Три версии. История «Атласа новых профессий» началась в 2010 году. Тогда это был совместный проект Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления Сколково «Форсайт компетенций-2030». Проработка требований к будущим специалистам новой экономики продолжалась два года, и в 2014-м был издан первый атлас, а после — и вторая его редакция. Книга менялась и становилась все более полноценной и совершенной. В третьей версии, которую готовило АСИ совместно с WorldSkills Russia, МТС, Mail.Ru Group и издательством «Альпина», представлено уже более 300 новых профессий, охватывающих 28 отраслей.

У третьего атласа есть еще одно отличие от двух предыдущих: он ориентирован не на специалистов в сфере образования, а на школьников. Этим объясняется то, что третья версия написана более простым языком, а при подаче информации используются элементы, делающие ее понятнее для целевой аудитории (например, рассказы о девочке Нике, которая неожиданно оказалась в 2035 году). Здесь же можно найти задания для читателей — рабочие кейсы. При этом книга может быть полезна и родителям, и педагогам, и работодателям…

Что в имени твоем? На презентации в 2019 году руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков сообщил, что книга представляет собой попытку разобраться, кем будут работать сегодняшние российские дети в 2030-2035 годах, и используется в качестве инструмента профориентации и профнавигации в сотнях школ, вузов и центров занятости.

«Атлас — про то, кем дети будут уже в 12-14 лет. Это поколение хочет работать в школе еще до университета, и тематика раннего предпринимательства невероятно важна. Быстрые профессиональные пробы необходимы для маленьких детей, чтобы они поняли, куда могут пойти и где себя попробовать», — подчеркнул на презентации книги директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Разработчики атласа отмечают: цель проекта — не стопроцентный прогноз о том, какие профессии будут существовать на рынке в обозримой перспективе, не готовый набор рецептов, а возможность для родителей и детей осознать, что будущее слишком переменчиво для точных предсказаний, набор ориентиров. Читатели могут проследить, какие навыки необходимо развивать специалистам будущего, какие отрасли будут динамично развиваться и какие требования будут предъявлять к специалистам работодатели, оценить, как меняется мир профессий и к чему готовиться завтра.

Несмотря на то, что атлас позволяет лишь примерно спрогнозировать будущее, а профессии не всегда развиваются по прогнозам экспертов, все описанные в нем профессии не являются фантазией авторов. В разработке книги участвовали тысячи специалистов, которые рассказали о переменах, происходящих в профессиональном мире под влиянием различных процессов, о том, какими окажутся специалисты будущего и какие требования будут предъявляться к ним. Более того, некоторые из описанных в атласе профессий уже сегодня появляются на рынке.

Содержание атласа формировалось на основе разработанной в России методики Skills Technology Foresight. Исходя из главных принципов форсайта и была подготовлена книга, которая показывает будущее, то, каким его планируют создать ведущие компании каждой из отраслей. Однако это будущее невозможно без специалистов.

В атласе есть несколько блоков и элементов: инструкция по применению, главы, посвященные отраслям, и заключение, в котором говорится об основных тенденциях, а также предложены наводящие вопросы-ориентиры для того, чтобы понять, в каком направлении двигаться школьнику. Особое внимание уделено теме надпрофессиональных навыков, которые появятся у профессионалов в будущем и позволят им более эффективно выстраивать свою работу. Это мультиязычность и мультикультурность, умение управлять проектами и процессами, навыки бережливого производства... Внушительная часть книги посвящена непосредственно обозначению и описанию новых профессий, которые распределены по различным отраслям.

Блок информации о каждой отрасли выглядит следующим образом: описание начинается с истории девочки Ники, следом за ней идет рубрика «Задание», дается картина образа будущего, перечисляются надпрофессиональные навыки, которые пригодятся специалистам конкретной отрасли, и описываются новые профессии.


Нужен ли атлас? «Атлас новых профессий, безусловно, нужен, но здесь необходим особый формат. Активное участие в выборе будущей профессии ребенка, как правило, принимают родители. И когда я общаюсь с ними, часто сталкиваюсь со стереотипами, ведь папы и мамы определяют будущую стратегию жизни сына или дочери, исходя из собственного жизненного опыта. Когда ребенок скажет родителям, что хочет быть, например, нейропрограммистом, они будут против просто потому, что не представляют, что это такое. Именно поэтому, я считаю, атлас должен быть адресован в том числе и даже прежде всего родителям и служить цели их просвещения. Необходимо донести до старшего поколения, что профессии, которые появляются сегодня, значительным образом отличаются от тех, что существовали в момент, когда они оканчивали школу. Часть родителей уже понимают, кто такие мерчандайзеры, менеджеры, но сейчас мы идем быстрыми шагами к появлению новых профессий и специальностей и к новым форматам трудовой деятельности», — уверен директор «Школы 800» г. Нижнего Новгорода Сергей Злобин.

