Так почему же тогда женщины — книжные и реальные, в XIX веке и сейчас — теряют голову от «в высшей степени неприятного» человека Григория Александровича Печорина? Попробуем разобраться.

В 1836 году Михаил Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская» — «светскую повесть» с нравоучительным содержанием. Именно на ее страницах впервые появились Печорин и другие персонажи, знакомые читателю по «Герою нашего времени». Но в «Княгине Лиговской» их характеры сильно отличались от канонических. Печорин, например, представлен человеком непривлекательной внешности, мечтающим о славе ловеласа. Согласитесь, ничего общего с Григорием из «Героя нашего времени» — красавца, сердцееда, большого знатока человеческих душ!

Завершить «Княгиню Лиговскую» Лермонтову помешала первая ссылка на Кавказ. Возможность вернуться к роману у Мишеля появилась лишь в 1838 году. Именно тогда, по мнению литературоведов, он отказывается от первоначального замысла и приступает к «Герою нашего времени».

В дальнейшем критики неоднократно будут сравнивать Григория Печорина с Евгением Онегиным, и для этого есть основания. Даже фамилию своего героя классик выбрал по подобию пушкинского персонажа — Онегин от названия реки Онега, а Печорин от названия реки Печора.

Итак, состоящий из пяти не связанных хронологически новелл «Герой нашего времени» писался на протяжении 3-5 лет. Относительно даты написания каждой новеллы возникает целый ряд вопросов. В произведении рассказы расположились так: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Но сюжет в логико-хронологическом порядке излагается так: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч» и в самом конце — предисловие к «Журналу Печорина». Считается, что благодаря выбранной хронологии повествования Лермонтов наиболее ярко вырисовывает образ противоречивого, но неизменно оправдываемого каждым читателем молодого скучающего современника.

Писал Михаил Юрьевич быстро, часто сразу набело. Прежде чем перенести на бумагу текст, он создавал его в уме («в уме своем я создал мир...»). В уме же перекраивал, искал, отбрасывал неудавшиеся варианты. Благодаря выбранной хронологии, романтический конфликт Печорина с окружением и с самой судьбой разворачивается почти детективно. Нельзя не отметить, что зрелая лермонтовская проза спокойна по темпераменту. Местами она иронична — романтический пафос, к которому не раз прибегает Печорин («Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»), поверяется интроспекцией, самоанализом, а романтические штампы разоблачаются на сюжетном уровне. Так, к примеру, устроена «Тамань», где вместо любовного приключения начитанный Григорий чуть не оказывается жертвой контрабандистов.

Вместе с тем в «Герое нашего времени» присутствуют все составляющие классического романтического текста: исключительный герой, экзотическая обстановка, любовные драмы, игра с судьбой.

Что же в Григории Александровиче такого привлекательного, ежели он со всеми конфликтует? Самый поверхностный ответ — его внешность: «…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…», «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…»

Копнем поглубже: характер Печорина бесстрашный и безрассудный, но где-то слабый и беззащитный. Он соткан весь из сплошных противоречий. Разочарованный в людях, он обещал себе никогда не показывать свои истинные лицо и чувства.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

В главе «Бэла» Григорий Александрович проявляет свою натуру: он похищает девушку, насильно поселяет у себя, а ради самой авантюры крадет коня у Казбича и подставляет под удар еще совсем юного глупого Азамата, брата Бэлы. То есть по отношению к окружающим он ведет себя жестоко и эгоистично.

Ведомый скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге дарит тому смертельный выстрел на дуэли. Скучая, он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее чувством, оставляет девушку в полном разочаровании. Если Печорин к кому и испытывает глубокое чувство, то к Вере. И то, вероятно, потому что Вера в отличие от других женщин никак не претендует на роль жены главного героя. И, как и всех, ее не обходит стороной участь оказаться в плену печоринского обаяния.

С дружбой у Григория тоже не складывается. Друзей, как таковых, у него нет, не считая приятелей — Вернера и Грушницкого. У героя есть своя философия, в которой дружба считается чем-то вроде рабства, где один всегда находится в подчинении другого. Печорин всех считает гораздо ниже и глупее себя, а единственный человек, с кем он ведет себя на равных — это доктор Вернер.

Отвечая на поставленный вопрос о притягательности главного героя, смело заявляем: именно умение манипулировать людьми и вызывает интерес окружающих к Печорину.

Столь противоречивый персонаж, конечно же, был неоднозначно воспринят критиками. Так, Кюхельбекер жалеет о том, «что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин», Гончаров отмечает, что печоринское равнодушие «считалось квинтэссенцией донжуанства», а Чернышевский пишет, что «эгоизм силен в Печорине».

Да что критики, сам император Николай I высказал величайшее возмущение персонажами и вообще всем романом: «…Я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах».

Вместе с тем, «Герой нашего времени», конечно, обрел и множество поклонников в литературной среде. Гоголь, например, отметил, что «...Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта...»

А кто же Печорин для самого Михаила Лермонтова? Мишель задумал персонажа как воплощение пороков своего поколения. Ничего героического классик в нем не видит: свое поколение он считает скучающим и равнодушным. Поэтому «герой» в названии романа следует читать с изрядной долей иронии. Истинными героями для Лермонтова были «богатыри», стоявшие насмерть при Бородино и победившие Наполеона.

Печорин же — жестокий диагноз Мишеля поколению, в котором добрых и благородных натур, похожих на печоринского приятеля Максима Максимыча, единицы.

Отдельные главы «Героя нашего времени» выходили в журнале «Отечественные записки» в конце 1830-х годов. Полное издание с предисловием появилось в 1841 году, незадолго до гибели поэта, сумевшего заявить о себе как гениальном прозаике.

ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.