Отчитываясь в середине апреля о деятельности правительства Ростовской области за 2020 год, Василий Голубев подчеркнул, что он выдался сложным для всех сфер, в том числе для образовательной. Тем не менее все задачи, ставившиеся перед педагогическим сообществом Дона, выполнены. Мониторинг Министерства просвещения России подтвердил высокую результативность реализации национального проекта «Образование» в южном регионе.
Пространство для самореализации. Самый масштабный федеральный проект, реализуемый в рамках нацпроекта «Образование», — «Современная школа», а его первое направление — создание центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2020 году благодаря поддержке губернатора открылось 42 «Точки роста» на базе сельских школ и школ малых городов в 25 муниципальных образованиях Ростовской области. На эти цели было направлено свыше 150 млн рублей, большая часть которых — средства регионального бюджета.
Каждая «Точка роста» индивидуальна. Школы самостоятельно определяли, какое компьютерное и интерактивное оборудование им необходимо в первую очередь. Учитывались кадровый потенциал, потребность территории, наличие средних и высших учебных заведений. Ребята обучаются в центрах по предметам «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Не пустуют кабинеты и после учебных занятий: в них проходят занятия по робототехнике, 3D-моделированию, основам медицинских знаний. Организованы проектная деятельность, подготовка к научно-практическим конференциям, участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, семинарах.
«Задача «Точек роста» — не только сформировать у школьников современные знания и навыки, но и создать в сельской местности и малых городах общественные пространства для творческой и социальной самореализации детей, педагогов, родителей, — подчеркивает Василий Голубев. — Мы делаем все, чтобы в Ростовской области таких «точек» было как можно больше. К 2024 году откроем их еще 755 — наибольшее количество в России. На эти цели за три года направим свыше 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов».
Цифровое равенство. Еще один важный федеральный проект — «Цифровая образовательная среда». В 2020 году его участниками стали 85 городских школ и 16 учреждений среднего профессионального образования Ростовской области. С помощью приобретенного компьютерного и интерактивного оборудования учащимся во время уроков обеспечен доступ к платформам цифрового образовательного контента, к цифровым тренажерам и тестам. До конца 2023 года компьютерное оборудование получат еще 911 образовательных организаций Дона. А это второе место в России по цифровизации.
В 2021 году для усиления образовательного эффекта скомпилированы два проекта: «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда». Школа, в которой создается «Точка роста», оснащается и компьютерным оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды.
Для повышения качества образования используются инструменты и других национальных проектов. Участие в нацпроекте «Цифровая экономика» позволит повысить пропускную способность интернета в сельских школах до 50 мегабит в секунду, а в городских — до 100. Таким образом, синхронизация двух нацпроектов позволяет использовать в системе очного обучения школы, независимо от ее места нахождения, ресурсы виртуальных музеев, онлайн-курсов, 3D-лабораторий.
Выявление и сопровождение талантов. Отдельный приоритет правительства Ростовской области — развитие системы дополнительного образования. Сегодня 800 донских детей занимаются в кванториуме на базе ДГТУ и Областного центра технического творчества, более 4,5 тыс. детей из муниципальных образований региона участвуют в мероприятиях кванториума.
Ребята из сельских территорий занимаются современным техническим творчеством на базе мобильного кванториума. В 2020 году 1000 учащихся из Матвеево-Курганского, Неклиновского и Кагальницкого районов создавали свои проекты в передвижной мастерской. География работы кванториума будет расширена.
Новейшие программы и квалифицированные педагоги — гарантия качества образования. Свидетельство этому — победы и достижения донских кванторианцев. В прошлом году они заняли призовые места в восьми всероссийских конкурсах и международной олимпиаде по робототехнике.
В 2020 году в Ростове начал работу первый в регионе детский центр цифрового образования «IT-куб». 735 ребят осваивают цифровые технологии и языки программирования, создают виртуальную реальность. Открылся центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. А. С. Попова» при ДГТУ. Будущие ученые уже проектируют портативный биопринтер для лечения ожогов, создают биочернила, работают над техническим зрением роботов.
Особое внимание в Ростовской области уделяется выявлению и сопровождению одаренных детей, независимо от места их проживания. На эту задачу работает несколько проектов. Один из масштабных — центр «Ступени успеха». В нем обучаются 3820 человек по 115 программам. Дистанционные технологии делают доступным обучение ребят из сельских и отдаленных территорий.
Другой донской проект — «Мобильный тьютор» — не имеет аналогов в России. Он направлен на оказание помощи ученикам и учителям в подготовке к олимпиадам высокого уровня. В прошлом году в проекте приняли участие 1795 учащихся и более 300 педагогов из 53 муниципалитетов.
«Система дополнительного образования смогла отреагировать на эпидвызов, перестроить программы, разработать новые дистанционные проекты для тысяч детей, — считает министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина. — Креативность, творчество, профессионализм, а главное, желание педагогов помогли ребятам продолжить занятия, зарядили их оптимизмом в условиях самоизоляции».