— Укрепление единого образовательного и воспитательного пространства — одна из важнейших задач государственного уровня. На ее решение направлена работа по формированию Ядра высшего педагогического образования, цель которого – обеспечить единые подходы к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога в любом вузе и колледже страны.
Переход на Ядро высшего педагогического образования связан с решением задачи повышения качества педагогического образования и построением собственной, суверенной системы образования. В нескольких вузах России сейчас реализуется пилотный проект, в рамках которого подготовлены новые перечни специальностей для национальной системы высшего образования.
Ядро высшего педагогического образования содержит основные требования к подготовке бакалавров по образовательным программам в области педагогического образования, ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ бакалавриата педагогических направлений подготовки по профилям, соответствующим предметным областям федеральных государственных образовательных стандартов, а также создает возможность формирования единого образовательного и воспитательного пространства и унификацию подготовки будущих педагогов во всей России.
Для этого в Ульяновском педагогическом университете сформировано образовательное пространство, максимально приближенное к школьной среде, где студенты могут отрабатывать практические навыки будущей профессии. Открыты Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций имени А. В. Штрауса и Педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР П. П. Головина, которые укомплектованы новым оборудованием. Данные высокотехнологичные площадки синхронизируются с оборудованием школьных технопарков, центров «Точка роста» и «IT-куб», что позволяет использовать их при подготовке всех категорий слушателей — от школьников до действующих учителей. Современные научные исследования, проводимые преподавателями вуза, направлены на совершенствование методики преподавания предметов, обновления содержания программ, влияния информационных технологий, организации воспитательной работы.
УлГПУ им. И. Н Ульянова обновил содержание образовательных программ подготовки педагогических кадров в части включения модулей, позволяющих получить выпускнику несколько квалификаций. В ОПОП высшего образования интегрировались программы профессионального обучения для получения дополнительной квалификации (например, вожатого), программы профессиональной переподготовки (преподаватель русского языка как иностранного) и т.д.
В 2024 году в университете осуществили прием на интегрированную образовательную программу высшего образования по нескольким направлениям подготовки: «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование по профилю Биология. Психология». В нынешнем году в рамках решения задач по обеспечению технологической независимости страны УлГПУ открыл новую образовательную программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Инженерно-педагогическое образование», направленную на профессионально-педагогическую подготовку преподавателей технических дисциплин и мастеров производственного обучения.