Три года назад по поручению президента РФ Владимира Путина Российское общество «Знание» было «перезагружено» на новой цифровой платформе. С момента «перезагрузки» как бы вы охарактеризовали ключевые достижения своей команды?
Перезагрузка общества «Знание» произошла в 2021 году, в разгар пандемии коронавируса, которая стала новым вызовом для всего человечества. А любой кризис, как известно, — это благоприятная почва для распространения лжи. Вспомним, сколько фейков и преднамеренной дезинформации было выявлено про вакцинацию, происхождение вируса, народные методы лечения.
Во время подобных кризисов особо обостряется запрос на правду. Ведь только она может противостоять попыткам манипулировать обществом, способствовать общественной консолидации вокруг истины. И старейшая просветительская организация, перезагруженная в этот период, была призвана сделать достоверные знания доступными и привлекательными для каждого человека, вне зависимости от возраста, сферы интересов, географии проживания.
Ключевую роль в передаче этих знаний сыграли люди: лекторы, просветители. Они не только обладают теоретическими знаниями и могут передать их, но и применяют их в своей жизни на регулярной основе.
Этот аспект был особенно важен, потому что любой период, связанный с тектоническими изменениями во всех сферах, — еще и время возможностей, которые открываются для каждого человека. Ответ на вопрос о том, как не упустить эти возможности, как начать действовать прямо сейчас, могли дать только люди, обладающие волей и каждый день принимающие решения.
Важно, что президент России сам подал пример, выступив на нашем первом федеральном просветительском марафоне. Его примеру последовали и другие выдающиеся люди: премьер-министр и министры, губернаторы, главы корпораций, лидеры бизнеса, именитые ученые, титулованные спортсмены, представители сфер культуры, искусства и спорта.
В результате сообщество лекторов организации выросло за три года более чем в 100 раз — до 23 тыс. человек. И я считаю, это один из ключевых результатов нашей работы.
Для того чтобы сделать выступления доступными для всех, мы начали оцифровывать их путем видеозаписи и прямых эфиров. Мы также стали снимать документальные фильмы, охватывая разные темы: науку, информационные технологии, космос, историю, географию, культуру, искусство и пр. В итоге нам удалось создать свыше 7800 часов просветительского контента, который получил более 2 млрд просмотров.
Социологические опросы показывают, что по итогам этих трех лет нам удалось дотянуться до 50 млн человек. Еще один не менее важный показатель, который стоит за этими большими цифрами, — качественный, доверие к тому, что мы делаем. На сегодня это 76% опрошенных среди тех, кто знаком с деятельностью общества «Знание».
Особенно хочется отметить, что данный показатель заметно выше среди школьников (88%) и студентов (82%) — представителей молодого поколения, которое зачастую более скептично настроено и редко обладает авторитетами. Такое признание со стороны населения, особенно молодежи, — то, чем гордится вся наша команда.
Кстати, такая масштабная работа оказалась замечена и за рубежом. В декабре общество «Знание» попало в очередной пакет санкций Евросоюза, введенных против России. Я тогда совершенно искренне поздравил коллег с тем, что Запад видит угрозу в нашей деятельности, поскольку мы несем людям правду. Такое международное признание я также считаю одним из важных достижений всей команды «Знания».
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской организации, созданной в 1947 году. Что общего и принципиально отличного в советской и современной просветительской деятельности?
Общие черты можно найти у самых истоков просветительской деятельности в советский и российский период. Всесоюзное общество «Знание» появилось в стране в послевоенные годы. Это период, когда страна особенно нуждалась в новых научных достижениях и технологических прорывах, ведь только так СССР, разбивший нацистскую Германию и являвшийся победителем во Второй мировой войне, мог закрепить за собой лидерство на международной арене. И просвещение сыграло в этом важнейшую роль.
Лекторы «Знания» приезжали даже в самые дальние города и поселки, чтобы пробудить массовый интерес к профессиональному образованию, творчеству; организация издавала научно-популярную литературу и пособия для лекций, а также брошюры, журналы, книги. И на фоне этой работы уже совсем скоро в СССР начался бум знаний: у советских людей появился интерес к науке. Именно этот тренд заложил основу для последующих достижений страны. Кстати, именно при содействии Всесоюзного общества «Знание» в Политехническом музее открылся и первый в СССР компьютерный клуб!
Сегодня перед нами стоят схожие задачи, ведь период тектонических изменений, который мы переживаем, требует прорывных идей и новых изобретений в самых разных отраслях, но особенно в науке. И современное общество «Знание» снова играет одну из важнейших ролей в формировании этих трендов. Не зря перезагрузка организации была названа одним из важнейших событий Года науки и технологий.
