Сюда относят тех, кто работает в модной индустрии, занимается дизайном и архитектурой, создает кино и анимацию… Продолжать можно долго, но в своем обзоре мы остановились на тех специальностях, которые сегодня пользуются большим спросом, и выяснили, как проходит их подготовка в разных российских вузах.

Путь изделия. Все мы хотим одеваться в красивую, удобную и качественную одежду. Но какой путь изделие проходит прежде, чем оказаться на прилавке? Как много времени занимает разработка той или иной модели? Ответы на эти вопросы знает специалист по конструированию и цифровому моделированию одежды, который должен не только хорошо разбираться в проектировании швейных изделий, но и уметь работать с новыми технологиями. Именно поэтому при подготовке специалистов этого профиля важно быстро реагировать на меняющиеся условия рынка, считают в Российском государственном университете им. А. Н. Косыгина.

Здесь изменения в учебный план вносят очень оперативно: в нем появляются новые дисциплины, которые позволяют будущим специалистам по конструированию и цифровому моделированию одежды получить актуальные и востребованные в отрасли навыки.

«Например, сейчас бренды стараются представлять себя в трехмерной среде: делают объемную 3D-рекламу, используют рекламные элементы в компьютерных играх, стремятся привлечь внимание потребителя. Поэтому цифровая одежда сейчас очень востребована, и ее можно отрисовать как художественный образ и даже не знать, как она создается, а можно разработать в современных системах автоматизированного проектирования в виде чертежей плоских деталей и в 3D-формате так, чтобы не только продемонстрировать красоту изделия со всех сторон, но и потом его изготовить, — рассказала заведующая кафедрой художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий РГУ им. А. Н. Косыгина Ирина Петросова. — Сейчас в наших программах бакалавриата и магистратуры есть по 5-6 направленных на это дисциплин, которые знакомят ребят с инновациями в системах автоматизированного проектирования одежды, с производственными программами по разработке проектно-конструкторской документации, компьютерным дизайном и трехмерным моделированием одежды».

Для обучения будущих специалистов по конструированию и цифровому моделированию одежды в университете есть полный перечень швейного оборудования, оборудование для влажно-тепловой обработки, парогенераторы, прессы для дублирования деталей, раскройные столы, современное вышивальное оборудование и оборудование для лазерной резки по материалам, цифровое оборудование для нанесения принтов на ткань, принтеры для 3D-печати.

«А еще у нас имеется уникальное оборудование по трехмерному сканированию, ведь наш университет — основоположник отечественной школы трехмерного сканирования фигуры: в 2020 году коллектив авторов под руководством Валерия Савельевича Белгородского получил премию Правительства РФ в области науки и техники за цифровизацию легкой промышленности, в том числе за то, что разработали основы этой технологии», — отметила Ирина Петросова.

Для того чтобы сделать учебный процесс максимально практико-ориентированным, университет выходит за пределы собственных площадок и налаживает взаимодействие со швейными производствами. Студенты университета посещают их с экскурсиями, знакомятся с производством и оборудованием, проходят здесь практику.

«Минимум два раза в год мы формируем группы для участия в трехдневных стажировках на крупнейших профильных предприятиях не только Москвы, но и Пскова, Великого Новгорода и других региональных площадок, — рассказала завкафедрой. — Производственную практику ребята проходят несколько раз. Мы стараемся, чтобы и задание на дипломный проект формировали предприятия, на базе которых наши студенты практикуются. Тогда они могут разработать реальные проекты и даже воплотить их при помощи производственных мощностей компании».

А с сентября по апрель в университете проходят обучающие мастер-классы с преподавателями университета и с представителями производства для того, чтобы студенты старших курсов могли подготовить диплом в формате стартапа. Они создают свой бренд с нуля при помощи специалистов отрасли, которые рассказывают, как правильно провести маркетинговые исследования, просчитать финансовую часть и изготовить экспериментальные модели коллекции и запустить свое производство.

68130861-eca7-4ddd-8f4d-76999235e06d.jpg

Широкие возможности коммуникации. На факультете «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» Донского государственного технического университета готовят не только дизайнеров, журналистов, рекламщиков, но и разработчиков игр, руководителей независимого театра, специалистов в области прикладной информатики, руководителей хореографического и вокального коллективов. Здесь, на кафедре креативных индустрий во главе с народной артисткой Анитой Цой, даже реализуют совместную с Кимом Назаретовым программу по подготовке джазовых исполнителей.

