В начале нового учебного года 2023/2024 министр просвещения России Сергей Кравцов заявил, что в стране завершено формирование суверенной системы образования. Что лично вы вкладываете в это понятие? И какие конкретно шаги, предпринятые на федеральном и региональном уровнях, способствовали, по вашему мнению, достижению поставленной цели?
Суверенное образование приобретает в современных условиях стратегическую важность, главная часть работы по его обеспечению в России уже завершена. Речь идет о единых государственных образовательных стандартах, восстановлении контроля государства и общества над разработкой и выпуском учебников. Словом, суверенное образование сейчас очень важно, без него мы не сможем сохранить себя как государство-цивилизацию, но можем оказаться зависимыми от других государств в воспитании молодых поколений.
Президент неоднократно говорил о важности создания суверенной системы образования всех уровней, в основе которой должно лежать формирование российский идентичности. Не стоит забывать, что наша задача — сделать все возможное, чтобы как можно быстрее обеспечить доступность образования во всех субъектах регионах страны независимо от уровня их экономического развития.
В 2019 году стартовал национальный проект «Образование». Как вы оцениваете результаты его реализации за пять лет? Удалось ли, как планировалось, сформировать в стране инновационную образовательную среду, обеспечить достойные условия для получения российскими детьми качественных знаний, решить другие важные задачи, связанные с дефицитом мест в детских садах и школах, перезагрузкой системы СПО и т.д.?
Этот один из самых масштабных национальных проектов России определил новый этап развития системы образования нашей страны до 2024 года. Согласно оперативным данным, уровень достижения его целевых показателей уже на апрель нынешнего года составляет 99,9%. Вместе с тем руководителям регионов следует держать на личном контроле выполнение всех обязательств нацпроекта в установленные сроки, поскольку в текущем году он завершается.
По итогам 2023 года выполнены все показатели нацпроекта. Так, Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, создано 791,7 тыс. новых мест в школах, более 84% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием, 52% школьников и 81% педагогов активно используют сервисы федеральной платформы цифровой образовательной среды.
В регионах открыто свыше 3 тыс. центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точки роста», более 300 детских технопарков «Кванториум», 261 центр «IT-куб», в которых ребята осваивают современные информационные технологии.
В 54 субъектах введено в эксплуатацию более 430 школ. Капитальный ремонт и оснащение современными средствами обучения и воспитания завершены в 2422 образовательных учреждениях.
Подведен итог работе по обеспечению бесплатным здоровым горячим питанием учеников начальных классов. Приведены в соответствие с современными требованиями 958 пищеблоков. С 1 сентября 2023 года 100% учеников 1-4-х классов, а это 7,5 млн ребят, получают бесплатное горячее питание.
Кроме того, по всей России реализуется масштабная программа развития системы среднего профессионального образования. Происходит интеграция колледжей с предприятиями, и создаются образовательно-производственные центры. С 2023 года федеральный проект «Профессионалитет» расширился за счет включения представителей малого и среднего бизнеса, а также учреждений непроизводственной сферы в подготовку кадров в рамках отраслевого подхода.
Выступая 29 февраля с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, президент сообщил о запуске ряда новых национальных проектов, среди которых «Семья», «Кадры», «Молодежь России». По вашему мнению, в чем значимость этих проектов? Какие задачи должны стать приоритетными при их реализации?
Национальный проект «Образование» завершается в нынешнем году. Ему на смену в следующем году придут новые, направленные на дальнейшее развитие отрасли и повышение качества отечественного образования. Так, нацпроект «Семья» ориентирован на поддержку семей с детьми. Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии. В горизонте ближайших шести лет мы должны добиться устойчивого роста рождаемости. Для этого будем принимать дополнительные решения в системе воспитания и образования, регионального и экономического развития.