Еще одно сходство — лекторы. Ведь, несмотря на развитие технологий и способов передачи знаний, кое-что в просвещении осталось неизменным: люди учатся у людей. Поэтому один из главных принципов деятельности общества «Знание» после перезагрузки — работа с лекторским сообществом, повышение престижа их деятельности. Для этого мы разработали проекты, которые помогают лекторам на любом этапе их развития в качестве просветителей: всероссийский конкурс «Знание.Лектор», который превратился в настоящую кузницу кадров, главная просветительская награда страны «Знание.Премия», платформа с онлайн-курсами «Знание.Академия» и, конечно, круглогодичный образовательный Центр знаний «Машук», генеральным партнером которого является общество «Знание».
При этом есть и отличия, которые предопределены самой эпохой: роль наставника, достоверность контента и его форма. Дело в том, что информация как таковая уже не обладает той ценностью, что 70 лет назад, когда ее было сложно получить. Сейчас это гораздо проще: знания оцифрованы, все можно найти в интернете. Но вопрос в том, найдет ли человек эти знания, хватит ли у него энтузиазма для более глубокого погружения в тему, возникнет ли у него тяга к постоянному саморазвитию.
Поэтому в просвещении крайне важна роль лектора — наставника, который, передавая знания, мотивирует и вдохновляет человека. Но также важны и форматы просвещения, ведь знания как информационный контент постоянно конкурируют с развлекательным контентом. И форматы последнего постоянно трансформируются, подстраиваясь под актуальные запросы аудитории. Мы тоже экспериментируем с форматами, чтобы быть конкурентоспособными и выигрывать борьбу за внимание аудитории, особенно молодежной.
Например, у нас есть проект «Знание.Игра», позволяющий получать знания в игровой форме. Участники этого проекта, с одной стороны, играют в викторину, испытывая огромный энтузиазм и увлеченность, а с другой — невольно просвещаются: готовятся к игре, изучают материал. Но что еще более ценно, зачастую заинтересовываются тематикой в целом и после викторины выясняют исторические аспекты, изучают культурные и научные темы.
К слову, в апреле у нас прошел финал чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди студентов. Одна из его участниц признавалась, что в итоге она очень заинтересовалась славянской мифологией, захотела изучить эту тему глубже.
Общество «Знание» ставит перед собой амбициозные задачи. Это и увеличение лекторского сообщества, и рост узнаваемости бренда, и уровень охвата аудитории. И цифры впечатляющие. За счет чего удалось добиться таких результатов?
Пожалуй, все дело в принципах, которые определяли нашу деятельность с самого начала перезагрузки.
Первый — наставничество. Мне вообще кажется, что, если у людей что-то получается, значит, им в жизни повезло с наставниками. Ведь для того чтобы чему-то научиться, одних только знаний мало, нужен пример, потому что все происходящее с нами в жизни — это не просто знание, это действие. И нашей молодежи — мы это видим по количеству просмотров, по очередям на лекции — интересны люди, которые принимают решения.
Второй принцип — новые форматы. Мы всегда должны быть там, где наша аудитория, мы должны говорить с ней на одном языке. Поэтому общество «Знание» сегодня — это не только лекции, но и кино, театр, фотоискусство, поэзия, комиксы, выставки, исторические реконструкции. Кстати, первым необычным форматом, к которому мы обратились, стали лекции-экскурсии с выдающимися людьми по уникальным местам России, во время которых ребята могли познакомиться с достижениями страны, задать интересующие вопросы. За три года молодежь посетила известные на весь мир объекты, куда стремятся попасть миллионы людей: космодром «Восточный», Долину гейзеров, барк «Крузенштерн», Константиновскую батарею, стойбище оленеводов и многое другое. То есть следование этому принципу позволяет нам делать процесс просвещения увлекательным и востребованным. Например, популярность такой формы досуга у населения, как просмотр фильмов и сериалов, стала аргументом в пользу запуска проекта «Знание.Кино». Этот формат позволил в увлекательной форме, без назидания, рассказать нашей аудитории о самых сложных темах: об истории Донбасса и Крыма, о специальной военной операции, захвате заложников в Беслане. Вообще в своей работе мы стараемся обращаться к актуальным и востребованным темам, которые волнуют нашу аудиторию. Почему мы так делаем? С одной стороны, это темы, в рамках которых существует большое количество фейков, и поэтому нам важно предложить аудитории достоверный контент. Во время пандемии общество «Знание» стало площадкой, где лидеры медицинского сообщества отвечали на вопросы населения о вакцинации, мерах защиты, специфике распространения заболевания. С другой стороны, это важные темы в плане воспитательной работы: патриотизм, традиционные духовно-нравственные ценности.
Чтобы доносить достоверную информацию об СВО и воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за страну, общество «Знание» организовало более 20 тыс. встреч молодежи с Героями России, ветеранами СВО, военными корреспондентами, волонтерами, медиками. Для популяризации этих подвигов организация также выпустила сборник из 46 графических историй, каждая из которых посвящена примерам мужества и героизма, проявленных защитниками Отечества во время спецоперации. Их тираж составил более 520 тыс. экземпляров, которые отправились в школы, военные госпитали, зону боевых действий.
