Сейчас функционирует 30 передовых инженерных школ, до конца 2024 года их количество увеличится до 50,
а к 2030-му — до 100.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ) реализуется с 2022 года и направлен на подготовку специалистов для высокопроизводительных секторов экономики. Отобранные по конкурсу вузы совместно с технологическими компаниями создают передовые инженерные школы — площадки для совместных разработок и обучения студентов.

Каждая ПИШ работает по одному или нескольким направлениям, которые соответствуют профилю ключевых компаний-партнеров. Среди направлений — «Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Передовые производственные технологии», «Химическое машиностроение и технологии», «Ядерная энергетика и технологии», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Двигателестроение», «Тяжелое машиностроение», «Пищевая промышленность», «Биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение».

ПИШ финансируют за счет федеральных грантов, но на условиях софинансирования от партнера. Для студентов организуют стажировки и практики на предприятиях, к преподаванию привлекают сотрудников компаний, а также повышают квалификацию преподавателей вузов. Участвовать в деятельности ПИШ, подключаясь к инженерным проектам, могут и школьники.

Важный момент: статус ПИШ вузам придется постоянно отстаивать: федеральный проект рассчитан на ротацию участников. При оценке учитывают количество разработанных и внедренных программ высшего и дополнительного профессионального образования, число обученных по ним студентов и инженеров, количество трудоустроившихся в высокотехнологичные компании и на предприятия выпускников программ, количество студентов, прошедших практики и стажировки, количество созданных лабораторий, опытных производств и других специальных образовательных пространств, отношение привлеченных внебюджетных средств к бюджетным и объем этих средств, прирост в количестве результатов интеллектуальной деятельности, количество школьников, участвовавших в деятельности ПИШ в целях профориентации.

В 2022 году первые победители конкурса получили равные гранты по 84,6 млн рублей. Финансирование на 2023 год уже варьировалось по группам высших учебных заведений: большинство «середнячков» получили по 348 млн рублей, шесть вузов — по 182,4 млн, а четыре участника с наилучшими результатами за 2022 год — по 514 млн. Максимальные гранты достались ИТМО, СПбПУ Петра Великого, МФТИ и ТПУ. Новым участникам, отобранным в конце 2023-го, на 2024 год также выделены разные объемы средств, исходя из оценки программ развития их ПИШ — от 120,4 до 340,4 млн рублей.

В 2022 году финансирование всех ПИШ из федерального бюджета составило 2,5 млрд рублей, а компании-партнеры школ подтвердили софинансирование еще на 3,8 млрд. В 2023 году общее финансирование достигло 10 млрд рублей.

Результаты реализации проекта за 2023 год впечатляют. Количество студентов 30 ПИШ превысило 6 тыс. человек. По программам дополнительного профобразования обучение прошли более 7,4 тыс. инженеров. Повысили квалификацию и/или прошли профессиональную переподготовку свыше 7,6 тыс. преподавателей и управленцев. На базе 30 ПИШ создано более 160 специальных образовательных пространств. Свыше 22 тыс. школьников приняли участие в деятельности инженерных школ и различных профильных мероприятиях. В том числе были организованы проектные школы и экскурсии, образовательные интенсивы и олимпиады — всего порядка 30 инициатив. 

На реализацию проекта в 2024 году запланировано выделить уже 18 млрд рублей с учетом профориентационных мероприятий для школьников. На каждый рубль федерального финансирования ПИШ привлекут 1,72 рубля внебюджетных инвестиций.

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что для реализации мегапроектов необходимы соответствующие кадры, и создание передовых инженерных школ нацелено на решение этой задачи. «За два года на поддержку ПИШ из федерального бюджета выделено 12,6 млрд рублей. При этом 4,3 млрд привлечено из внебюджетных источников. Это говорит о востребованности проекта со стороны индустриальных партнеров. В работу школ включены высокотехнологичные компании. Они не просто финансируют программы ПИШ, но и участвуют в образовательном процессе и нацелены на трудоустройство выпускников у себя. Это создает новое качество инженерного образования. Синергия вузов и предприятий направлена также на разработки для реального сектора экономики», — прокомментировал вице-премьер.

С ПИШ уже работают свыше 150 индустриальных партнеров. Среди них — «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Сибур Холдинг», «Газпром нефть», «Алмаз-Антей», КамАЗ, «Татнефть», Объединенная приборостроительная корпорация. До конца 2024 года количество партнеров должно превысить 250.

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков уверен, что передовые инженерные школы — важнейший элемент системы по формированию технологического суверенитета России. «Создание ПИШ в университетах происходит в партнерстве с ведущими компаниями. Такие партнерства смогут изменить образовательный процесс, привнести в него реальные задачи. В школах формируется близкая к реальному производству среда для образования и исследований. Критически важно создавать в вузах специальные пространства для технологического эксперимента и прототипирования. Студенты должны учиться и работать в лабораториях с современным оборудованием», — подчеркнул министр.

Наибольшее количество ПИШ создано в университетах Центрального (19 вузов), Приволжского (13) и Северо-Западного (6) федеральных округов. В нынешнем году первая передовая инженерная школа появится и в Северо-Кавказском федеральном округе.

cb7d45bb251d9f14ba69174897096c53.jpg

Новые профили образовательных траекторий

Венера Хайрутдинова, директор Лицея — инженерного центра (г. Казань): — Наша команда работает над развитием инженерного образования уже восьмой год. По итогам реализации Стратегии 2021-2023 годов сформированы профили образовательных траекторий: интернет вещей, космические науки, медицинское приборостроение, устойчивое развитие, социальные науки. Достигнуты следующие результаты: популяризация инженерного образования, расширение формата и форм сетевого взаимодействия, усиление естественно-научного направления подготовки, развитие олимпиадного движения, кросс-дисциплинарных программ и проектной деятельности, активизация сотрудничества с КНИТУ-КАИ по развитию исследовательской работы лицеистов, подготовка и переподготовка педагогических кадров для инженерных образовательных программ дошкольного и школьного уровней, создание Центра компетенций по школьному инженерному образованию. При формировании концепции развития на 2024-2027 годы мы выбрали новые профили образовательных траекторий: искусственный интеллект, информационная безопасность, экономика и право. Расширено направление «Устойчивое развитие»: в него будут включены экология и здоровьесбережение.

 |