В ее эффективности заинтересованы все участники процесса, но прежде всего подрастающее поколение, которое должно воспитываться на лучших примерах. Об этом говорили на специальной онлайн-конференции, организованной журналом «Российское образование» и собравшей экспертов из разных регионов страны.
Лариса Тутова, член Комитета Государственной думы России по просвещению:
— Объявление 2024 года Годом семьи — важное событие для нашей страны. Крепкая семья — залог стабильности и процветания общества. Поэтому наряду со всеми мероприятиями в знаковый год будут обеспечены условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей, усилена поддержка семейного воспитания, будет оказываться содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
В школах России с 1 сентября появится дисциплина «Семьеведение». Речь идет о том, чтобы рассказать нашим детям, в большей степени старшеклассникам, о том, что такое семья, что такое традиции, что это важно. Министерство просвещения представило методические материалы о реализации программы для классных руководителей и кураторов студенческих групп для проведения классных часов. Сама учебная программа должна помочь подросткам понять особенности своего возраста, улучшить психоэмоциональное состояние и отношения с родителями, получить базовые знания в психологии, дать понятия о семейных правоотношениях.
Возможно, благодаря обсуждениям на таких уроках получится нивелировать вредоносность новомодного течения среди молодежи под названием «чайлд-
фри», когда молодые люди намеренно и осознанно уходят от мотивации рожать детей. И это очень серьезно, над этим нужно работать, правильно подходить к вопросу, проработать ряд мотиваций к рождению детей и продолжению рода.
У Госдумы, у профильных комитетов большая надежда на школы, учреждения СПО в плане повышения рождаемости и увеличения многодетных семей. В выступлениях президента часто звучат тезисы о семейных ценностях и многодетности. Уверена, что предмет «Семьеведение» станет самым любимым в школе. А семьи станут крепче.
Наталья Леонова, начальник организационно-аналитического отдела Министерства образования Ставропольского края:
— В системе образования Ставропольского края работа по формированию и пропаганде традиционных семейных ценностей ведется планомерно и постоянно: выстроена работа с родителями, разработан комплекс мероприятий, направленных на создание условий, способствующих укреплению и развитию института семьи, возрождению семейных ценностей. Еще с 2010 года у нас успешно работает Краевой университет педагогических знаний для родителей. В последнюю субботу каждого месяца в течение учебного года мы проводим краевые родительские собрания с привлечением сотрудников МВД и ГИБДД, учреждений здравоохранения, ученых ведущих учебных заведений, психологических центров и т.д.
Родительский университет работает в разных форматах: в формате видео-конференц-связи или с выездом в территории. На его заседаниях рассматриваются актуальные вопросы воспитания и образования детей, профилактики правонарушений и зависимостей, травматизма, поведения в сети Интернет, профилактики суицидального поведения детей и молодежи, уделяется особое внимание сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей, направленных в первую очередь на сохранение семейных традиций. В 2023 году проведено девять заседаний: пять ВКС и четыре выездных, в которых приняли участие более трех тысяч человек.
С 2014 года успешно реализует свои задачи региональная общественная организация «Совет отцов Ставропольского края», которая тесно взаимодействует с уполномоченным по правам ребенка в СК, министерствами образования и культуры СК. В состав совета входят представители родительских советов, общественные деятели, активные родители, представители муниципальных образований региона. Задачи совета — проводить анализ актуальной информации, связанной с темой семьи, и на этой основе формировать конкретные предложения, затрагивающие проблемные вопросы родительства и детства, касающиеся семейной демографии, духовно-нравственного, патриотического воспитания, защиты, безопасности детей, реализации программ здорового образа жизни.
Основными направлениями работы совета отцов являются укрепление и развитие институтов семьи и детства, профилактика социального сиротства, деструктивного поведения несовершеннолетних, обеспечение комплексной безопасности детей. Совет принимает активное участие в реализации всероссийских акций «Безопасность детства», «Отцовский патруль», «Знай! Помни! И соблюдай!», «Безопасные каникулы, или Правильный Новый Год!». Совместно с правоохранительными органами в рамках акции «Безопасность детства» совет ежегодно проводит рейды по местам, представляющим опасность жизни и здоровью детей. Силами отцов отремонтированы многие спортивные площадки, детские качели, приведены в порядок прилегающие к образовательным организациям территории. Ежегодно в рамках акции «Отцовский патруль. Мы ГоТОвы» совет в формате круглого стола проводит встречи со школьниками, на которых обсуждаются вопросы мотивации к здоровому образу жизни среди обучающихся.
