Выступая на итоговой коллегии Минобрнауки РФ, глава министерства Валерий Фальков заявил, что последние несколько лет в России происходит кардинальное обновление системы управления в области науки и технологий, а также в сфере высшего образования. Ключевым документом, обеспечивающим единство подходов в управлении, является государственная программа «Научно-технологическое развитие в РФ».
Благодаря ей выстраивается общая логика принятия решений и концентрируются ресурсы на приоритетных направлениях. С 2022 года в программе консолидированы бюджетные средства на научные исследования и разработки, определен переход на проектные принципы управления, расширен состав инструментов реализации госполитики.
«Наша государственная программа научно-технологического развития — самая крупная по числу участников и структурных элементов и третья по объему финансовых ресурсов. В 2023 году общий размер ее финансирования превысил 1,3 трлн рублей», — подчеркнул Валерий Фальков. В прошлом году по основным и аналитическим показателям плановые значения госпрограммы достигнуты на 99% — на 11% выше, чем годом ранее.
В 2024 году завершается реализация национального проекта «Наука и университеты». Предстоит дать оценку инструментам, которые были положены в основу этого документа, и включить лучшие из них в программу научно-технологического развития России на ближайшие шесть лет.
Ряд программ, реализуемых Минобрнауки, претерпят качественные изменения. В частности, госпрограмма «Приоритет 2030» будет трансформирована с учетом поручений президента на Совете по науке и образованию в Дубне: речь идет об определении новых направлений с учетом приоритетов НТР, наукоемких технологий и национальных проектов технологического лидерства.
Запланировано обновление условий отбора вузов в рамках федерального проекта по созданию сети кампусов. С нынешнего года еще большее внимание будет уделяться их смысловому наполнению, финансово-экономической модели и в целом эффективному управлению инфраструктурой.
Продолжится развитие сети передовых инженерных школ, число которых до 2030 года увеличится до 100. При этом поставлена задача сохранять высокий уровень показателей проекта. Передовые инженерные школы, с одной стороны, должны быть точками опережающего роста и трансформации высшего образования, а с другой — точками реальной помощи промышленности.