— Всероссийский конкурс «Учитель года» — это не просто соревнование педагогического мастерства в отличие от конкурсов, ориентированных на профессионалов производства. Участие в профессиональных конкурсах учителей удовлетворяет их потребность в саморазвитии и самопрезентации. Опыт показывает, что в таких мероприятиях можно участвовать на протяжении всей профессиональной деятельности. Для многих участников конкурс становится платформой для демонстрации педагогического потенциала и повышения авторитета в профессии.
Отсюда — первое противоречие, которое выявляет конкурс. Это расхождение в целях, которые ставят перед собой участники и организаторы. Даже небольшой опрос показывает, что цель жюри и организаторов — выявить лучшего учителя. Что значит «лучший»? Попробуйте добавить слово «лучший» к критериям конкурса: «Понимает роль педагогической деятельности в отдельных социокультурных контекстах, владеет профессиональной терминологией, научными понятиями и теориями, знает типовые технологии и алгоритмы решения профессиональных задач». Получилось?
В то же время конкурсанты акцентируют внимание на возможности предоставления площадки для презентации авторских методик, обмена опытом, распространения лучшего педагогического опыта, привлечения к нему внимания общественности. Совпадает с заявленными в Положении о порядке и условиях проведения всероссийского конкурса «Учитель года России» целями. Не правда ли? Таким образом, для педагога конкурс — шанс представить свою уникальную систему обучения, а для чиновников, скорее, формальное мероприятие. Это часто приводит к неудовлетворенности результатами участия учителей в конкурсных испытаниях.
Второе противоречие заключается в заявленном принципе открытости. Однако на начальных этапах (муниципальном и региональном) конкурс проходит в закрытом режиме, без прямой трансляции. Организаторы объясняют это опасениями по поводу утечки информации, распространения слухов и скандалов. Посторонние люди, в том числе записывающие урок на камеру, мешают работе жюри, смущают конкурсантов. Записи уроков участников заключительного этапа доступны на сайтах конкурса и Министерства просвещения России, региональные этапы иногда размещаются на образовательных порталах субъектов РФ. Но сам ход конкурса остается недоступным для коллег, учеников, родителей и даже для самих участников. Можно возразить, что заинтересованные лица всегда смогут найти необходимые материалы, однако далеко не так часто рядовые педагоги посещают сайт Минпросвещения. Мнение абсолютного большинства учителей — мне это не нужно, я участвовать в конкурсе не собираюсь.
Очевидно, что для максимального использования потенциала конкурса необходимы активная пропаганда его идей, разъяснение миссии, организация просмотров конкурсных мероприятий и, возможно, комментариев к ним со стороны методистов и организаторов. Нужно создать систему развития педагогов на основе материалов конкурса и интегрировать его в систему повышения квалификации.
Третье противоречие заключается в значительном увеличении числа сомнительных онлайн-конкурсов. В Сети появляется масса предложений принять участие в конкурсах, формально схожих со всероссийским конкурсом «Учитель года». Они позиционируются как профессиональные и всероссийские, проводимые таинственными «ассоциациями лучших учителей», с обещанием бесплатной публикации в престижных методических изданиях — осталось лишь оплатить организационный взнос. Это может сбить с толку рядовых педагогов. Складывается ощущение, что всероссийского конкурса не хватает учителям и в ответ возникают многочисленные, менее значимые состязания, победа в которых легче, но ценность ее значительно ниже. Поэтому необходимы не только меры по регулированию деятельности сомнительных конкурсов, но и активное продвижение самого конкурса, его философии и бренда.
Например, педагог, став победителем этапа конкурса «Учитель года», мог бы на протяжении года до следующего конкурса выступать в роли его амбассадора в своем муниципалитете или регионе. В каждом субъекте уже действует представительство общероссийской организации «Учитель года», что создает отличную основу для такой работы. Рассмотрение вопроса о грантовой поддержке амбассадоров было бы целесообразным. Они могли бы предлагать проекты, направленные на популяризацию конкурса: мастер-классы, публичные выступления, семинары, обмен опытом и т. д.
Четвертое противоречие — состав жюри конкурса. Во-первых, разделение жюри по этапам неэффективно. Невозможно оценить педагогическую технологию учителя, основываясь только на одном уроке, семинаре или мастер-классе. Необходимо, чтобы жюри видело целостную систему преподавания, включая представление опыта работы, урок, мастерскую, мастер-класс для педагогов, воспитательную беседу с детьми. Жюри должно иметь возможность ознакомиться с публикациями учителя (если их нет, задача школы и муниципалитета — помочь педагогу опубликовать свой опыт), задавать вопросы, демонстрирующие искренний интерес к его методам и приемам, а не формальные вопросы, избегая предвзятости.
Во-вторых, необходимо внести в Положение о конкурсе пункт о квоте для членов жюри, являющихся победителями прошлых лет. Да, иногда победители конкурса не участвуют в послеконкурсном движении, но большинство учителей стремятся к участию в конкурсе для получения возможности активно участвовать в жизни педагогического сообщества.
Наблюдая ежегодно за конкурсантами, которых я готовлю и сопровождаю, и оценивая состав жюри, понимаю, что его члены зачастую не имеют непосредственного отношения к педагогической практике. Возникает вопрос: перед кем конкурсанты отстаивают свои профессиональные решения? Ведь в жюри нередко оказываются методисты из системы повышения квалификации и администраторы, которые давно не преподают. Им сложно понять идеологию конкурса и по достоинству оценить новаторские идеи конкурсантов.
И, наконец, еще одно противоречие. Главная цель конкурса — обеспечить широкое распространение передовых примеров педагогического мастерства, для чего требуется регулярная публикация конкурсных материалов в специализированных изданиях и отдельных сборниках.
В рамках межрегионального клуба «Учитель года» я наблюдаю вдохновляющую деятельность педагогов, замечательные уроки зимней школы и педагогические мастерские, организованные в ходе летней экологической экспедиции. Тем не менее, за время моего участия, начиная с 2009 года, вышло лишь два сборника с материалами конкурсантов. А ведь это ценнейшие авторские разработки уроков, основанные на эффективных методиках, которые необходимо интегрировать в школьную практику. Почти каждый педагог, участвующий в конкурсе, демонстрирует свою уникальную систему обучения. Публикация их кейсов была бы весьма полезна для учителей по всей стране.
Текст: Ирина Фоменко