— Последние десятилетия многие работодатели критикуют вузы за некачественную подготовку. По мнению работодателей, молодые бакалавры, специалисты, магистры не способны работать в соответствии с новыми вызовами, у них не развиты необходимые компетенции, имеются фрагментарные представления о технологических процессах, приходится выбирать из лучших выпускников самых лучших и затем повышать их квалификацию уже в рамках дополнительного образования.
Эксперты считают, что снижение качества подготовки стало наблюдаться после распада СССР. Массовизация образования, открытие большого количества различных филиалов и представительств вузов привели к тому, что многие выпускники этих образовательных организаций стали отказываться работать по полученному направлению обучения. Одной из причин этого являлась не проблема, что мало платят, а потому что нет знаний, навыков и умений, необходимых для работы на производстве. Для того, чтобы высшее образование стало «драйвером» развития экономики, не обязательно его делать элитарным, достаточно поднять его качество на новый уровень.
В сегодняшних условиях в Чеченской Республике более актуальна работа в сфере здравоохранения и образования. Работодателям необходимы такие специалисты, как наркологи, нейрохирурги, невропатологи, инфекционисты, офтальмологи, учителя начальных классов, школьные психологи и учителя — предметники (математики, физики, географии, химии, биологии и информатики).
За ними следуют сфера IT-технологий и строительства. Чуть меньшей популярностью пользуются промышленность, госслужба и работа в силовых структурах. Сфера IT — сравнительно новая для республики, но она стремительно развивается. Пока на рынке труда не так много специалистов в этом направлении, соответственно, и работу найти проще. Это профессии программистов, разработчиков, в том числе в сфере мобильных технологий, программное моделирование и архитектура, разработчики и дизайнеры интерфейсов, аналитики и администраторы баз данных, специалисты в сфере безопасности технологий, криптографии и шифрования.
В Чеченском государственном университете им. А. А. Кадырова подготовка ведется по образовательным программам основного общего образования, среднего полного образования, 21 направлению среднего профессионального образования, 39 направлению подготовки бакалавриата, 24 направлениям подготовки магистратуры, 14 специальностям, 15 программам ординатуры и 16 программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Участвуя в программе академического лидерства «Приоритет-2030», университет обновляет портфель образовательных услуг по таким направлениям, как картография и геоинформатика, гидрометеорология, управление персоналом, фармация, экономическая безопасность, таможенное дело, перевод и переводоведение, стоматология общей практики, стоматология хирургическая, информационные системы и программирование и др.
Важнейшее направление участия вуза в программе «Приоритет 2030» — агробиотехнология. Для участия в программе университет вступил в консорциум с различными высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами. Основной упор в программе сделан на разработке и коммерциализации новых агробиотехнологий и цифровых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции в разных условиях. Также программа предполагает разработку и реализацию технологий по климатическим проектам и достижению региональной углеродной нейтральности предприятий и региона в целом.
В феврале 2021 года Минобрнауки РФ запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса. Полигон ЧГУ им. А. А. Кадырова ориентирован на технологии создания регенеративных пастбищ и оценке секвестрационного потенциала плантаций быстрорастущих деревьев. Партнерами вуза в рамках реализации проекта выступают Первый Калужский полигон, РУДН, ВШЭ, ТюмГУ.
Кроме того, развивается система непрерывного образования с возможностью выбора специализации и приобретения цифровых компетенций, а также развитие предпринимательской культуры вокруг университета, студенческих технопарков и бизнес-инкубаторов.
Свою деятельность в университете осуществляет Проектный офис — структурное подразделение, созданное с целью поддержки инновационного предпринимательства путем формирования материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции. В состав Проектного офиса входят технопарк, бизнес-инкубатор, Центр «Трансфер технологий». Самые популярные направления, в которых открываются стартапы: информационные технологии в медицине, виртуальная реальность, нейротехнологии и веб-сервисы.
Правительство РФ ежегодно выделяет все больше средств и увеличивает количество бюджетных мест в вузах, которые пойдут исключительно российским выпускникам. Сверх этого, дополнительно, Правительство увеличивает квоты для обучения иностранцев, по квотам, которые выделяют вузам, будут поступать абитуриенты из ЛНР и ДНР. Согласно указу президента РФ, 10% бюджетных мест в каждом вузе зарезервируют для детей, чьи родители принимают участие в спецоперации на Украине. В некоторых случаях дети раненых и погибших смогут поступить на программы бакалавриата и специалитета даже без вступительных испытаний.