Будимир Нагоев, доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета:
— Объявление 2024 года Годом семьи стало очередным важным шагом не только к популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, но и в продвижении семейных ценностей, а это, как ожидается, должно привести к позитивным изменениям в социально-психологической атмосфере жителей страны. Наш институт тоже не остается в стороне. Проводится целый ряд мероприятий, наши сотрудники участвуют в реализации различных проектов и грантов, связанных как с продвижением традиционных семейных ценностей, так и с широким спектром помощи и поддержки семей в Кабардино-Балкарии.
С 2022/2023 учебного года в республике реализуется проект «Психолого-педагогические классы КБР». В его рамках создано 20 профильных десятых классов в 17 общеобразовательных учреждениях, в том числе в трех школах г. Нальчика. Сегодня насчитывается уже 40 таких классов в 33 школах, в них обучаются более 700 старшеклассников. В работе классов активное участие принимают сотрудники нашего института. Регулярно посещая эти классы, наши преподаватели проводят тематические занятия по педагогике и психологии, на которых рассказывают об институте брака, семейных отношениях, семейном воспитании, в частности о традиционных национальных системах воспитания и обучения. Опыт Кабардино-Балкарии в реализации данного проекта уже признан одним из лучших в стране и неоднократно представлялся на федеральном уровне.
Еще одна инициатива, реализуемая сотрудниками института, — проект «Я помогу». Он направлен на повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши преподаватели и психологи проводят занятия по психологии, тренинги личностного роста, мастер-классы по коррекционной коммуникации, способствующие адаптации особенных детей и их родителей в обществе. Цель — помочь прежде всего родителям детей с ОВЗ, оказать им психологическую поддержку, обучить инструментам коммуникации и педагогического воздействия на особенных детей.
Коллектив института принимал участие в осуществлении мер по реализации Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, в создании эффективной системы воспитания и социализации обучающихся в Кабардино-Балкарии, а также в оценке механизма управления качеством образования в республике. В исследовании, проведенном в рамках этих мер, приняли участие 14 228 родителей учеников 7-11-х классов из 129 населенных пунктов КБР, а также 20 417 школьников 7-11-х классов из 135 населенных пунктов КБР. Всего опрошено 34 645 человек. Результаты диагностики направлены в образовательные организации республики для учета при разработке программ воспитания и составления планов по их реализации.
Наталья Белозорова, заместитель директора школы № 87 им. Героя Советского Союза Н. М. Щербакова г. Ростова-на-Дону:
— В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение, оказывающими нам поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют. А это очень хороший фундамент для сотрудничества ради общего успеха.
Социальный паспорт школы, который составляется в начале учебного года, дает представление о контингенте, обучающемся в нашем образовательном учреждении. Полученные аналитические данные становятся базой, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.
Родительские собрания обеспечивают повышение уровня родительской осведомленности в вопросах гражданского воспитания и формирования здоровьесберегающего и законопослушного поведения средствами семьи и создают условия для эффективного взаимодействия семьи и школы в достижении целей воспитательной работы и академических успехов детей.
Ведущими позициями в воспитательной работе являются профилактика противоправного поведения учащихся и профилактика детского травматизма в рамках школьного проекта «Школа — территория здоровья».
Строить систему отношений с родителями мы начинаем еще тогда, когда ребята посещают детский сад. Для этого в нашем учебном заведении проходят курсы дополнительного образования, подготовки будущих первоклассников. Затем традиционно организуем встречи «Давайте познакомимся», где родители знакомятся со школой, с ее традициями, что дает им возможность сразу включиться в школьный коллектив.
Для комфортного пребывания в школе создана «Служба медиации», что позволяет быстрому разрешению всех противоречивых вопросов, возникающих в процессе образования. Благодаря этому в разы уменьшались конфликтные ситуации, требующие вмешательства правоохранительных органов, снизилось количество детей, состоящих на ВШУ.
Важную роль в системе взаимодействия с семьей играют школьные традиции, общешкольные классные дела. Наше учебное заведение участвует во всех городских проектах, а также реализует собственные проекты, ставшие визитной карточкой СОШ № 87.
«Ответственный родитель» — проект, помогающий объединить работу родительских активов и учеников по параллелям. Итоговым мероприятием является День матери, где участниками становятся мамы, представляющие «Школу будущего», творческие номера и многое другое.
Второй год проявляет свою активность и совет отцов, ведь по сложившейся традиции воспитанием детей занимаются только мамы. Этот стереотип нам удалось ликвидировать, и папы на сегодня — основные помощники в патриотическом воспитании (месячник оборонно-массовой работы, Парад Победы, ГТО, проф-
ориентация).
