— Образование формирует личность, формирует человека, от образования очень многое зависит. И первая задача системы российского образования — дать знания. Вторая — воспитание, формирование мышления, мировоззрения, кругозора.
Для этого создано единое образовательное пространство, плюс единая программа воспитания. Это и традиционные ценности, «Разговоры о важном», поднятие флага, исполнение государственного гимна и многое другое.
Нам удалось решить много проблем благодаря нацпроекту «Образование», который завершается в 2024 году. Новые нацпроекты, стартующие с 2025 года, направлены на дальнейшее развитие отрасли и повышение качества российского образования.
Ни для кого ни секрет, что отрасли «Образование» отведена ключевая роль в социально-экономическом развитии страны, в воспитании и образовании подрастающего поколения, в поддержке семьи и детства.
Так, например, нацпроект «Кадры» в первую очередь будет направлен на создание тесного взаимодействия школ, колледжей и вузов, а также представителей реального сектора экономики. Он нацелен на ремонт и оснащение профессиональных образовательных организаций. Конечно, речь идет и о подготовке специалистов в рамках федерального проекта «Профессионалитет» для растущей российской экономики. Проект показал свою эффективность и получит дальнейшее продолжение в новом нацпроекте.
Наша задача — создать суверенную систему образования, а новые нацпроекты — инструмент для достижения поставленных президентом национальных целей. Важно, чтобы эти новые нацпроекты принципиально отличались от госпрограмм и побуждали ведомства к взаимодействию. Данная работа будет носить явно межотраслевой характер, что лишний раз и покажет: усилиями разных ведомств можно идти к достижению одной национальной цели.
Смысл стратегического развития в том, чтобы сосредоточить средства на прорывах. Национальные проекты по своей сути, в отличие от госпрограмм, как раз и являются инструментом прорыва.
Современной системе образования нужны талантливые управленцы, настоящие лидеры, которые могут продемонстрировать, как эффективно выстроить командную работу, сплотить коллектив для достижения наилучших образовательных результатов. Именно от них во многом зависят успех образовательной организации, раскрытие потенциала учащихся и развитие системы образования в целом. И в этом смысле конкурсные движения позволяют выявить лучших представителей системы образования, опыт которых станет вдохновляющим примером для других.
Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие десять лет — одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда. И нужно сохранить эту тенденцию.
Педвузы становятся площадками для развития педагогических инноваций в системе общего образования, поэтапно реализуя проекты, направленные на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем. И нам важно, чтобы все ребята, кто выбирает этот путь, были уверены в своем завтрашнем дне, в своем месте работы, чтобы у них был комфортный вход в профессию. Все наши инициативы и программы поддержки педагогов и педагогического образования направлены на это.
Думаю, что перед образованием в целом в ближайшей десятилетней перспективе будет рассматриваться главный тренд — непрерывное образование, а также преемственность всех его уровней. Университеты должны активнее участвовать в развитии школы. В связи с чем острее будет проявляться требование — обеспечение права на качественное образование на протяжении всей жизни. Это, безусловно, потребует увеличение финансирования образования.
Нужно понимать, что образование шире, чем подготовка к рынку труда. Но для общественного блага надо делать акцент на социальные установки, межкультурные связи и многое другое.