Почему из множества профессий вы выбрали именно профессию учителя? Это была мечта детства? Вас «заразил» пример родственников? В какой-то момент поняли, что это ваше призвание?..

На самом деле со своей профессией я определился только на втором курсе университета. Первоначально мечтал заниматься историей, учиться на истфаке, а вот о работе учителем вообще не задумывался. Окончательно убедился, что хочу трудиться именно в школе, только во время педпрактики. Атмосфера творческой энергии в педагогическом кругу меня захватила целиком. В то же время примером для меня являлась моя бабушка, которая работала сначала учителем, а затем директором школы в небольшом поселке.

Как бы вы сформулировали: в чем заключается миссия учителя?

Я думаю, в том, чтобы не только преподносить ученикам истину, но и учить находить ее самостоятельно.

Почему из всех специальностей вы выбрали историю?

Интересоваться историей я начал давно. Особенно мне запомнились каникулы после 2-го класса, когда я отдыхал в деревне у бабушки и за лето прочитал курс истории СССР за 5-й класс.

Сложно или легко вам было учиться в университете?

Я не сталкивался с большими трудностями в учебе, сессии закрывал на «отлично». Мне было интересно изучать все специальные дисциплины, я был очень увлечен ими. А самым ярким моментом студенческой жизни стала для меня Студвесна: время репетиций, подготовки выступления оказалось просто волшебным.

В процессе учебы ваши представления об учительской профессии менялись либо оставались прежними?

Я думаю, мои представления только подтвердились. Преподаватели поддерживали наши стремления и радовались нашим успехам. Когда я только устроился в школу (это было на 5-м курсе университета), испытал гордость за себя и за профессию в целом, мне хотелось рассказать о ней всему миру.

Коллектив школы помогал мне во всех вопросах, не было пренебрежения со стороны опытных коллег. Ученики же восприняли меня неоднозначно: сказалось то, что я молодо выглядел, они часто путали меня с другими учениками — в общем, было весело. Но уже в первую неделю мы с ребятами очень хорошо подружились, и наши отношения стали более рабочими.

Помните свой первый урок? Сильно волновались или были спокойны?

Помню. Это был 7-й класс, мы только начинали изучение всеобщей истории, разговаривали про технические открытия и изобретения. Но вот эмоции вспомнить достаточно сложно. Думаю, во время урока все же было волнение, а после него — чувство счастья.

Чему, кроме передачи знаний, вы стараетесь научить ваших учеников? А чему они учат вас?

Я также являюсь классным руководителем и помимо преподавания стремлюсь сплотить коллектив, привить ребятам чувство ответственности за свои поступки, научить их выходить из сложных жизненных ситуаций. Преподавая право, стараюсь проиллюстрировать все на жизненных примерах.

Это с одной стороны. А с другой — меня бы не было без моих учеников и моего 9-го класса. Перенять у них пришлось достаточно много, но зато я чувствую себя полностью на одной волне с учащимися, и напряженности между нами нет.


Менялось ли ваше отношение к профессии по мере того, как вы посвятили ей год, два, три, пять?

Отношение к профессии особо не менялось. Однако случались моменты, когда ощущение того, что ничего не выходит, брало верх. Мне абсолютно не нравились уроки, которые я проводил, но выходом из ситуаций стало участие в профессиональных конкурсах и методических семинарах, изучение педагогических методик. Теперь я понимаю: основной выход из кризиса — это поиск нового.

Каким был первый профессиональный конкурс, в котором вы приняли участие? И какими оказались результаты?

Первым для меня стал городской конкурс педагогического мастерства «Прорыв». Нужно было подготовить проект и провести учебное занятие. Все прошло просто замечательно! Мне помогли коллеги, огромную помощь и поддержку также оказывала супруга. Конечно, хотелось победить. Я был уверен в себе, но стал только лауреатом, до лидерства немного не дотянул.

Какие еще профессиональные конкурсы были в вашей жизни? Какой из них вы считаете самым важным и результативным для себя?

Я еще несколько раз участвовал в городском конкурсе «Прорыв», в конкурсе методических разработок, но главным для меня стал конкурс «Педагогический дебют». На региональном этапе я снова стал только лауреатом, долго не хотел принимать участие во всероссийском этапе, но потом для себя решил: нужно побеждать.

Достаточно долго готовился к этому моменту. Конкурс был сложен из-за большого количества испытаний: открытый урок, презентация опыта работы, публичное выступление, ток-шоу. А до этого еще требовалось пройти заочный этап, пришлось сильно потрудиться. Но вложив столько сил, зная, что есть огромная поддержка со стороны коллег и родственников, мы вместе преодолели этот путь.

Уже не одно десятилетие российское образование живет в режиме перманентной реформы. Особенно много новшеств после запуска специального национального проекта. По вашему мнению, насколько эффективны и результативны все преобразования? В чем их польза для учителей, учеников, родителей?

Национальный проект важен для каждого субъекта образовательного процесса и для России в целом. В нашем регионе в его рамках открыты новые учебные заведения, уделяется особое внимание ребятам с ОВЗ, совершенствуются программы дополнительного образования, усиливается связь с практикой и проф- ориентацией. На мой взгляд, нацпроект выгоден всем: родителям — потому что ребенок занят любимым делом, реализует себя, самостоятельно решает задачи; ученикам — потому что они пользуются огромным материальным комплексом для поиска себя и определения своего будущего пути.

Согласны ли вы с мнением о том, что сегодня у российского учителя гораздо больше возможностей для профессионального роста, самореализации, осуществления амбициозных планов, чем раньше?

Согласен. Реализация современным учителем амбициозных идей вполне возможна, будь то гранты или социальные проекты. В своем конкретном случае я всегда ощущаю поддержку администрации гимназии, управления образования города, министерства образования республики, профсоюза. Я участвую во всероссийских форумах, в конце апреля вернулся с очередного из них — со Всероссийской педагогической школы-2021. Это приобретение нового опыта, желание поделиться им и мотивация к развитию как педагога. 

Досье | Александр Зотов родился 6 октября 1994 г. в городе Алатырь Чувашской Республики. В 2011 г. здесь же окончил СОШ № 3. В 2011-2016 гг. обучался на историко-филологическом факультете Чувашского государственного университета, в 2016-2018 гг. — в магистратуре этого вуза. С 2017 г. работает учителем истории, обществознания и права гимназии № 1 г. Чебоксары. В 2017 г. и 2018 г. стал лауреатом городского конкурса педагогического мастерства «Прорыв», в 2019 г. — лауреатом республиканского конкурса «Педагогический дебют», а в 2020 г. — победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Хобби, как и профессия, связано с историей. Увлекается нумизматикой, букинистикой, обожает восстанавливать старые книги, менять переплеты, любит старую аудиотехнику, особое удовольствие доставляет ее «реставрация».

 |