«Наша особенность состоит в необычном отношении к проектной работе. Мы считаем, что проект — деятельность, завершающаяся продуктивным результатом, который должен иметь реальную значимость. Если это медиаконтент, то он должен быть опубликован в соцсетях факультета или университета, региональных или федеральных СМИ. Если это руководство независимым театром, то проект должен завершиться выступлением на сцене и обратной связью от зрителей. Если это проект в области игр, то игра должна быть упакована и представлена той или иной компании, либо это будет игровое тестирование, которое будут проходить абитуриенты. Мы всячески стимулируем эту работу», — объяснил декан факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ Денис Дубовер.

С другой стороны, при создании проекта студенты факультета могут создавать междисциплинарные команды, и, прежде чем разработать тот или иной проект, они проходят обучение. Для этого студенты разных направлений объединяются и изучают дисциплины, которые не входят в учебный план как основные. Например, специалисты по медиакоммуникациям и прикладной информатике изучают анимацию или звукорежиссуру, цифровую музыку или SMM-маркетинг. Так рождаются интересные идеи для студенческих проектов.

«Уникальность нашего факультета состоит в том, что у нас технари и гуманитарии делают общий продукт и работают вместе, — считает Денис Дубовер. — Один из примеров масштабной междисциплинарной работы — участие в фестивале проектной деятельности AgroFest, где мы видим, как тесно взаимосвязаны креативные индустрии и агропромышленность. Здесь студенты-инженеры, айтишники и робототехники решают кейсы от крупнейших игроков агропромышленного рынка, а наши студенты грамотно «упаковывают» продукт: делают анимацию, оформляют презентацию, а также анализируют данные, конкурентов и целевую аудиторию, подключая свои продюсерские навыки».

Благодаря материально-технической базе факультета будущие специалисты могут получить опыт прямо в стенах факультета. Для этого здесь есть радио- и видеостудии, техника для съемок, студия звукозаписи и даже медиапарк, работает целая стартап-студия.

«Мы делаем большой акцент на стартап-работу и стремимся к тому, чтобы студенты придумывали идеи и находили финансовую поддержку для их реализации. Так и происходит: благодаря участию в стартап-студии, акселераторе проектов при технопарке «Магика» ребята выигрывают конкурсы и получают финансирование. А еще ни один человек не покидает наш факультет без портфолио и готовых продуктов, которые он может позиционировать как опыт своей работы», — отметил Денис Дубовер.

студенты знакомятся с издательствами Санкт-Петербурга.jpg

По страницам книг. В Высшей школе медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого отмечают, что студенты направления «Издательское дело» с первого курса занимаются профессиональной исследовательской деятельностью. Причем сложность курсовых проектов растет с каждым семестром, а сама подготовка предполагает не столько индивидуальную работу, сколько коллективную дискуссию, в том числе на цифровых платформах.

«Студенты изначально могут выбрать учебные задания, поскольку компетенции формируются с учетом их индивидуальных склонностей и предпочтений, а сам учебный план построен так, чтобы студент мог при необходимости углубить знания в любой профессиональной области, будь то теория издательского дела или редакторской подготовки, профессиональные навыки филологического и лингвистического анализа, компьютерные дисциплины, маркетинг, менеджмент или блок экономических дисциплин, — объяснила директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Марина Арканникова. — Лекционные занятия в учебном плане не являются превалирующими, и такие занятия мы стараемся сделать вдвойне интересными. Прежде всего студент изучает то, что близко сфере его личных интересов, и с первых курсов мы предлагаем ему оценить позиции известных исследователей и при этом приветствуем обоснованную критику. А еще ни на одной дисциплине общепрофессионального и профессионального модуля нет заданий на механическое воспроизведение дат, фамилий, определений и классификаций».

В Высшей школе медиакоммуникаций и связей с общественностью активно используют форму интерактивного лекционно-практического занятия, мастер-классов и индивидуальной и групповой проектной деятельности.

«Студенты направления подготовки «Издательское дело» участвуют в федеральных конкурсах в качестве студенческого жюри, — рассказала руководитель Гуманитарного института Высшей школы. — Что касается практики, то работа с издательствами, в которых студенты проходят практику, начинается на втором курсе и продолжается на третьем».

На втором курсе студенты знакомятся с издательствами Санкт-Петербурга: встречаются с сотрудниками издательств и посещают экскурсии, а на третьем — выбирают одно из понравившихся издательств и работают в нем в течение семестра. В весеннем же семестре можно продолжить работу в том же издательстве или выбрать другое.

«В одном издательстве обычно проходят практику от двух до пяти студентов. После окончания практики ребят часто приглашают продолжить работу», — добавила Марина Арканникова.

студенты режиссеры1.jpg

Рождение постановки. У режиссера много задач, и поэтому, как отмечают в Краснодарском государственном институте культуры, подготовка таких специалистов требует комплексного подхода. В учебном заведении разработана авторская сценарная технология, определяющая методологию событийной режиссуры. Кроме того, ежегодно выпускаются учебно-методические пособия, в которых отражают самые актуальные тенденции профессии.

«К примеру, в мае мы готовим пособие по изучению цифровых инструментов в режиссуре праздника», — рассказал ректор Краснодарского государственного института культуры Сергей Зенгин. Будущие режиссеры кубанского вуза активно занимаются проектной деятельностью и работают над собственными проектами. По итогу четырех лет будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников должны реализовать свой авторский проект в учреждении культуры — от замысла до воплощения. На протяжении всего этого времени студенты участвуют в постановках факультетских и вузовских мероприятий.

«Выходя из стен нашего института, режиссер уже имеет определенный опыт работы, поскольку мы организуем для ребят стажировки и практики в концертно-зрелищных учреждениях и на других площадках. Кафедра сотрудничает с ведущими культурными центрами и событийными площадками города и края, на которых ребята получают практический опыт участия в реализации проекта, постановки представления и концерта», — отметил Сергей Зенгин.Для обучения режиссеров в вузе созданы Центр креативных индустрий, Центр прототипирования, оснащенные современной аппаратурой. У будущих режиссеров есть все возможности попробовать создать и показать свои творческие работы на настоящей творческой площадке, используя профессиональное световое и звуковое оборудование, новейшее видеооборудование. На базе Центра креативных индустрий организован учебный театр, в котором студенты могут создавать прототипы будущих событий. А еще в вузе есть две оборудованные концертные площадки, в которых можно организовать любое событие — от камерного вечера до театрализованного представления.

«Инновационность наших подходов прежде всего заключается в работе со студентами: в осмыслении и изучении новых форм театра, в использовании новых театральных открытий в образовательной деятельности, результатом которой становится спектакль с использованием новых современных технологий и форм. В педагогической деятельности наряду с классической школой режиссуры мы активно используем методики современных театральных педагогов и режиссеров, синтезируя классику и современность, — рассказал ректор КГИК. — Кроме того, мы постоянно взаимодействуем с театральными коллективами края и других регионов и проводим ежегодный Международный фестиваль-конкурс театрального искусства «Театральный переполох» с мастер-классами ведущих специалистов в театральном искусстве».

WhatsApp Image 2024-04-18 at 08.58.13 (1).jpg

Услышать звук. В Казанском государственном институте культуры подготовка ведется по двум профилям: звукорежиссура аудиовизуальных искусств и звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ. Большое внимание уделяется практике. Для практических занятий со студентами оборудованы две специальные аудитории, а в планах — открыть еще две. По некоторым дисциплинам с ребятами занимаются индивидуально: преподаватели точечно отрабатывают те моменты, которые вызвали у учащегося сложности на групповом практическом занятии. Необходимые навыки будущие звукорежиссеры получают и во время практики на рабочих местах. «Многие наши студенты уже со второго курса подрабатывают. Сегодня есть большой спрос на специалистов в области звука, а потому к нам на кафедру постоянно поступают заявки на трудоустройство ребят этого направления подготовки. И это здорово, потому что так наши студенты получают возможность применить то, о чем узнали в учебных аудиториях, уже на практике», — поделилась заведующая кафедрой режиссуры кино и телевидения Казанского государственного института культуры Юлия Соловьева.

Большое внимание при подготовке звукорежиссеров здесь уделяют и внеучебной деятельности: студенческим мероприятиям, проводимым под эгидой студенческого совета, и вузовским мероприятиям. Будущие звукорежиссеры участвуют в городских, республиканских и даже федеральных проектах.

«Везде необходимы специалисты в области звука. В прошлом году мы отсняли и озвучили более 300 различных мероприятий, в которых участвовал или которые организовал наш институт, — рассказала Юлия Соловьева. — Это очень кропотливая работа, которая многому научила наших студентов».

 |