Акции добрых дел, «Рождественский перезвон», «Сдай макулатуру и посади дерево», оказание гуманитарной помощи дому малютки, участникам СВО, домам престарелых, приютам животных, которые включают в себя помощь ближнему, воспитание человечности и уважения... Без родительской помощи это все не осуществимо. Родители интересуются планируемыми акциями, сами становятся их инициаторами.
Ирина Куракова, директор школы № 38 г. Шахты Ростовской области:
— Воспитание ценностного отношения к семье у детей является одной из приоритетных педагогических проблем коллектива нашей школы. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. Одним из важных показателей деятельности образовательной организации, безусловно, является результативность воспитательного процесса. Антон Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьей — через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребенок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и образованием, учащимися и родителями. Образовательные учреждения, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и образованием.
В школе № 38 сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она основана на традициях, присущих нашему учебному заведению, на сотрудничестве с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия и пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
Специалистами психологической службы организованы тематический родительский клуб «Родные любимые», совместные занятия «Родитель — ребенок», направленные на формирование и развитие детско-родительских отношений. Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи: привлекать родителей к распространению положительного опыта семейного воспитания, повышать культуру семейных взаимоотношений, активизировать интерес родителей к формированию семейных ценностей и традиций. На индивидуальных консультациях обучаем родителей навыкам активного слушания, правильно слушать и слышать своего ребенка.
Одна из самых важных ценностей в семье — общение. В рамках работы школьного театра «Голос детства» уже стали традиционными совместные постановки детей и родителей. Данный вид работы помогает родителям научиться понимать своих детей, их потребности и желания.
В школе существует волонтерский отряд «Альтаир». Добровольческая деятельность с участием членов семьи и педагогов приносит пользу не только семье, но и обществу в целом. Совместное волонтерство связывает семью и школу, дает возможность больше узнать друг о друге, прививает доброту, сострадание, терпимость и чувство социальной ответственности с детства. Практика показывает, что в семье, испытавшей хоть раз радость оказания помощи людям, подобная деятельность становится доброй семейной традицией.
Игорь Иваненко, директор гимназии № 39 им. Фридриха Шиллера г. Орла:
— В нашей гимназии работа с семьями — приоритетное направление деятельности. И она носит личностно ориентированный, индивидуализированный и адресный характер. Каждый классный руководитель детально изучает особенности каждой семьи, уровень взаимоотношений детей и родителей, а также между самими родителями. Мы практикуем составление социальных паспортов семей. Дифференциация семей необходима. Каждая семья имеет определенные и неповторимые уровни культуры, образования, достижений, социального положения.
Задача школы — добиться единого и персонифицированного подхода к ребенку со стороны образовательной организации и родителей. У нас законодательно закреплено, что за воспитание детей несут ответственность родители. Практика свидетельствует об обратном. К сожалению, много негатива исходит из семьи. Зачастую педагоги занимаются перевоспитанием детей и воспитанием родителей с семьями. Директор и его заместители направляют кропотливую работу классных руководителей.
Регулярно администрация гимназии совместно с руководством и членами управляющего и родительского советов проводят индивидуальные встречи с семьями в доверительной и благожелательной обстановке. Результаты по большей части положительные.
Ежегодно, а не только в Год семьи, мы ведем целенаправленную работу с родителями по разным направлениям: патриотическому, нравственному, эстетическому, литературно-краеведческому. Это семейные походы в музеи, театры, картинную галерею, кинотеатры. Каждую субботу обучающиеся 1-4-х классов в рамках проекта «Суббота орловского школьника» совместно с родителями участвуют в лекциях, беседах, играх, концертах, проводимых на безе региональной библиотеки имени И. А. Бунина. А затем обсуждают на классных часах, свои впечатления выражают в рисунках, сочинениях, стихах, беседах.
Благодаря активной социальной позиции наших семей произведено благоустройство многих знаковых территорий города: Дома-музея Лизы Калитиной, Дворянского гнезда, библиотеки Бунина, сквера Литераторов, сквера Танкистов, площади маршала Жукова...
Татьяна Стецюра, советник директора по воспитанию Средне-Егорлыкской СОШ № 4 со статусом «казачья» Целинского района Ростовской области:
— Казаки и казачки всегда воспитывались на традициях и обычаях своей семьи. О таких говорили: «Добрый казак!», «Славная казачка!». Семья являлась во все времена источником духовности, крепкого духа, стойкости, мужества, трудолюбия, патриотизма, жизнелюбия, милосердия, уважения к старшим и заботы о детях.
