Как это часто бывает с талантливыми и гениальными людьми, характер Михаила Лермонтова был очень и очень сложным, о чем уже неоднократно упоминалось в нашем повествовании. Многие современники поэта отзывались о нем как о невыносимом и несносном человеке. И надо заметить, что именно скверный лермонтовский нрав впоследствии сыграет с гением злую шутку, станет причиной его гибели в молодом возрасте. Нынешнее поколение читателей, мысля современными категориями, называет Лермонтова беспринципным абьюзером, циником и нарциссом. Чтобы разобраться так это или нет, рассказываем о темных страстях, пороках и вздорном нраве нашего Мишеля.
Задиристый лермонтовский характер ярко проявился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там будущий поэт и его соратники не упускали возможности подвергнуть новичков буллингу: поливали их холодной водой во время сна, толкались в коридорах, кидались вареной картошкой и даже вставляли в нос спящим свернутые бумажки с табаком. Помните, мы рассказывали, что именно в школе юнкеров Мишель прослыл своим в доску благодаря умению выискивать болевые точки человека, а затем писать об этом скабрезные вирши или рисовать карикатуры.
Об этом свидетельствует, например, прозаик, журналист и внучатый племянник самого Гаврилы Державина Иван Панаев: «Я много слышал о Лермонтове от его школьных и полковых товарищей. По их словам, он был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с близкими людьми он не был сообщителен. У него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее, он упорно и постоянно преследовал такого человека, подтрунивал над ним и выводил его, наконец, из терпения. Когда он достигал этого, был очень доволен».
По мере взросления это качество поэта дополнится другими скверными чертами характера: мелочностью, завистливостью, вспыльчивостью, мстительностью и самовлюбленностью. Но даже повзрослев, острый на язык поэт будет пользоваться юнкерской тактикой карикатуриста для жертв своих острот. Сначала он будет общаться с человеком как ни в чем не бывало, прощупывая и отыскивая слабые места. После этого цинично нанесет удар именно по этой слабости и, насладившись принесенным негативом, потеряет интерес к мишени.
Часто объектами насмешек Михаила Юрьевича становились люди старшего возраста и высокого социального положения, что весьма раздражало окружающих. Друзей у классика было не так много. Мы уже рассказывали о словесной перепалке Лермонтова и Белинского, пересказанной Николаем Сатиным. На впечатлительную натуру критика встреча с Лермонтовым произвела такое сильное влияние, что в первом же письме из Москвы он
писал Сатину: «Поверь, что пошлость заразительна, и потому, пожалуйста, не пускай к себе таких пошляков, как Лермонтов». Тогда Николай Михайлович принялся горячо защищать Мишеля, настаивая на том, что пошляк не может писать такие невероятные пронзительные стихи как «Смерть поэта».
Однако позже в записках Сатина мы видим: «Позднее, зимой, к нашему обществу присоединился Лермонтов, но — признаюсь — только помешал ему. Этот человек постоянно шутил и подтрунивал, что наконец надоело всем. (...) Ложно понятый байронизм сбил его с дороги. Пренебрежение к пошлости есть дело достойное всякого мыслящего человека, но Лермонтов доводил это до absurdum, не признавая в окружающем его обществе ничего достойного его внимания».
Ранее мы поведали, как влюбленный и не понятый поэт расстроил свадьбу друга, искусно поставив капкан для отвергнувшей его Екатерины Сушковой. Своей амурной проделкой поэт остался чрезвычайно доволен, о чем позже вспоминал таким образом: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад... Но мы все-таки еще не рассчитались: она заставила страдать сердце ребенка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
Этот поступок поэта оправдать тяжело — очень уж ничтожный повод для мести. Однако он добавляет ярчайший выразительный штрих к вздорному характеру Мишеля. Портрет этот дополняет еще парочка интересных пороков, подмеченных современниками классика.
Так, биографы нередко проводят параллели между Лермонтовым и Иваном Крыловым. Известный баснописец, любивший много и вкусно поесть, в зрелые годы растолстел до такой степени, что сам Пушкин окрестил его «необычайной тушей». Лермонтова от подобной участи спасали быстрый метаболизм и молодость, однако его вкусовые предпочтения стали притчей во языцех среди петербургской знати. Друзья поэта подтрунивали над тем, что он якобы не способен различить говядину и птицу. Мишель возмущался этим обвинениям и настаивал на том, что обладает утонченным вкусом. В конце концов, утомленные его едкими замечаниями приятели решили разыграть поэта и положили ему на тарелку пирог с опилками вместо начинки. Чем закончилась эта история, осталось неизвестным, но остается только представить, сколько неприятностей пришлось пережить этим шутникам впоследствии.
Еще одна порочная черта характера Лермонтова заключается в его глубокой склонности к мистицизму и фатализму. Существует легенда, что акушерка, принимавшая роды у его матери, едва взяв новорожденного на руки, предрекла ему преждевременную гибель. Сам факт того, что эта информация дошла до ушей Михаила Юрьевича, свидетельствует о том, насколько суеверными были члены его семьи. Оттого в каждом дуновении ветерка он усматривал предзнаменования судьбы и находил трагические совпадения. Современники вспоминали, что любое серьезное дело начиналось для поэта только после «консультации» с гадалкой. А ежели поблизости не находилось никого с подобными навыками, он бросал монету, доверяясь случаю.
Тяга к фатализму, к слову, может объяснить вспыльчивость поэта и стремление ввязываться в дуэли. Но об этом мы расскажем чуть позже…
А пока подчеркнем, что в очередной раз восхищаемся гениальностью русских писателей-классиков, но спешим напомнить, что не следует их чрезмерно идеализировать. Многие из них были людьми с травмированной психикой, полными комплексов, пороков и странностей, и автор трепетных стихов Лермонтов — не исключение.
ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.