— Мои любимые предметы — русский язык, биология и история. Я всегда увлекалась культурами других стран, меня интересовали их языки, традиции, обычаи.

С малых лет я пробовала себя в разных направлениях, в том числе занималась народными танцами, вокалом, рисованием, художественной гимнастикой.

Довольно часто я участвовала в олимпиадах и нередко выигрывала. Олимпиады развивают способности детей, помогают им раскрыть потенциал. Самой важной для себя считаю победу в региональном этапе по русскому языку и экологии. Я приобрела полезный опыт и познакомилась с новыми людьми.

Желание стать учителем появилось у меня относительно недавно. Я испытывала затруднение, поэтому составила список возможных профессий. В него входили стоматолог, психолог, юрист и учитель. Пройдя тесты по профориентации, я поняла, что работа учителя мне по душе.

Главный человек, поддержавший меня в моем выборе, — мама. Она всегда говорила: «Если у тебя есть цель, то, несмотря ни на что, ты должна идти к ней». Мама мотивировала меня и вдохновляла, за что я ей очень благодарна.

Какой предмет хотите преподаватель?

— Историю и обществознание. История — предмет, который очень интересно изучать. Я восхищаюсь личностями и событиями из прошлого. Это не очень похоже на исторический роман, потому что в реальной жизни не все идеально, однако это отличное подспорье для вдохновения.

А обществознание, по моему мнению, является главной наукой в наше время. Оно изучает важные сферы жизни общества, помогает человеку разобраться в политике, экономике. Преподавание этой дисциплины можно сделать настолько интересным, что ученики забудут, в каком измерении находятся.

Судя по глубине познаний, у вас уже есть опыт ведения уроков?

— В дни самоуправления я смогла почувствовать себя в роли педагога. Я приобрела бесценный опыт и поняла, что быть учителем не только интересно, но и тяжело. Я убедилась, что преподаватель — очень ответственная профессия: к каждому уроку нужно тщательно готовиться, находить полезный и доступный для восприятия учениками материал.

Какие еще качества в педагоге вы считаете важными?

— Педагогическое мастерство требует огромного труда, постоянного поиска, напряжения душевных и физических сил, активной работы над собой.

Есть два преподавателя, которые вдохновили меня при выборе профессии: мой классный руководитель, учитель биологии Мадина Исаевна Дзагиева и учитель истории Белла Юсуповна Гуражева. Мне нравится то, как усердно и добросовестно они подходят к своей работе. Если ученик не понял тему, с радостью помогут разобраться в ней.

А из прославленных учителей, внесших большой вклад в развитие отечественной педагогики, кого-нибудь знаете?

— Их много. Например, Василий Сухомлинский — создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. Именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... Не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит».

Золотые слова! Правильно ли я понимаю, что вы рассматриваете их как руководство к действию?

— Я достаточно терпима и лояльна, но знаю, что буду очень требовательна к учащимся. Безусловно, буду помогать ребятам разбираться в своем предмете и пытаться доносить до них информацию в наиболее упрощенной и интересной форме.

Я хочу стать тем самым учителем, которому ученик может рассказать о своей проблеме, будучи уверенным, что я помогу решить ее; учителем, на чьи уроки будут спешить. Я придерживаюсь той точки зрения, что к любому человеку можно найти подход и даже со сложными подростками можно сдружиться.

Хороший педагог — это не только знание предмета и любовь к детям. Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — еще одно требование к личностным качествам учителя. Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днем и не адаптируется к течению времени. Современный преподаватель понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык.

Вы очень амбициозный человек? Достаточно ли вам быть просто хорошим педагогом, без высшей квалификационной категории и звания «Учитель года»?..

— Я достаточно амбициозный человек, подумываю и о звании «Учитель года», и о должности директора школы. Но не это моя конечная цель. Я мечтаю никогда не испытывать чувства стыда за своих учеников, за те знания, что им даю. Мечтаю, чтобы родители хотели видеть меня в качестве преподавателя для их ребенка. Это и было бы лучшей наградой.

Многие молодые люди воздерживаются от поступления в педагогические вузы, опасаясь трудностей. Но вы, как мне кажется, не из таких...

— Как и всякий человек, выбирающий себе дело, которым он будет заниматься всю жизнь, я изучила все плюсы и минусы выбранной профессии. Мне нравится преподавание, и я чувствую, что в этом мое призвание. Для большого объема бумажной работы я найду время, а для увеличения размера заработной платы есть много способов, в том числе репетиторство.

Вы следите за событиями в российском образовании? Знаете о национальном проекте, реализуемом в этой сфере?

— Мне знаком национальный проект. Образование играет значительную роль в современном мире, а значит, нужно прилагать максимум усилий для его развития. Особого внимания заслуживает тема повышения престижа труда учителя. Государство должно поддерживать молодых специалистов, выбирающих профессию педагога. Тогда кадровую проблему в школах удастся решить.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.