В нашей школе разработаны и реализуются программы «Семья», «Родительская забота», «Счастлив тот, кто счастлив дома».
«Люби Россию, ибо она мать твоя!» — гласит одна из заповедей казачества. Любовь к Родине живет в каждом из нас. В семьях бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, мамы и папы передают историю своего рода. Ведь «Родина» и «род» — слова однокоренные. Дети узнают историю своей семьи. Затем пишут исследовательские работы, составляют родословные семьи, занимаются проектированием. Казачат и их семьи увлек проект «Издание книг «История Целинского района, нарисованная и написанная детьми». В книгах — судьбы близких людей, истории семей, из которых складывается история нашей Родины.
Совместно с родителями, наставниками, администрацией района реализуется проект «С верой в душе, с любовью к Родине — в будущее!», направленный на воспитание традиционных ценностей.
В школе начал издаваться рукописный духовно-нравственный журнал «Мы за детские жизни в ответе». Педагоги, родители, представители старшего поколения размещают интересные материалы из опыта воспитания, творческие работы на тему «Семья и ее ценности».
Дети вместе с родителями участвуют во всероссийских конкурсах «Это у нас семейное», «Профсоюзная семья вместе — душа на месте», «Моя семья».
Доброй традицией семей стали встречи с близкими старшего поколения. Вместе со своими родными дети идут с портретами своих героев в Бессмертном полку. Семьи активно участвуют в акциях «Свеча памяти», «Окна Победы», «Окна России».
Вместе с детьми родители участвуют в акциях «ZАНАШИХ», «Своих не бросаем». Ежемесячно отправляется гуманитарная помощь для участников СВО. А какие трогательные встречи проходят с выпускниками школы — участниками СВО! Акция «Золотое сердце» никого не оставила равнодушным. Гостями казачат стали матери участников спецоперации. Им подарили цветы, подарки, тепло побеседовали о подвигах сыновей. Вместе с родителями дети оформили стенд «Герои нашего времени».
Марина Чернышева, руководитель АНО «Информационно-ресурсный центр «Гражданское партнерство», заслуженный журналист Кабардино-Балкарии:
— Наш проект «Кавказ — Донбасс: сказочный мостик» направлен на развитие межкультурных связей, укрепление чувства общности и единства среди детей из таких родственных южных регионов России, как Донбасс и Ставропольский край. Реализует его некоммерческая организация «Информационно-ресурсный центр «Гражданское партнерство» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основная цель проекта состоит в том, чтобы познакомить детей и подростков, а также их родителей, живущих на Донбассе, со сказками народов Северного Кавказа, в то же время знакомя жителей Ставрополья с историями о жизни в Луганской и Донецкой народных республиках.
Сказки играют большую роль в формировании личности ребенка. Отображенные в них глубинные ценности многонационального народа России, Северного Кавказа, основанные на коллективизме и эмпатии, формируют культурный код жителя России, который отличается от западных ценностей общества индивидуализма и потребления. Кроме того, сказки лечат. Знакомство с методами комплексной сказкотерапии поможет библиотекарям работать с детьми, перенесшими потрясения, укрепить «ось человека», его жизненный стержень.
Проект вводит творческую составляющую в работу библиотек, вовлечение читателей в сотворчество как по созданию подкаста с серией сказок народов Северного Кавказа, так и при подготовке конкурсных медиа-
материалов, проведении мероприятий фестиваля «Слово о Родине».
Донбасс до недавних пор оставался «терра инкогнито» для учащихся Ставрополья. В текущих новостях информация о регионе касается острых моментов и не дает представления о повседневной жизни. Но для понимания причин СВО ребята должны знать, как жили их сверстники с 2014 года, как живут сейчас. Знать от них самих или взрослых жителей региона — библиотекарей, журналистов, писателей. Эти свидетельства помогают обновить посылы патриотического воспитания, до последнего времени опиравшегося на примеры героизма в Великой Отечественной. На Донбассе тоже мало знают о жизни на Северном Кавказе, о населяющих регион народах, их традициях, обычаях, культуре.
Итогом проекта станет пятидневная Школа креатива в Ставрополе с участием партнеров из ДНР и ЛНР. Мы проведем практико-ориентированные семинары по сказкотерапии, творческим методам и азам журналистики, круглый стол по обмену опытом. Подведем итоги медиаконкурса «Слово о Родине», наградим победителей. Опубликуем онлайн-сборник материалов и сценариев лучших творческих мероприятий «Бери и делай».