В Чеченском государственном университете обучаются иностранные студенты, места которым выделяются по особой квоте Министерства образования. Если прошел отборочный этап, можно учиться на бюджетной основе. Если же по каким-то причинам испытание не пройдено, приходится платить. Учеба в ЧГУ обходится примерно в 100 тысяч рублей в год — на фоне российских вузов это довольно небольшая сумма. На конец 2024 года количество студентов (в том числе Подготовительный факультет, СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура, ординатура, аспирантура) — 476 человек.
В основном обучаются студенты, приехавшие из Африки и Азии (31 страна): Азербайджан, Ангола, Алжир, Беларусь, Бангладеш, Бенин, Гана, Гвинея, Египет, Зимбабве, Йемен, Индия, Ирак, Кот д’Ивуар, Конго, Казахстан, Ливия, Мавритания, Марокко, Нигерия, Нигер, Пакистан, Государство Палестина, Сомали, Сирия, Судан, Таджикистан, Туркменистан, Танзания, Узбекистан, Филиппины.
Большинство иностранных студентов отмечают, что их решение учиться за границей, как правило, связано с большими личными, социальными и финансовыми инвестициями. В основном студенты выбирают медицинские специальности по направлениям «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», специальность «Программная инженерия» факультета информационных технологий, естественные науки, экономика и управление. Подобный выбор обоснован интересом студента к той или иной профессии, нехваткой определенных кадров в их странах.
Чеченский государственный педагогический университет с 1 сентября 2022 года готовит кадры в соответствии с единым подходом к подготовке педагога в педагогических вузах («Ядро высшего педагогического образования»). Сбалансирован разрыв между программой обучения в школе и программой подготовки учителей. Содержание рабочих программ дисциплин по профилям подготовки выстраивается с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, актуальных проектов развития общего и дополнительного образования детей; нивелирован разрыв в объеме предметной, методической и практической подготовки педагога, внедрены единые и прозрачные требования к результатам подготовки по каждому модулю; обновленные программы предусматривают погружение в профессиональную среду уже с 1-го курса. Таким образом, система подготовки педагогов гибко и оперативно откликается на изменения в школьном образовании.
На 33-м месте в рейтинге лучших вузов России — Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова. Вуз готовит специалистов по 22 программам обучения бакалавриата и по 6 программам специалитета. Направления обучения: машиностроение, энергетика, строительство, менеджмент, нефтегазовое дело, геодезия, экология, транспортная безопасность, педагогика, юриспруденция, экономика, кадастр, автоматизация, архитектура, лаборанты, IT. Зарплатные ожидания — в среднем 70 тыс. рублей у выпускников Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова.
Молодые люди в Чеченской Республике в последнее время предпочитают метод удаленной работы. Благодаря «Удобной бирже фриланса», или «Бирже Фриланса YouDo» студенты-программисты (довольна распространенная сфера деятельности среди представителей мужского пола Чечни) находят себе хорошо оплачиваемую подработку. За выполнение одного заказа фрилансер может получить от 30 до 70 тысяч рублей.
Среди фрилансеров уже озвучиваются новые наименования специальностей, таких как SMM-менеджер (специалист, деятельность которого заключается в профессиональном управлении людьми и процессами в рамках социальной платформы бренда), копирайтер (пишет на заказ информационные и рекламные тексты), хэдхантер («охотник за головами», или посредник между работодателем и соискателем) и прочее.
Однако рынок труда непрерывно меняется, и профессии, которые были востребованы пару лет назад, сегодня могут оказаться ненужными и мало оплачиваемыми. Возможно, главная проблема российского высшего образования — чрезмерная теоретичность и фундаментальность. И от этого необходимо уходить в сторону максимальной ориентированности на практический результат. Образование должно быть сфокусировано на будущей работе. Теперь, чтобы быть востребованным на рынке труда и по достоинству оцененным, нужно ориентироваться на развитие экономических и технологических систем, еvent-индустрию, информационные технологии и желания потенциальных потребителей товара или услуг.