Этому способствовали резкий рост промышленного развития и нарастание потребности в квалифицированных рабочих кадрах на предприятиях капиталистического типа. К 1917 году в крупных промышленных центрах подавляющее большинство рабочих были не просто грамотными, но и хорошо профессионально подготовленными за счет появления сети технических и ремесленных училищ. 

Артельный промысел. В Древней Руси, даже в столь хорошо развитых регионах с общей грамотностью городского населения, как торговые республики Новгород и Псков, не существовало какой-либо устойчивой системы профессионального образования. Ремесленное сословие в русских городах-партнерах Ганзейского союза имело цеховую организацию. Мастер привлекал к работе в первую очередь своих детей и минимальное количество наемных рабочих. Слабое развитие торговых отношений и отсутствие устойчивого рынка не требовали большого количества специалистов и учебных заведений по их подготовке. Известно, что при Андреевском монастыре в Киеве в XI веке обучали мастеровых, при Киево-Печерском монастыре тогда же появилась первая иконописная мастерская, откуда вышли знаменитые «богомазы» Алипий и Григорий. Своих иконописцев в домонгольский период готовили мастерские при Юрьеве монастыре в Новгороде, Суздале, Владимире-на-Клязьме, мастеров по финифти — в Ростове Великом.

В сельской местности господствовал кустарный промысел. Смастерить себе большую часть необходимой утвари способен был любой хозяин. Если возникала необходимость в создании крупного продукта (строительстве церкви, торжища, крепости и пр.), группа свободных мастеровых объединялась в артель, избирала старейшину-руководителя, давала «роту» — клятву на верность артели — и нанималась на выполнение конкретной работы к князю или воеводе. Подобные заказы возникали спорадически и не требовали постоянного существования артели, а значит, и подготовки «лишних» специалистов. После выполнения заказа артель распускалась.

кустарный промысел.jpg

Как писал историк XIX века Николай Калачев в исследовании «Артели в древней и нынешней России», «в X-XV веках летописи упоминают «старейшин древодельских», то есть руководителей артелей плотников. В XII веке строительные рабочие объединяются в «братии», или «братчины» — так в то время назывались товарищества и артели. В XII-XIII веках «братии» («братчины») являются производственными и одновременно общественными организациями различных групп городских ремесленников — кузнецов, литейщиков, кожевенников и т. д.».

Сильнейший удар по подготовке мастеровых нанесло монгольское нашествие на Русь. Многие ремесленники погибли, еще больше были угнаны в Орду. Страна на долгие годы лишилась и собственных мастеров, и компетенций по подготовке кадров.

В более поздние века артели стали называть дружинами. Так, в 1420 году псковичи «наняша мастера Федора и дружину его побивати церковь». Здесь мастер — руководитель артели, пользующийся авторитетом как хороший специалист, получавший заказ под свою ответственность. Такая же артель псковских «каменосечцев» Кривцова и Мышкина начинала строительство первого каменного Успенского собора в Кремле, рухнувшего после землетрясения, достраивать который взялся Аристотель Фиораванти.

Подмастерья у каменосечцев могли «учиться рукоремеслу» лишь непосредственно у мастеров, перенимая у них профессиональные хитрости. Однако учеба зависела от нрава и состояния «учителей», которым подручные нужны были лишь на определенный срок. Им незачем было плодить будущих конкурентов для себя, если ученики не являлись членами их семьи.

_4593-B4EB-9BC144412573.jpg

Камень за пазухой. Острая необходимость в большом количестве подготовленных мастеров проявилась в результате Смуты в государстве Российском. Царское правительство оценило опасность, исходившую не только с Востока, но уже и с Юга и Запада. Государство нуждалось в большом количестве надежных каменных крепостей, способных огородить его от внешней опасности. В России возобновилось строительство заброшенной со времен Ивана Грозного Большой засечной черты от брянских лесов до Переяславля-Рязанского, попутно началось строительство Белгородской засечной черты. Для этого потребовалось начать каменные работы в Туле, Мценске, Рязани, Одоеве, Белеве, Ефремове, Ельце, Пронске, Богородицке, Белгороде, что вызвало необходимость в тысячах умелых каменщиков, мастеровых и «работных людей».

По данным исследователя Андрея Моисеева, с XVII века элементы ремесленного обучения и производства представляют собой единое целое и теснейшим образом интегрированы друг с другом. «На данном этапе более востребованной является индивидуальная форма обучения, когда в условиях ремесленных мастерских происходит освоение приемов профессионального мастерства, необходимых для самостоятельного ведения трудовой деятельности. На тот период ремесленное ученичество выступает важнейшим средством сохранения, осмысления и обогащения профессионального опыта, обеспечивает подготовку работников с выраженным индивидуальным стилем деятельности и востребованными социально-профессиональными качествами, став прообразом современной профессиональной школы. На этом этапе проявляются первые признаки законодательного оформления ремесленного обучения».

_рscale_1200.jpg

В ремесленных центрах начали возникать мастерские по «учению рукоремеслу» будущих каменщиков и плотников — наиболее востребованных строительных специальностей. В городах ремесленников готовили за государев счет в «черных сотнях» и за общинный кошт — в «белых» слободах.

Но если об организованных попытках готовить мастеров лишь эпизодически упоминается в «Псковской судной грамоте» (ХV век) и постановлениях «Стоглава» (XVI век), то при царе Алексее Михайловиче государство уже активно стимулирует этот процесс. По Соборному уложению 1649 года срок обучения ремеслам устанавливался в пять лет. Взаимоотношения учителя и ученика оформлялись специальным документом — «жилою записью на ученика», или «учебной записью». Этот договор должен был регистрироваться в книге «Приказ холопьего суда», после чего приобретал юридическую силу. Как и в европейских цехах, по истечении пятилетнего срока ученик должен был на суд мастеров предоставить собственноручно изготовленное изделие (в Европе это называлось «шедевр»).

