Алтарь отечества
Языческие культы древней Тавриды носили отчетливо выраженные следы тотемизма, что следует из названия ее автохтонного населения — тавров. Предполагается, что греческий этноним ταύρος (бык) означал наличие у этого народа культа быка, хорошо знакомого самим эллинам еще с крито-микенского периода и мифов о Минотавре. Об этом свидетельствует петроглиф на горе Бурун-Кая в Бахчисарайском районе, изображающий быка и датированный III тысячелетием до нашей эры.
Историки не исключают и того, что тавры переняли культ быка у греков. Так эллины считали, что именно их бог плодородия Дионис научил тавров земледелию, вспахав землю Тавриды на двух быках.
Во времена римлян в таврическом порту Симболон Лимена (нынешняя Балаклава) был воздвигнут храм Юпитера Долихена, в алтаре которого верховный античный бог изображался стоящим на спине быка.
В 1946 году одной из археологических экспедиций в Херсонесе была найдена терракотовая пластинка, изображавшая змееногую женщину (возможно, скифскую богиню земли Апи) с головой быка.
Именно в Херсонесе Таврическом одним из главных святилищ был храм Артемиды Таврополы — охотницы на быков. Да и у соседей тавров и эллинов — степняков-скифов и сарматов быки были главной тягловой силой при постоянных переездах. Их же вместе с лошадьми приносили в жертву богам.
У самих скифов вообще преобладала склонность к зооморфной мифологии, так называемому звериному стилю. Наиболее известным персонажем скифов Тавриды был грифон — мифический крылатый лев с головой орла. Эллины, в мифологии которых также присутствовали грифоны, полагали, что эти синкретические животные охраняли скифские золотые копи. Являлись стражниками царских курганов.
Кроме грифонов, скифы наделяли сверхъестественными способностями и других синкретических существ: бараноптиц, лосекозлов, гиппокампов, рогатых рыб.
Антропоморфными же божествами скифского пантеона являлись богиня-мать Апи, особо чтимый таврическими царскими скифами морской бог Фагимасада, небесный бог-отец Папай, богиня огня Табити, богиня любви и плодородия Артимпаса.
Историк Михаил Артамонов отмечает: «Праздники в честь богов совершались в определенное время года. К сожалению, нам известно только об одном — весеннем празднике скифов, в связи с которым производился ежегодный передел земли. Во время этого праздника пробуждения природы совершался акт бракосочетания с землей, для чего избиралось лицо, олицетворявшее небесного бога Папая и воплощавшее в себе производительную силу, оплодотворяющую мать-сыру землю».
При этом скифы крайне нелояльно относились к чужим божествам. Древнегреческий историк Геродот пишет: «Скифы избегают заимствований чужих обычаев, притом не только других народов, но и в особенности эллинов. Это доказали Анахарсис и затем Скил. Анахарсис, обозрев много стран и приобретя в путешествии много мудрости, совершил греческий обряд, за что был убит стрелою из лука Савлием. И теперь, если спросить об Анахарсисе, скифы говорят, что не знают его, и это потому, что он путешествовал в Элладу и принял чужеземные обычаи… Скифы осуждают эллинов за их вакхические празднества, говоря, что не подобает выдумывать такого бога, который приводит людей в исступление. …Так оберегают скифы свои обычаи и так сурово карают тех, кто заимствует чужие законы».
Впрочем, античные язычники-политеисты были не из тех, кто навязывал своих богов другим народам. У греков и римлян в Тавриде были свои святилища — храмы Аполлона, Диониса и Афродиты Апатуры в Пантикапее, Артемиды на мысе Парфений, алтари Юпитера Долихена, Геркулеса и Вулкана в Симболон Лимена, алтари Юпитера Оптимуса, Дианы, Меркурия, Митры и Гекаты в Хараксе на мысе Ай-Тодор и др.
Десятки богов различных пантеонов под бдительным и благочестивым надзором империи вполне уживались на одном полуострове, не мешая друг другу и не затевая межконфессиональных свар.
Косой крест апостола
Появление первых христиан в Тавриде легенда связывает с именем апостола Андрея Первозванного. По утверждению церковного историка IV века Евсевия Кесарийского, который ссылается на александрийского философа и теолога Оригена, апостол для христианских проповедей получил по жребию Фракию и Скифию, куда и отправился в качестве миссионера и крестителя.
Последний обер-прокурор Святейшего Синода и историк Антон Карташёв пишет: «В VIII, IX и последующих столетиях накопившийся веками материал в форме апокрифических и церковных сказаний, кратких известий и посеянных всюду теми и другими местных преданий послужил источником к составлению новых «деяний», «похвал» и «житий» апостолов. Здесь миссионерская деятельность ап. Андрея распадается на целых три проповеднических путешествия, скопированных с путешествий ап. Павла, причем первозванный апостол уже с полной определенностью проходит через Скифию европейскую, по северному и западному побережью Черного моря проходит до Византии, где поставляет первого епископа для этого города — Стахия».
Агиографическая литература, как обычно, во многом противоречива, то подтверждая, то опровергая деяния видных деятелей христианской церкви. По одной из версий апостол Андрей переплыл Понт Эвксинский и высадился с корабля в Тавриде, в районе нынешнего мыса Фиолент, где ныне расположен Свято-Георгиевский мужской монастырь, основанный в IX веке. А до того на этом месте было почитаемое таврами и греками святилище девы Артемиды.
