижным, и потому русские стихи, писанные польским образом, получались довольно-таки корявыми. Потому Тредиаковский с Ломоносовым потрудились на славу, чтобы нам с вами было чем пользоваться.

Возможно, у вас возник справедливый вопрос, причем здесь Лермонтов? Отвечаем: его поэзия носит отчетливо новаторский характер и является важным этапом в развитии русского стихосложения, во многом определившим дальнейшие пути развития. Мишель не просто придумывал новые формы, но и улучшал те, которые уже существовали, используя их необычным образом.

Классик основывался на тех принципах стиха, которые были разработаны Пушкиным и другими поэтами того времени. Однако он также пробовал новое, вдохновляясь творчеством непревзойденных мастеров: Жуковского, Байрона, Шиллера, Гюго и Барбье. Находил вдохновение Лермонтов и в народной поэзии.

Юные годы Мишеля наполнены экспериментами со стихами. Когда он стал более известным, его стихи выгодно отличались от лирики других поэтов: были смелее и острее, чем у предшественников, но при этом более гармоничными и строгими, чем работы современников. Можно смело заявить, что лермонтовское творчество оказало огромное влияние на служителей пера 1840-1850-х годов: Алексея Толстого, Аполлона Григорьева, Якова Полонского, Афанасия Фета и других. Позже, уже в другом столетии, к наследию Лермонтова обратились также Валерий Брюсов и Александр Блок.

Причем, последователи Михаила Юрьевича искали вдохновение не только в образности его лирики, но и в ее ритме и метре. Например, именно благодаря Лермонтову стали популярными такие стихотворные размеры, как трехстопный амфибрахий («Тамара», «Воздушный корабль») и пятистопный хорей («Выхожу один я на дорогу»). Кроме того, поэт ввел в моду использование сплошных мужских окончаний строк («Мцыри») и сплошных дактилических («Тучи»).

Почти хрестоматийным примером особенностей лермонтовской силлаботоники является стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), которое позволило поэту выразить глубокие духовные переживания. Здесь автор позволяет себе побыть «панком», выйти из системы и немного нарушить строгие правила организации ритма через чередование ударных и безударных слогов.

В «Молитве» Лермонтов использует четырехстопный дактиль, то есть каждая строка содержит четыре ударения. Этот размер придает стиху напевный характер, соответствующий сакральному настроению молитвы:

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Slide 16_9 - 166.png

Гармонии и завершенности тексту добавляет перекрестная рифма (ABAB), которая еще больше укрепляет структуру стиха.

Помимо того, в «Молитве» встречается редчайший случай изменения привычного ударения в русском стихе XIX века: строка «Окружи счастием душу достойную». Здесь правила метрики и нормы языка оказываются в конфликте друг с другом. Если следовать схеме дактиля, то ударение в слове «окружи» должно было бы падать на первый слог. Такой прием в литературоведении называется переакцентуацией.

Еще одна особенность «Молитвы» — пропуск ударения. Он возникает, когда безударный слог стоит там, где по силлабо-тонической схеме ожидается ударный слог. В строках «Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием» пропущены ударения на первом и седьмом слогах от начала. На эти места поэт ставит безударные части речи — частицы, предлоги, союзы, а также безударные слоги других значимых слов.

Наконец, в «Молитве» появляется еще и сверхсхемное ударение: когда ударный слог стоит там, где должен по силлабо-тонической системе находиться безударный. В самой первой строке «Молитвы» сверхсхемное ударение появляется на втором слоге: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», а, например, в строке «Ты восприять пошли к ложу печальному» — на шестом.

Своеобразие лермонтовской ритмики, разумеется, не могло не обратить на себя внимание современников. Виссарион Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями, как в «Шильонском узнике», звучит отрывисто, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством...»

Конечно, Михаил Лермонтов не стал реформатором русского стихосложения. Однако его опыты в области ритмики, нередко

приводившие к ломке силлабо-тонической системы, ясно говорят о том, что в разрешении проблем, относящихся к ритмической структуре стиха, он, несомненно, сделал шаг вперед по сравнению, например, с солнцем русской поэзии — Александром Пушкиным.

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.