— Я плохо помню себя в начальной школе, но точно могу сказать, что мне с самого начала понравилось учиться. Сейчас, находясь уже в старших классах и задумываясь о роли образования в своей жизни, я особенно ясно понимаю: знания — это то, что действительно питает человека, и самое важное тут — стремление и желание, а вовсе не оценки или «потому что так надо».

Я всегда с большим удовольствием занималась русским и иностранным языками, посещала творческие кружки. А во втором классе меня приняли в музыкальную школу, и это в корне изменило мою жизнь, даже если в 7-летнем возрасте я этого еще не понимала. Спустя годы моя связь с музыкой становилась только крепче, в ней я и по сей день.

Еще до поступления в школу я начала изучать английский язык. Когда на втором году обучения, уже в лицее, я встретилась с немецким, то почувствовала большой интерес к языкам в целом. Сейчас я пользуюсь уже тремя (наряду с турецким) иностранными языками и не собираюсь останавливаться.

В олимпиадной сфере мой путь начался с русского языка, литературы, английского и немецкого языков, музыки. Я становилась призером и победителем школьного, а после — и муниципального этапа, участвовала на уровне области. Но самым запомнившимся мне событием стала первая победа на муниципальном этапе олимпиады по литературе в восьмом классе: для меня было очень ценно, что незнакомые люди поняли меня, разделили мои размышления, читая сочинение. Ведь литература — это не сухая теория, это отдельный, живой, многогранный мир. Как близкий с искусством человек я уверена, что именно в нем можно в полной мере самовыразиться.

Когда я начала глубже погружаться в олимпиады, то узнала о Центре развития для одаренных детей «Интеллект». Это учреждение тоже дало мне очень много и стимулировало к участию во всевозможных мероприятиях. Весной 2021 года я приняла участие в финале Всероссийского фестиваля творческих инициатив и открытий «Леонардо», проходившем в Москве, для которого подготовила исследовательскую работу в рамках образовательной сессии «Интеллекта».

Стать именно учителем вы решили сразу? Или в рассматриваемом списке были и другие профессии?

— Еще с малых лет я изъявляла желание быть врачом, то есть работать с людьми. Но в средней школе начала сталкиваться с просьбами помочь объяснить непонятную тему по русскому языку, проверить литературное сочинение. В другом городе живут мои родственники по маминой линии, и там у меня есть младшие братья и сестры. Одна из сестренок недавно начала заниматься музыкой и теперь часто обращается ко мне за советом или помощью. Я немного привыкла к ситуациям, в которых занимаю позицию наставника: что-то объясняю, делюсь своими знаниями, подбираю для человека отдельный способ запоминания или понимания материала. Так как я занимаюсь иностранными языками и мне часто приходится разбираться с системами и алгоритмами других языков и культур, меня очень заинтересовало, как можно было бы объяснить великий и могучий русский язык иностранцам.

Судя по вашим рассказам, вы одинаково влюблены и в литературу, и в иностранные языки. А преподавать какой предмет все-таки хотите?

— Я хотела бы быть преподавателем русского языка или иностранных языков. Сейчас очень заметна тенденция к тому, что дети мало интересуются иностранными языками. Однако очень важно знать минимум один иностранный язык: это открывает много возможностей, начиная с путешествий и заканчивая профессиональной востребованностью.

Родным и близким ваш выбор понравился?

— Они по достоинству оценили мое желание стать педагогом. Семья часто поддерживает меня в любых начинаниях, поэтому и к моему решению стать учителем отнеслась с радостью.

Я хотела бы поступить в Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Обучаясь на образовательной сессии центра «Интеллект», я имела возможность пообщаться с магистрами и даже доцентом кафедры Еленой Робертовной Ядровской, которые подробно рассказали о вузе. Много моих хороших преподавателей учились именно там, и в детстве я ездила туда на различные конкурсы.