В 1652 году в Москве был устроен «Бархатный двор», в котором в обязанности мастеров-ремесленников входило обучение подростков. Государево обучение проходили в некоторых мастерских при Оружейной, Золотой и Серебряной палатах. Документы свидетельствуют о том, что обучение здесь проводилось групповым методом, сроки обучения были очень длительными и достигали порой 15-20 лет. Подготовка ремесленников также сопровождалась обучением грамоте и скорописному письму.

ремесл училища.jpg

Две формы ремесленного ученичества — индивидуальная и общественная — способствовали появлению двух разных социальных типов ремесленников. Ремесленники, относящиеся ко второму типу, могли рассчитывать только на свое мастерство и смекалку, чаще были бедны, нежели обеспечены, за всю свою трудовую жизнь могли обучить мастерству по нескольку учеников. Ремесленники первого типа, прошедшие обучение в ремесленной школе «белых» слобод, работавшие на государя и на себя за счет остатков царского сырья, не были заинтересованы в учениках и зачастую не передавали свое ремесло преемникам. Этот социальный тип ремесленника в свою очередь породил новый социальный тип личности — мануфактурщика.

Как писал профессор, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадий Романцев, «ремесленные мастерские были прообразом профессиональной школы, где опытные ремесленники-мастера выполняли одновременно функции преподавателя и мастера профессионального обучения. Можно говорить о достаточно высоком уровне профессиональной социализации «выпускников» таких «школ». В немалой степени это обусловливалось целостным характером ремесленного труда. От ремесленника уже в те далекие времена требовались не только специальные знания, умения и навыки, но и целый ряд качеств коммуникативного и организационного характера. Обучение ремесленному мастерству всегда носило диверсифицированный характер в том смысле, что в рамках какой-либо своей основной профессии ремесленник овладевал, выражаясь современным языком, рядом специальностей и специализаций, и освоение ремесла продолжалось до тех пор, пока ученик не станет самостоятельным работником, профессионалом».

_бондарь.jpg

Мастер цеха. Первый толчок к массовой подготовке мастеровых был дан в эпоху Петра Первого, открывшего в 1699 году Ремесленную цеховую управу по европейскому типу. Сначала в Москве в 1701 году в Сухаревой башне начала работать Школа математических и навигационных наук, готовившая специалистов узкого профиля. В ее учебную программу входили арифметика, астрономия, гео- графия, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе занимались до 500 человек в возрасте от 12 до 20 лет. Она готовила моряков, архитекторов, инженеров и служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы — штраф. За побег — смертная казнь.

Следом в 1721-1722 годах был издан ряд необходимых для развития ремесел указов. Сам царь владел множеством ремесел и требовал многих знаний и умений от других. По его указу цеха нового типа должны были иметь строгую специализацию, свою систему самоуправления, статус, определяющий правила ремесла, права и привилегии ремесленных людей.

Согласно петровскому указу, все мастеровые обязаны были явиться в городской магистрат и записаться в тот или иной цех, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. Особое внимание в царском указе уделялось проблемам обучения. Набор учеников и их подготовка возлагались на цеховых старост и всех мастеров. Это во многом способствовало улучшению качества обу- чения, поскольку в нем участвовали все члены цеха. По окончании семилетнего срока обучения ученику устраивался экзамен, после которого выдавалось удостоверение с указанием квалификации. Без наличия такого удостоверения заниматься ремеслом не дозволялось.

На Урале военный инженер Вилим де Геннин создал систему государственных горно-заводских школ и разработал первые регламенты — документы по организации и методике обучения искусствам, ремеслам и воспитанию будущих рабочих. Уже в екатерининское время в 1785 году было разработано «Ремесленное положение», а 12 ноября 1799 года — Устав о цехах, который регламентировал отношения между мастерами и учениками, определяя их поощрения и наказания. Устанавливался шестимесячный пробный срок для обеих договаривающихся сторон, в течение которого договор об ученичестве мог быть расторгнут. Цеховой управе было предоставлено право наказывать учеников розгами. Детей отдавали в обучение в цеха с 12 лет, но зачастую их возраст был и меньше.

Срок обучения составлял от 3 до 5 лет, но мог быть сокращен по усмотрению старшины цеха или старшинских товарищей. По истечении трехлетнего пребывания ученика у мастера последний был обязан ему выдать свидетельство, «какое он заслужил по верности, послушанию, почтительности, прилежанию, искусству и поведению».

В 1852 году вышел закон о ремесленном управлении, считающийся генератором развития института ремесленничества в России. По нему Ремесленная цеховая управа должна была заботиться о том, чтобы дети мастеровых также приобщались к какому-либо ремеслу и были вправе отдавать в «научение мастерству» всякого достигнувшего 13 лет, кто «в сих летах не отдан родителями».

В 1910 году был принят Устав о ремесленной промышленности, согласно которому «мастер обязан учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукой, не принуждая их к домашнему его служению и работам». В обязанности учеников входило «быть верным, послушным, почтительным к мастеру и его семье, сохранять добрыми поступками и поведением домашнюю тишину и согласие, быть прилежным». Прилежно обученные после экзамена при ремесленной управе получали подмастерский диплом первого разряда или же, по свидетельству мастера, диплом второго разряда. Таким образом, в начале ХХ века прошедшие профессиональное обучение ремесленники были и лично грамотными, и специально подготовленными для работы в самых различных сферах.

Текст: Сергей Власов