Мы уже немало рассказали о Лермонтове-поэте, в лирике которого гармонично сосуществуют личные переживания, политические убеждения и философские размышления. Мы поведали о Лермонтове-драматурге, живо изображающем страсти в движении. Не обошли стороной и Лермонтова-прозаика, подарившего миру культовый роман «Герой нашего времени». Мы даже рассказали о Лермонтове — блестящем офицере. Настала пора поговорить о Лермонтове-художнике.

На протяжении всей своей короткой жизни Мишель увлекался живописью и рисованием. Мы помним свидетельство Акима-Шан Гирея: «...он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» А поэтесса Евдокия Растопчина однажды метко заметила: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей, он, сам хороший пейзажист, дополнял поэта живописцем».

Первым учителем рисования Мишеля был художник Александр Степанович Солоницкий. Он готовил юного поэта к поступлению в пансион. В пансионе Лермонтов продолжил обучение: посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. А в юнкерской школе сойти за своего ему помог незаурядный талант карикатуриста. К слову, к этому таланту классик прибегнет еще не раз: в более зрелом возрасте он станет рисовать карикатуры, которые будут так похожи и удачны, что наделают много шума в высшем петербургском свете...

Позднее, уже в Петербурге, Лермонтов брал уроки известного живописца Петра Ефимовича Заболотского. Петр Ефимович, между прочим, написал два портрета Мишеля маслом — в 1837 и 1840 годах.

В самых ранних своих литературных работах Лермонтов упоминает имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта. Последний попадает не только в строчки поэта, но и на его полотна: в юношеских работах Мишеля заметно влияние Рембрандта, особенно в акварельных портретах, где применена рембрандтовская система светотеневых контрастов.

До наших дней дошли 13 работ Лермонтова, выполненных маслом, 51 акварель, около 450 карандашных и чернильных рисунков на отдельных листах, на альбомных страницах, вплетенных в рукописи… Согласитесь, очень внушительное наследие для непрофессионального художника!

В полной мере талант Лермонтова-живописца раскрылся во время первой кавказской ссылки.

В письме к Святославу Раевскому он сообщал: «Любезный друг Святослав!.. С тех пор как выехал из России, поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом, я вояжировал».

Совершенно необходимо отметить, что наш Мишель — один из первых русских живописцев, обратившихся к чарующей красоте кавказских гор. Практически все панорамные виды Кавказа он создал как малый фрагмент огромной гористой местности, где и развалины старых строений, и монастыри, и храмы, как бы висящие над обрывами скал, органично вписаны на картинную плоскость. А миниатюрные изображения фигур всадников, погонщиков верблюдов, женщин еще больше подчеркивают «космическую безмерность» панорамного изображения. И что интересно, при исследовании полотен Михаила Юрьевича специалистами доказано, что изображаемая местность по большей мере соответствует реальной топографии.

Так, древняя столица Грузии — Мцхета ярко отразилась не только в поэзии Лермонтова, но и в художественном творчестве. Монументальные горы, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспеты в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…» И эти же места запечатлены на полотне «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

Многие исследователи творчества Лермонтова уверены, что его художественное творчество явно перекликается с литературным — отдельные рисунки и полотна могли бы стать иллюстрациями к описаниям местности. Взглянем, например, на картину «Вид Крестовой горы близ ущелья Коби», изображающую панораму от начала подъема на Крестовую.

А теперь обратимся к отрывку из повести «Бэла» романа «Герой нашего времени»: «И точно, такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки; солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи; но над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. «Я говорил вам, — воскликнул он, — что нынче будет погода; надо торопиться, а то, пожалуй, она застанет нас на Крестовой. Трогайтесь!» — закричал он ямщикам».

К такому же максимальному соответствию реальности Лермонтов стремился и в портретах. К примеру, автопортрет, написанный в 1837-38 годах, лермонтоведы называют одним из самых достоверных его портретов.

Такие совпадения дают право полагать, что рисунки Лермонтова иллюстрировали то, что увлекало и волновало поэта, а позже становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа.

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.