Объявление 2024 года Годом семьи — важное событие для России. Крепкая семья — залог стабильности и процветания общества. Поэтому наряду со всеми мероприятиями в знаковый год будут усилены поддержка семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей, обеспечены условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
С 1 сентября в школах страны появится дисциплина «Семьеведение». Стоит задача рассказать нашим детям, в большей степени старшеклассникам, о том, что такое семья, традиции и почему они очень важны. Сама учебная программа должна помочь подросткам понять особенности своего возраста, улучшить психоэмоциональное состояние и отношения с родителями, получить базовые знания в психологии, дать представления о семейных правоотношениях.
В рамках национального проекта «Кадры» планируется создание тесного взаимодействия системы образования, в которую входят школы, колледжи и вузы, и реального сектора экономики. Например, работодатели будут участвовать в подготовке учебных планов в образовательных учреждениях и создавать производственные площадки для получения учениками практических навыков.
Национальный проект «Молодежь России» предлагает объединить все механизмы поддержки, которые предоставляются государством молодежи, собрать весь позитивный опыт в сфере молодежной политики. А на деле нужно укрепить связку всех уровней образования — от школы до вуза, чтобы они работали в единой логике на общий результат.
На Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ действует павильон Министерства просвещения РФ. Вы наверняка посещали его. Как бы вы сформулировали миссию этого павильона и достигнута ли она? Какие ценные знания и сведения почерпнули о нашем образовании дети и взрослые, россияне и иностранцы?
На это можно смотреть бесконечно! Экспозиция Министерства просвещения на выставке «Россия» впечатляет. Все, чем гордится российская система образования, собрано в павильоне № 57. Там можно заглянуть в зоны по программированию, робототехнике и искусственному интеллекту, поучаствовать в научных и творческих мастер-классах, ознакомиться с работой «Точек роста», кванториумов и «IT-кубов».
А еще школьники получают возможность представить себя участниками смены «Артека», «Орленка», «Океана» и других федеральных детских центров. Мало что возвращает в детство с такой силой, как знакомые с малых лет песни. Когда хор голосов поет «Крылатые качели», кажется, что ты переносишься в прошлое, в летний лагерь на берегу Черного моря...
А иммерсивная выставка об истории развития системы образования в России дает полную картину эволюции отечественной образовательной сферы.
Главная цель интерактивной экспозиции «Десятилетие науки и технологий», организованной Минобрнауки, — знакомство с достижениями и перспективами российской науки и вовлечение молодого поколения в сферу исследований и разработок. Также площадка включает 14 тематических залов, рассказывающих о том, как наука дает ответы на большие вызовы, и описывающих ключевые приоритеты научно-технологического развития страны. Этим все мы, безусловно, гордимся.
Новая глобальная повестка диктует новую российскую повестку, в том числе для системы образования. С вашей точки зрения, какими должны быть ее приоритеты с учетом многочисленных внутренних и внешних вызовов? Какие важные и актуальные вопросы необходимо решать в приоритетном порядке?
Думаю, в ближайшей десятилетней перспективе будет актуален главный тренд — непрерывное образование, а также преемственность всех его уровней. Университеты должны активнее участвовать в развитии школы. В связи с этим острее будет проявляться требование — обеспечение права на качественное образование на протяжении всей жизни. Это, безусловно, потребует увеличения финансирования образования. Нужно понимать, что образование шире, чем подготовка к рынку труда. Но для общественного блага надо делать акцент на социальные установки, межкультурные связи и многое другое.
Еще один важный момент, без него никуда — воспитание. А это совсем другая тема для разговора: как сегодняшняя система образования воспитывает, формирует ценности, черты человека, гражданина. Это отчетливо отразится на формировании содержания профессии учителя будущего. Велосипед здесь изобретать не надо — все каноны заложены в отечественном образовании.
Итоги реализации национального проекта «Образование» в 2023 году:
430 построенных школ
791,7 тыс. новых мест в школах
2422 капитально отремонтированные школы
958 приведенных в нормативное состояние пищеблоков
7,5 млн учащихся получают бесплатное горячее питание
84% детей охвачены дополнительным образованием
3 тыс. центров «Точка роста»
300 технопарков «Кванториум»
261 центр «IT-куб»