Бабы наряжаются,
Борщ кипит,
Гуси, утки жарятся —
Дух в степи.
Псы с цепей срываются,
Как старухи, лаются,
А лошади брыкаются
У реки.

(Кубанская казачья песня)

Возле куреня, около деревянных лавочек, собралась «Горница» — народный ансамбль. В руках Виктора Леонидовича, которого окликают ласково бабы «Виша!», —русская гармошка. Женщины кружатся с красными узорчатыми платочками и зазывают народ.

«Каждый день у казака — праздник», — делится Виша. Смотришь и любуешься, и вопросом невольно задаешься: разве казаки еще есть на Руси? И кто вообще такой казак?

История кубанского казачества берет начало задолго до дарения Екатериной II кубанских земель. В 1696 году под предводительством Петра I казаки шли на Азов, где и остановились после. Кубанское казачье войско сформировалось в период русско-турецкой войны 1787-1791 годов Григорием Потемкиным, включены в его состав были те самые засевшие на Азове мужики.

В 1792 году Екатерина II подарила казакам кубанские земли. В этом же году они начали переселяться в новое место, осваивать ныне краснодарские земли. Как и другие казачьи отряды, задачей кубанских была защита границ — конкретно южных, от набегов турчан.

«За верную службу отдаю запорожцам в вечное владение «остров Фанагорию с всею землею лежащею на правой стороне реки Кубани к Усть-Лабинскому Редуту — так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».
(Из жалованной грамоты)

В 1860 году Черноморское и Кавказское казачьи войска присоединились к Кубанскому. Территории казаки занимали немалые: нынешний Краснодарский край, Адыгею, Карачаево-Черкесию, запад Ставропольского края и юг Ростовской области.

IMG_0524.png

Где честь нуждалась в поддержке, там были казаки

Особый жизненный уклад был у казаков. Своя система должностей, свои правила, свои обычаи. Важнейшие правила и заповеди: уважай старших и слушай их мудрые советы, следи за женой и детьми: честь их — твоя честь. Уважай и люби коня своего: жена твоя пусть поклоняется ему перед долгой твоей дорогой, чтобы он сохранил жизнь и здоровье твои. Так и пословица гласит: «Казак голоден, а конь его сыт». Будь гостеприимен: двери твоего куреня всегда пусть открыты будут, в горнице пахнет свежим хлебом, а самовар твой никогда не остывает. Не обманывай и не пей.

С последней заповедью у казаков были сложные отношения: празднества часто устраивались гостеприимными кубанцами, и водка там текла рекой.

А какая женщина могла считаться казачкой? Ей, как и мужчине, следовало соблюдать казачьи правила и заповеди, знать устройство казачьего быта. Обычно было так: вышла замуж за казака — стала казачкой. Но и не всякую женщину казак брал в жены. Искал он в девушке те черты, что присущи его матери или сестрам.

Обстановка куреня не отличалась пышностью. Главным украшением дома была икона или целый иконостас. Шкаф со стеклянными дверцами, чтобы был виден достаток казачьей семьи, прялки, часто на виду висело оружие.

Казаки четко отделяли себя от простых рабочих крестьян, наслаждались свободой и вольной жизнью. Важнейшей их задачей перед государством была защита Отечества. Император давал им земли для жизни и работы, они же обязались нести военную службу.

Казачья демократия получила серьезный удар при правлении Павла I, который из столицы сам направил к кубанцам атамана Котляровского. С начала XIX века казаки начали расслаиваться: появлялись семьи более и менее зажиточные, равенство казачье все дальше отдалялось от кубанцев.

Со временем казаки перестали защищать границы — надобность в этом отпала, но продолжали служить во имя Отечества и участвовали и в войне с Наполеоном, и в Кавказской войне 1864 года.

Первая мировая война, а после революции сильно ударили по стойкости казачьего сословия, численность которого к тому времени составляла около 1,3 миллиона человек. Начался процесс расказачивания — казачество погибло как сословие и превратилось в «полумифическое», «сказочное» — будто такого раньше и не существовало.

Но уже во время Великой Отечественной войны снова появляется казачий полк. А после распада Советского Союза начинается активное возрождение казачества. Сохранившаяся во многих кубанских семьях память о потомках-казаках, фотографии, дневники, награды, воспоминания позволяют им встать на путь предков.

Но казаком мало родиться — им нужно стать. Главное правило казака из прошлого: «За веру, царя и Отечество!». В современном мире царя нет, так за кем же идут казаки? «За Родину. Главная задача казака — воспитать в детях чувство патриотизма и любви к стране, помочь ей и ее народу».

IMG_0522.png

Терпи казак — атаманом будешь

Сейчас для воспитания казаков создаются специализированные казачьи группы в детских садах. Там дети получают основы нравственности, морали. Там же они, если, конечно, того честно заслуживают, официально могут стать казаками. Однако в традиции правильнее посвящать только совершеннолетних. Во время ритуала ребята получают собственную первую шашку, надевают кубанку и казачий костюм, приносят присягу. На церемонии могут присутствовать атаман, старшие казаки, духовник войска и иногда почетные гости.

В детях родители-казаки продолжают воспитывать абсолютный авторитет старших, любовь к Родине. «Я мечтаю, чтобы мои дети выросли патриотами», — говорит Виша. Разговаривать на балачке молодое поколение казаков не стремится — все-таки время изменилось, преподаватели современной России требуют знания и использования современных норм русского литературного языка.

Каждый год в Краснодарском крае проходят мероприятия, воспевающие казачью культуру. Проводятся и конкурсы, ярмарки, выставки. Действуют казачьи музеи, экскурсии и экспедиции по важным в истории казачества местам. Праздники казачьи продолжают активно отмечаться, причем на административном уровне.

Казачьи станицы до сих пор живы, и традиции их жители стараются соблюдать. В национальных костюмах каждый день не выходят: только по праздникам.

Не все современные казаки живут в куренях, а кто и живет, тот часто его осовременивает: ни балясника, дом опоясывающего, ни крыши соломенной, ни печи глинобитной. Снабжается казачий дом современной техникой, хорошей мебелью, а вещи старые, что раньше характеризовали настоящего казака, стоят на полках, чтобы соседям похвастать.

Казаков мало не бывает

Казаки преимущественно состояли и состоят ныне из славян, евреев, иногда турков, что объясняется их территориальным расположением. Но сейчас и представитель любой другой национальности может стать казаком: такой казак называется верстальным.

Сами казаки предполагают, что в дальнейшем их будет только больше. Они надеются воспитать достойное новое поколение и передать им все нажитые правила жизни.

Текст: Роман Соловьев.

Фото: Сергей Венявский.