В выигрыше от реализации такой политики оказываются и экономика, и социальная сфера, от развития которых напрямую зависят уровень и качество жизни. А самой главной наградой педагогическому сообществу республики является удовлетворенность жителей качеством получаемых их детьми и внуками знаний. Подробнее об этих и других трендах нашему журналу рассказал министр образования ЧР Дмитрий Захаров.

— В отрасли образования Чувашии функционируют почти 800 образовательных организаций. Общий контингент обучающихся — 250 тыс. человек.

Вектором колоссальных преобразований инфраструктуры образования стали федеральные и республиканские программы строительства, капитального ремонта и благоустройства образовательных организаций. В нашей республике во всех муниципалитетах удалось полностью ликвидировать очередность в детские сады. Решая задачу по сокращению второй смены, в регионе за пять лет построено 7 школ на 3768 мест, благоустроено 98 школьных территорий, продолжается строительство 6 школ.

Развивается сформированная экосистема объектов национального проекта «Образование». В каждой второй школе Чувашии функционирует центр «Точка роста», работают детские технопарки «Кванториум», действуют центры цифрового образования детей IT-куб. Активно работают такие площадки, как Дом научной коллаборации, Центр одаренных детей и молодежи, Центр непрерывного повышения педагогического мастерства. Их деятельность направлена на создание новых современных моделей дополнительного образования детей и обучения педагогов.

доп образование эткер 5.jpg

Активно развиваются воспитательные пространства: школьные музеи и киноклубы, театры, спортивные клубы, другие направления. В 78% школ Чувашии открыты первичные отделения «Движения первых». Во всех муниципалитетах создано движение «Юнармия», объединившее свыше 17 тыс. ребят. 435 советников по воспитанию обеспечивают реализацию программ воспитания, осуществляют взаимодействие с родительским сообществом, организуют деятельность ученического самоуправления. Большое внимание в развитии воспитательной среды школы уделяется программе «Орлята России».

Приоритетным в содержании образования остается обучение родному языку и литературе, родной культуре, родной истории и географии, всем другим школьным дисциплинам. Сегодня в школах республики 73% учащихся изучают чувашский язык, в том числе как родной — 50%, как государственный — более 23%. Родной русский изучают около 40% ребят. Созданы условия для изучения родного татарского и эрзянского языков.

Чувашия является многоконфессиональной республикой, и это не проблема, а благо. В нашем регионе создана сеть из 15 православных классов в школах и православных групп в детских садах. Основы православных знаний интегрированы в образовательные программы таких предметов, как музыка, ИЗО, русский язык, литературное чтение.

Качество освоения основных образовательных программ передает государственная итоговая аттестация. В целом выпускники чувашских школ показывают хорошие результаты ЕГЭ, ОГЭ. В 2024 году 64 выпускника из 29 школ республики получили 100 баллов на ЕГЭ. Стабильно большой процент высокобалльников — по русскому языку, химии, информатике, истории, обществознанию, английскому языку, литературе.

Реализуется совместный с Чувашским государственным университетом имени И. Н. Ульянова и Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева проект «Наука в школу». Благодаря привлечению к этой работе преподавателей вузов у школьников есть возможность развития современных технологических навыков и углубленного изучения предметов.

Активно работаем над программами профессионального самоопределения учащихся. Одним из массовых и эффективных республиканских проектов является «УПК-21». Он позволяет получить рабочую специальность во время обучения в школе. С 2022 года Чувашия активно включилась в федеральный проект «Профессионалитет», который направлен на комплексную реструктуризацию системы СПО за счет перехода на отраслевой подход к подготовке кадров.

На современном этапе общественной жизни образование служит основой для продуктивного социально-экономического развития, играет решающую роль в накоплении и развитии интеллектуального капитала во всех областях жизнедеятельности, а также в достижении более высокого качества жизни населения в ближайшем и отдаленном будущем. Важное влияние на общественно-политическую ситуацию оказывает удовлетворенность граждан качеством образования. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что жители нашей республики в основном довольны качеством образования, положительно воспринимают изменения в системе образования. 

 |