По мнению эксперта, если подарить атлас родителям, то это поможет им выйти за рамки стереотипов и понять, что мир меняется, а вместе с ним меняются и требования к специалистам, смещается акцент востребованности тех или иных специальностей, а профессиональное будущее ребенка может отличаться от того, что ожидало представителей старшего поколения на момент окончания школы.

«Основной и самой значимой задачей проекта, на мой взгляд, является то, что стремительное развитие событий в профессиональной сфере ведет к быстрой трансформации и рынка труда, и требований к специалистам. Безусловно, образованию тяжело уследить за этими изменениями. Атлас помогает определить правильный вектор и использовать в учебном процессе более актуальные знания рынка и его развития. Также актуализируются учебные программы и учебный процесс в целом», — рассказала директор ГАПОУ МО «МЦК — Техникум им. С.П. Королева» Ираида Ласкина.

Однако некоторые эксперты полагают, что эффективность проекта была бы выше, если бы он представлял собой не только прогнозы, но и информацию о тех местах, где можно получить образование, по крайней мере по некоторым из новых профессий.

«Атлас — это прогнозирование будущего, но, на мой взгляд, если школьники захотят освоить ту или иную профессию, они должны знать, где можно пройти обучение. В этом проблема. Предлагая специальности, мы должны также предлагать, где ребят научат им, — считает ректор Благовещенского государственного педагогического университета Вера Щекина. — С другой стороны, если вернуться в прошлое, на 30 лет назад, когда я сама оканчивала школу, то можно обнаружить, что в то время сложно было спрогнозировать профессиональную реальность, в которой мы будем жить сегодня. Например, невероятным показалось бы, что мне придется так много и активно работать с компьютером. Именно поэтому «Атлас новых профессий 3.0» стоит рассматривать как некую краткосрочную перспективу».

За этим будущее. По мнению экспертов, непросто предсказать, в какой именно момент профессии, описанные в атласе, войдут в обиход. Какие-то из них стали реальностью уже сегодня, другие появятся еще до наступления 2030 года, а каким-то, напротив, понадобится больше времени.

«По каждой из профессий, представленных в атласе, можно определить свой горизонт. Например, тренер киберспортсменов — это то, что существует уже сейчас и в ближайшее время будет только развиваться. Космический юрист, я думаю, найдет свое применение чуть позже, когда большее количество частных компаний займется освоением космоса», — поделился Сергей Злобин. Он считает, что наиболее активно совсем скоро будут развиваться три направления: новые материалы, IT-технологии и профессии, связанные с личностью человека.

HR-директор ГК «Олимпроект» Анастасия Герасимчук уверена, что стремительно меняется и отрасль строительства. «По скорости развития строительных технологий может сравниться разве что IT-сфера. Параллельно со строительными ноу-хау рождаются новые профессии. Например, BIM-проектирование активно используется в России с 2016 года. С этого момента начали появляться проектировщики, пожелавшие уйти в развитие информационного моделирования. Позиция BIM-менеджера-проектировщика уже не является уникальной, а скорее заняла рядовую позицию среди касты проектировщиков», — объяснила эксперт.

По ее замечанию, в последнее время большой популярностью пользуются понятия «правильное питание», «экологичность» и другие, не обошедшие стороной и строительную сферу. Люди все чаще задумываются о том, как возвести такой дом, чтобы он и его коммуникации не навредили природе, и это рано или поздно приведет к тому, что архитекторы энергонулевых домов будут на вес золота.

По оценке Ираиды Ласкиной, в самой ближайшей перспективе стремительными темпами будут развиваться такие отрасли, как IT, ЖКХ, строительство, медицина, медиа и развлечения, туризм, промышленность, финансовый сектор, биотехнологии, экология. Именно в них новые профессии начнут появляться наиболее активно.

«Мир стремительно меняется, меняются и требования, предъявляемые к специалистам, — констатирует Вера Щекина. — Уже совсем скоро новые профессии станут для нас такой же привычной реальностью, как менеджер или юрист. Но очень хочется, чтобы на пути их появления никуда не исчезали общечеловеческие ценности: уважение, любовь, забота друг о друге, о родителях, о детях. Ведь именно они всегда были и остаются ориентирами, как бы сильно ни менялся мир». 

 |