Молодежь вообще стала одной из первых аудиторий, с которой мы начали работать, так как она наиболее сильно подвержена манипуляциям ввиду возрастных особенностей. Но потом мы пошли дальше, и сейчас уже сложно представить аудиторию, с которой бы не работало общество «Знание»: школьники, студенты, госслужащие, военнослужащие, учителя, журналисты. И к каждой аудитории мы подходим адресно, так что индивидуальный подход является еще одним принципом нашей деятельности.
У нас есть проект «Знание.Государство», созданный специально для государственных служащих, чтобы повысить их осведомленность о роли России в мире и причинах начала СВО.
Наконец, последний принцип — масштаб, ведь знания должны стать доступными каждому жителю нашей страны. Этому способствовала вторая волна перезагрузки, которая произошла в 2023 году. Она была направлена на развитие региональных представительств организации, а также на разработку уникальных просветительских инициатив, которые бы учитывали особенности и запрос населения в каждом субъекте.
Благодаря этому сегодня нашими проектами и мероприятиями охвачены все субъекты РФ, включая новые регионы.
Вы говорили, что хотели бы сделать процесс получения знаний, обучения, развития современным и даже модным. Удалось ли это? Как меняется в обществе отношение к просвещению и просветителям?
Я думаю, что показательными являются цифры, свидетельствующие о высоком уровне доверия в обществе к нашей деятельности. А количественные показатели позволяют уверенно говорить о том, что саморазвитие становится образом жизни для многих россиян.
Молодые люди понимают, что без знаний, без постоянного их обновления невозможно построить карьеру и вообще добиться успеха в той или иной деятельности.
Сегодня каждый третий россиянин (31%) высоко оценивает престиж просветительской деятельности, причем эта цифра выросла на 6% с июня 2023 года. А среди молодежи этот показатель вырос еще сильнее — на 10%! Сейчас он составляет 43% среди россиян в возрасте от 14 до 35 лет.
Уверен, что по мере нашей дальнейшей работы эти показатели будут только расти.
Из многообразия проектов общества «Знание» есть ли такой, который лично вам нравится больше всего? Может быть, среди лекторов есть люди, чьи знания и опыт помогают вам расти в профессиональном плане?
Было бы неправильно выделять какой-то один проект — они все уникальны, интересны и дополняют друг друга, формируя современную экосистему просвещения. Вот почему на встречах с молодежью я всегда говорю, что на наших площадках абсолютно каждый совершенно точно найдет для себя что-то интересное и познавательное.
Но есть проект, с которого, по сути, началась наша перезагрузка и который впоследствии стал визитной карточкой общества «Знание». Это федеральный просветительский марафон. Он вобрал в себя все наши принципы, стал признанной площадкой для открытого диалога между выдающимися людьми нашей страны и молодежью. За три года этот марафон прошел семь раз, и на его площадках выступили 650 лекторов из самых разных сфер, в том числе зарубежные спикеры.
И это, пожалуй, еще одна иллюстрация того, что знания снова стали одной из важнейших ценностей в нашей стране.
На каких темах и направлениях деятельности общество «Знание» будет делать акцент в 2024 году? Где планируете развиваться в первую очередь?
Наша первоочередная задача — не уронить тот показатель доверия, который мы получили от нашей аудитории, и оправдать ее надежды.
Поэтому мы прежде всего намерены совершенствовать флагманские проекты. Месяц назад стартовал новый сезон всероссийского конкурса «Знание.Лектор». Конкурсанты получат шансы попасть в региональные команды лекторов общества «Знание» и регулярно выступать на местных просветительских мероприятиях. Победителей ждут финансовые призы на продвижение своего просветительского контента, а сильнейшие школьники поедут в МДЦ «Артек». Призываю всех подавать заявки на участие в конкурсе!
Другая наша цель — масштабирование. Мы намерены углубляться в субъекты страны, чтобы дотянуться до муниципального уровня, появиться в каждом районе России.
Мы также начнем работу с новой аудиторией: родительским сообществом, семьями, детьми младшего возраста. Особенно символично, что эта работа начнется в рамках объявленного в России Года семьи.
Впрочем, наша потенциальная аудитория находится не только в России, но и за рубежом. Прошедший в Сочи Всемирный фестиваль молодежи, генеральным партнером образовательной программы которого стало общество «Знание», показал, что запрос на правду и знания существует во всем мире. И именно в России многие иностранцы видят страну, находящуюся в авангарде борьбы за правду и справедливость.
Поэтому мы ставим цель в ближайшей перспективе начать активный диалог с государствами, где есть запрос на наши опыт и просветительский контент.