Согласись, милый читатель, ничего не сравнится с эмоциями, которые зритель испытывает, посещая обитель Талии и Мельпомены. Узнавание себя, переосмысление обыденного, мурашки, улыбки, слезы или все вместе — неповторимые личные переживания, бесконечно далекие от кинематографа, где сцены сняты заранее и, возможно, переделаны не один раз. С экрана сложно прочувствовать энергию живого исполнения, а ведь это именно то, за чем чего люди уже много веков ходят в театр.
Театральные интересы занимали одно из ведущих мест в культурной жизни русского дворянства второй половины XVIII — начала XIX вв., и, конечно, не обошли стороной и маленького Мишеля Лермонтова. Предки и родственники будущего классика были страстными театралами: театр Алексея Столыпина, отца Елизаветы Арсеньевой, считался одним из лучших крепостных театров России конца XVIII века. Михаил Арсеньев, дед поэта, имел домашний театр в своем имении, что было примечательным для всей Пензенской губернии явлением. Именно там одним из первых Михаил Васильевич поставил «Гамлета» в переводе с английского, где сам играл роль Могильщика! Да и среди эстетических воспоминаний Лермонтова самым ранним и долгоиграющим было впечатление от театральной постановки оперы Кавоса «Невидимки». Зрелище поразило воображение ребенка, ибо было зрелищем в самом прекрасном смысле слова — с хорами, балетом, волшебными превращениями. Вдохновленный увиденным Мишель загорелся идеей делать собственный домашний театр, о чем писал своей тетушке Марии Акимовне Шан-Гирей:
«...Мы сами делаем театр, который довольно хорошо выходит, и будут восковые фигуры играть (сделайте милость, пришлите мне мои воски)».Для театрального представления, где актерами были восковые куклы, Лермонтов и стал сочинять пьесы. И хотя нам, современным читателям, Михаил Юрьевич известен в первую очередь как поэт и прозаик, он также был незаурядным драматургом.
К драматической форме классик прибегает лишь в первые годы своей литературной деятельности. Пять пьес (не считая отрывка «Цыганы»), различных по характеру, стилю, художественной завершенности и ценности, написаны Лермонтовым до 1836 года. Первая его законченная пьеса «Испанцы» датируется 1830 годом. В произведении показана обобщенно-романтическая картина Испании времен инквизиции, хотя, по мнению литературоведов, в ней можно наблюдать и своеобразную проекцию впечатлений от засилия зла, господствовавшего в русской действительности. Здесь же можно наблюдать и умение юного драматурга сложить воедино различные по своей природе литературные влияния: весьма узнаваемы классические образы и ситуации, подсказанные «Евгением Онегиным», «Эмилей Галотти», «Айвенго», «Натаном Мудрым».
В том же году Лермонтовым закончены пьесы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») и «Странный человек». «Люди и страсти» — первое значительное по объему произведение шестнадцатилетнего Мишеля. Главным героем пьесы становится молодой человек из дворянской семьи, страдающий от одиночества, Юрий Волин. Его высокие идеалы вступают в трагическое противоречие с окружающей действительностью. Литературоведы сходятся во мнении, что пьеса автобиографична, поскольку отдельные мотивы восходят к конфликту между отцом и бабушкой Лермонтова за право воспитания, а также к его жизни в пансионе. Многие видят в «Людях и страстях» важный поворот в творчестве классика, поскольку в этом произведении главный герой — романтический человек — впервые оказывается в будничной среде. Позднее этот мотив найдет более полное воплощение в образе Григория Печорина.
Далее более зрелый и опытный (если так можно сказать о двадцатилетнем юноше) Лермонтов пишет пьесу «Два брата», посвященную эпизоду взаимоотношений с Варенькой Лопухиной. Здесь автор не тождествен своим героям, а действующих лиц пьесы с прототипами основана на сходстве ситуаций. В основе сюжетной линии «Двух братьев» лежит встреча героя с любимой женщиной после ее замужества. Центральным же мотивом становится вражда и соперничество двух братьев, воплощающих добро и зло.
Вершинным произведением Лермонтова-драматурга по праву считается драма «Маскарад». Ее «еще неведомый избранник» затеял весной 1835 года, в разгар подготовки свадьбы в доме Лопухиных. И затеял не для ящика в столе, а для настоящей постановки на театральной сцене: надо же доказать «предавшим» его Лопухиным, что их маленький Мишель способен на что-то великое, драматичное и принятое столичным театром!
В беседе с одним из петербургских приятелей Лермонтов обронил несколько фраз о замысле «Маскарада»: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы».
«Маскарад» расценивается как драма-вызов, драма-пощечина, обнажившая все присущие великосветскому столичному обществу пороки. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Все происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков. Свое резко отрицательное отношение к происходящему в кругах петербургской знати он вложил в образ главного героя Евгения Арбенина. При этом Арбенина нельзя назвать положительным героем: он карточный шулер, разбогатевший на этом. Однако сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь. Теперь он — бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества:
...Я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.
(«Маскарад»)
Вместе с тем в главном герое сохраняется стремление к идеалу и жажда простой человеческой любви. Его жена Нина — образ, в котором воплощен идеал прекрасной человеческой личности. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. В арбенинском чувстве к Нине заложены «семена веры» в жизнь и людей. Но и это чувство падает замертво, пораженное ядом неверия: презираемое Арбениным общество все же наложило на него свой отпечаток. Он лишает жизни Нину, но это не просто расплата за измену, которой вовсе и не было, а мщение за поруганный идеал:
Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой…
(«Маскарад»)
И, наверное, ты, милый читатель, уже догадался, что в характере взаимоотношений с миром, эгоизме, трагическом уделе Арбенина причинять зло тем, кого он любит, угадывается очередной предшественник Печорина.
Редакцию «Маскарада», в финале которой Нина убита Арбениным, цензура сочла прославлением порока: злодей-отравитель жив, а невинная душа погибает. Кроме того, цензор настоятельно советовал Лермонтову окончить пьесу примирением супругов. На переделку у драматурга уходит чуть больше месяца, миру является более простой вариант пьесы, где Арбенин, узнав от Неизвестного, что жена его невинна, сходит с ума. Советом примирить супругов Михаил Юрьевич пренебрег, сочтя его необязательным. А вот цензору совсем не понравилась такая дерзость, да и наказание для Арбенина выглядело недостаточно жестко, а потому вторую редакцию «Маскарада» тоже «забраковали». Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной перекройке, что появляется новое произведение, «Арбенин». Но даже и в таком искалеченном виде пьеса не устроила грозного цензора… Для представления на театральной сцене пьесу разрешили только в 1862 году.
Элегантно отомстить Лопухиным, доказав свою значимость на поприще драматургии, не получилось. При жизни Мишелю не суждено увидеть театральных постановок по своим пьесам. Не были они и напечатаны: «Маскарад» впервые был опубликован в 1842 году, а остальные пьесы — в 1880 году.
ООО «Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт поколений» . Это мультимедийный проект, приуроченный к 210-летию великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова.