— Пандемия не только не нарушила планы Кабардино-Балкарии по строительству инфраструктуры образования, но и форсировала внедрение новых информационных технологий, которые в дальнейшем будут способствовать значительному повышению качества учебного процесса. Сегодня в республике выстраивается высокоэффективная многоуровневая образовательная система — от детсадов до крупных научных учреждений, которая даст возможность удержать необходимые для развития КБР кадры. В 2020 году мы сумели ответить на основные вызовы времени и перестроили нашу работу, нацелившись на реализацию к 2030 году приоритетной задачи, поставленной президентом России В. Путиным, — вхождение российской системы образования в десятку лучших в мире.

Все лучшее — детям

— Наш регион, как, впрочем, и вся страна, получил огромные возможности для развития инфраструктуры образования благодаря реализации национальных проектов. Выполняя задачу по 100-процентному обеспечению дошкольным образованием детей в рамках нацпроекта «Демография», с 2019-го по 2022 год мы планируем создать более 3 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. Это будут как новые отдельно стоящие здания, так и пристройки к уже функционирующим учреждениям. Мы не стремимся к реализации мегаобъектов, руководствуясь принципом «лучший садик — это садик рядом с домом», то есть новые места появляются там, куда удобно добираться родителям с малышами. Особо подчеркну, что развитию сети дошкольных учреждений мы уделяем особенное внимание, ведь свои первые шаги в образовательной системе ребенок должен делать в достойных условиях.

Демографическая ситуация в Кабардино-Балкарии радует: каждый год количество школьников увеличивается на 3–4 тыс. человек, что ставит перед руководством республики задачи по созданию новых мест за партой. И такая работа активно ведется, прежде всего в рамках нацпроекта «Образование». В прошлом году введена в эксплуатацию новая школа № 33 на 1224 места в Нальчике. В 2021 году будут построены и введены в эксплуатацию новые школы в г. Чегеме на 500 мест, в ст. Солдатской на 250 мест и с. Новоивановке на 440 мест. В нынешнем году начинается строительство еще двух школ: на 500 мест в с. п. Куба и на 785 мест в г. Прохладном. Проведен капремонт школы № 10 г. Майского и школы № 1 с. п. Кенделен. В этом году запланирован ремонт СОШ № 1 в с. п. Залукокоаже. В минувшем году осуществлен ремонт 18  спортзалов в 17 общеобразовательных учреждениях, а к 2023 году будут отремонтированы все спортзалы школ, расположенных в сельской местности и малых городах республики.

В рамках обновления материально-технической базы школ в Кабардино-Балкарии в 2020 году созданы центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 42 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. В текущем году планируется создать 38 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», а в 2022 и 2023 годах еще 74. В прошлом году в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» 100 общеобразовательных учреждений республики были обеспечены современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. В нынешнем году планируется оснастить 54 образовательные организации, а в 2022–2023 годах — еще 107. В рамках программы «Цифровая экономика» все школы КБР будут обеспечены интернетом со скоростью 100 Мбит/c в городских школах и 50 Мбит/c — в сельских.


Кадры решают

— Важнейшую роль в повышении качества школьного образования играет кадровое обеспечение. Подготовка квалифицированных педагогов высокого уровня, их постоянный профессиональный рост — одна из главных задач, которая стоит перед системой образования Кабардино-Балкарии. Cемь лучших учителей КБР, реализующих образовательные программы общего образования, поощрены за хорошие показатели денежной премией, а их опыт изучается и рекомендован для тиражирования. В рамках мероприятия по кадровому обеспечению сельских школ по программе «Земский учитель» восемь учителей, прошедших конкурсный отбор, направлены в сельские школы, которые испытывали дефицит в педагогических кадрах.

Хочется отметить достижения учителей, представлявших республику на федеральном уровне. В частности, специальным призом «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнева награжден учитель физкультуры гимназии № 5 г. Тырныауза Фуад Буранов, принявший участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель года России»-2020.

Ведущую роль в развитии детской одаренности и формировании индивидуальных личностных траекторий играет дополнительное образование. В 2020 году в республике успешно внедрена целевая модель развития дополнительного образования детей, персонифицированное финансирование и учет обучающихся по программам допобразования, создан общедоступный информационный портал «Навигатор дополнительного образования» с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам. По данным навигатора, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами допобразования составляет 75 %.

Региональным центром выявления, поддержки и развития талантов детей и молодежи в области искусства, спорта, образования и науки «Антарес» проведено 17 профильных смен, в которых принял участие 691 обучающийся. 6236 человек охвачены мероприятиями, организованными и проведенными центром.

Ведущую роль в развитии детей стали играть кванториумы: стационарный, уже действующий в Детской академии творчества «Солнечный город», и мобильный технопарк «Кванториум», функционирующий там же с сентября 2020 года. В число агломераций, на территории которых организована работа мобильного технопарка в 2020/2021 учебном году, вошли Прохладненский, Эльбрусский, Зольский, Баксанский, Лескенский и Черекский районы.

КБР вошла в проект, инициированный ПАО «Сбер», по внедрению цифровой платформы персонализированного образования для школ, обеспечивающего поддержку образования с применением цифровых образовательных технологий для обучающихся 5–9-х классов.

Я б в рабочие пошел

— Благодаря нацпроекту «Образование» происходят изменения и в среднем профессиональном образовании: два наших колледжа успешно прошли конкурсный отбор и получили федеральные гранты на создание 9 мастерских, оснащенных современной технической базой. А всего с начала реализации проекта оснащено 24 мастерских в 4 учреждениях. В 2021 году планируется создание еще 8 мастерских: 4 — в Эльбрусском региональном колледже и 4 — в Кабардино-Балкарском агропромышленном колледже им. Б. Г. Хамдохова. Всего же до 2024 года перед нами стоит задача довести число новых мастерских, оборудованных в соответствии со стандартами WorldSkills, до 50.

Оснащение образовательных учреждений современным высокотехнологичным оборудованием позволило нашим колледжам на высоком профессиональном уровне проводить мероприятия всероссийского значения. Так, в 2021 году в Нальчике состоялся V Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в котором 157 конкурсантов продемонстрировали свое мастерство по 25 наиболее востребованным и актуальным для нашего региона компетенциям в трех возрастных категориях на семи площадках на базе профессиональных образовательных организаций КБР. Благодаря укреплению материально-технической базы ссузов, расширению перечня актуальных направлений подготовки, профессиональному росту преподавателей, грамотно выстроенной работе с работодателями в последние годы наметился устойчивый тренд на повышение интереса абитуриентов к рабочим профессиям.

 |