В апостольском житие сказано, что около полугода Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе в самых людных по тем временам местах – синагоге, на базарной площади и в порту. Отсюда он отправился в греческие Патры, оставив в Херсонесе троих своих учеников.
В «Степенной книге», написанной духовником Ивана Грозного Афанасием, описывается, как в Херсонесе апостол «молился на великом камне, во время молитвы камень стал, как воск, и стопы его отпечатались на нем». Сегодня этот камень с отпечатком демонстрируется в Херсонесском заповеднике. Именно из Тавриды Андрей удалился в греческие Патры, где в 67-м году и был распят на косом кресте.
Интересно, что свободные проповеди апостолом новой религии на территории Римской империи, да еще во времена императора Нерона являются весьма показательным примером языческой веротерпимости. Вопреки расхожим сказаниям последующих победителей о «жестоких гонениях на первых христиан».
К примеру, на римском Палатине на стене Педагогиума было обнаружено граффити эпохи императоров из династии Северов (II-III века). По мнению авторитетных специалистов-археологов (Гастон Буассье), оно изображает воина-ветерана или даже преторианца с ослиной головой на кресте и надписью на греческом «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» («Алексамен поклоняется своему богу»). Иными словами, среди личной охраны императора или его приближенных свободно себя чувствовали христиане, хотя и подвергались не преследованиям, а насмешкам окружающих язычников. Тот же теолог и доктор философских наук Квинт Тертуллиан (знаменит своим парадоксом «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно», который последователи укоротили до «верую, ибо это нелепо») уверял, что христиан и евреев как раз и обвиняли в поклонении ослу.
В свободном исповедовании христианства преторианцами вообще не было ничего необычного. Кстати, святой Себастьян и вовсе был префектом претория при императоре Диоклетиане.
Крест, звезда и полумесяц
Показательно, что именно далекая Таврида стала настоящим прибежищем ранних христиан.
Современник апостолов, один из первых епископов Рима (91-102 годы) Климент в ходе очередных антихристианских репрессалий был сослан в Херсонес на работу в каменоломнях. Непонятно, насколько суровыми были условия каторжного содержания предстоятеля в Тавриде, если он, согласно житию, умудрялся ежедневно крестить по 500 язычников. Да еще так, чтобы те в благородном порыве неофитов уничтожали здешние языческие капища.
На юге Тавриды поселились первые готы-христиане во главе с епископом Феофилом, основавшим митрополию около 325 года. За 20 лет до того, как другой епископ Ульфила крестил дунайских готов и создал готский алфавит.
В Херсонскую фему в ходе разгула иконоборческого движения в Византии бежали многие иконопочитатели, основав здесь катакомбные и пещерные храмы и монастыри.
В 861 году в Херсонесе жил Константин Философ (будущий «отец» славянского алфавита Кирилл), усилиями которого были обретены мощи причисленного к лику святых Климента.
Херсонес же считается «крестильной купелью» русского князя Владимира со своей дружиною, а вместе с ними и всей Руси.
Именно огромный приток христиан на полуостров стал залогом того, что эту веру приняли многие жившие здесь готы, аланы, гунны, болгары, хазары.
У последних вообще был широкий выбор в плане конфессий. Северная часть каганата испытывала на себе значительное влияние родственной ему Волжской Булгарии, откуда к хазарам приходили исламские традиции. С начала IX века хазарская элита приняла иудаизм и попыталась распространить его на территорию всего каганата. Получалось с переменным успехом, ибо широкие слои хазар так и остались вне синагоги, а то и вовсе предпочитали древнее язычество. Южная часть каганата, контактировавшая с Закавказьем, Тавридой и Причерноморьем, часто воевала с Арабским халифатом и Персией, из-за чего была более восприимчива к христианству.
Каганат стал одним из «мостов», по которому в Тавриду пришли иудейские синагоги почитателей Иеговы, а затем и караимские кенассы — святилища родственной иудаизму религии потомков тюрок-хазар, почитателей священной книги Танахи.
С XIV века, когда в Золотой Орде ханом Узбеком повсеместно было насажено мусульманство, Улу Улус стал постепенно исламизироваться. При этом остальные конфессии не чувствовали себя уязвленными, потому как в Крыму богатые тюркские бейлики (феодальные вотчины, возглавляемые беями) предпочитали вести собственные торговые операции с православным княжеством Феодоро в Горном Крыму и католическими генуэзскими факториями Солдайи, Каффы и Воспоро.
Активная исламизация началась лишь после захвата Крыма османами в 1475 году и уничтожения христианских анклавов. Но даже в условиях появления вассального от Константинополя Крымского ханства татарские правители полуострова не стремились к полной ассимиляции и исламизации своих подданных. Немусульмане платили джизью (подушной налог), занимались сельским хозяйством и ремеслом в Крыму, став основой экономического равновесия ханства в годы, когда грабительские походы не приводили к успехам. Лишаться такого дохода и экономического фундамента Бахчисараю было бы крайне неразумно. Поэтому в Крыму иные конфессии, не мешая друг другу, продолжали чувствовать себя достаточно уверенно и в последующие века.