Конечно, чтобы поступить в хороший университет, нужно хорошо сдать экзамены. Поэтому сейчас я уделяю очень много времени подготовке, могу отказаться от старых привычных удовольствий, превращая в удовольствие саму учебу.

Что считаете в педагоге самым главным?

— Очень важно, по-моему, чтобы учитель мог слушать учеников, а не только заставлять их слушать себя, свободно владел своим предметом. Но, наверное, этого недостаточно, чтобы проводить эффективные и приятные для детей уроки. Стоит обладать психологическими знаниями, чтобы понимать «природу» несовершеннолетних. Также по своим ощущениям могу утверждать, что каждый педагог должен быть заботливым и участливым, ведь он не просто закладывает знания. Учитель воспитывает ребенка, а значит, буквально строит будущее.

Фильмы про учителей любите смотреть?

— Мне очень нравятся два фильма: «Большая перемена» и «Доживем до понедельника». Второй фильм заставил задуматься о всей широте роли учителя. В современных реалиях люди и сами в силах разобраться с неизвестным материалом, усвоить новые знания. Но учитель никогда не может быть заменен роботом именно потому, что важно найти подход к каждому человеку, а это нелегкая задача — все мы такие непохожие и оригинальные!

Среди ваших учителей есть примеры для подражания?

— Мне есть с кого брать пример. Я восхищаюсь мастерством учителей, которые работают с нами в школе. В первом классе нас встретила Елена Петровна Морозова, у которой я переняла несколько психологических навыков работы с детьми. В средней школе первой учительницей русского языка стала Валентина Егоровна Шмакова. Она доказала, что русский язык и литература — это нетрудно и очень интересно. Любовь Константиновна Боровских приветствовала оригинальность, помогала мыслить шире и не забывать о важности родной культуры и языка. Оксана Сергеевна Горшкова, учитель обществознания и истории, привила интерес и желание работать с довольно непростыми, но увлекательными предметами.

Сейчас я учусь у Анастасии Алексеевны Смирновой. Она показала, насколько глубокая и проницательная бывает литература. Педагог проводит для нас различные интерактивные мероприятия по работе с авторами и произведениями. У нее я научилась тому, что чтение обогащает человека, и человек, читающий книги, проживает далеко не одну жизнь.

Личный опыт ведения уроков у вас есть? Каковы впечатления?

— Однажды в День самоуправления я провела русский язык для третьеклассников и почувствовала себя педагогом. Мне понравилось наблюдать за детьми, общаться с ними. Думаю, у меня получилось установить с ребятами контакт и настроить их на интересную работу на уроке.

Хотите, чтобы ваш первый урок уже в качестве дипломированного специалиста прошел так же?

— Я приду на первый урок с большим волнением, но вместе с тем и с оптимистичным настроем. Буду сразу стараться привлечь учеников к активной работе и диалогу с учителем.

С учащимися будете не слишком строги?

— Я вижу себя категоричным и строгим учителем, но вместе с тем толерантным и умеющим общаться с учащимися вне официально-делового стиля. Хотелось бы проявлять заботу, всячески поощрять успехи ребят и уметь совладать собой в минуты напряжения. Верю, что смогу стать авторитетом и другом для своих учеников — такой же, какими для меня являются мои наставники.

Задачу-минимум и задачу-максимум перед собой ставите?

— Задача-минимум — выпустить из школы счастливых и целеустремленных детей. Задача-максимум — разработать новую программу, которая поможет улучшить деятельность учителей. Надеюсь, мне удастся и то, и другое. Я очень рада, что руководство страны реализует национальный проект «Образование» и проводит эффективную политику в одной из ключевых для нас сфер.

Конечно, хочется стремиться к лучшему и высшему результату. Но не менее важно получать удовольствие от процесса и побеждать в первую очередь себя — например, свою неуверенность или лень. Я бы охотно поучаствовала во Всероссийском конкурсе «Учитель года», чтобы познакомиться с новыми людьми, открыть для себя много нового в профессии.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.