Министр обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей.
Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели. В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию, что требует массового «доучивания» в магистратуре.
Вводится новый единый уровень — высшее образование. Такая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт. Например, это будет квалифицированный горный инженер, учитель математики, молекулярный биолог» и т. д. Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста, с какой квалификацией подготовил вуз.
Сроки образования. Срок должен быть достаточным для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей — инженеров, врачей, учителей — срок обучения составит в пределах пяти лет. Будут и более короткие программы — например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения.
Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.
«Технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии. Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта», — заявил Валерий Фальков.
Минобрнауки вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.
«Мир стремительно меняется, и появляется растущий запрос на принципиально новых специалистов. На этот запрос мы ответим новыми специальностями. Такими, например, как проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем, аддитивные технологии, проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения, — сообщил министр.
Он добавил, что новые специальности и программы нацелены на развитие новых отраслей экономики, социальной сферы и крупных технологических проектов.
Важнейший приоритет Стратегии развития образования — преподаватели вузов.
«Во главу угла в Стратегии поставим преподавателей вузов. Сосредоточим внимание на мерах социальной поддержки, системе материальных стимулов, повышении квалификации и, конечно, снижении разного рода нагрузки», — пообещал Валерий Фальков.
Панируется обновить государственные образовательные стандарты под новую модель высшего образования и новый перечень специальностей. На сегодня разработан и обсуждается макет такого стандарта.
«В основе стандарта будет фундаментальное профессиональное и социально-гуманитарное ядро. Принципы, которые положены в разработку стандарта, — обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента», — пояснил министр.
В рамках Стратегии развития образования будет необходимо продолжить сближение двух уровней образования — среднего профессионального и высшего. В целом более 30% выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90% — на заочную форму. При этом 40% поступающих идут на инженерные специальности.
«Эту ситуацию необходимо менять, отсекая траекторию некачественного инженерного образования. Надо дать возможность лучшим выпускникам программы СПО через ЕГЭ или после получения практического опыта, что более предпочтительно, поступать на сокращенные программы высшего образования, но только в очной форме», — считает Валерий Фальков.
С введением новой модели высшего образования вовлеченность работодателей будет увеличена. На недавнем Совете по науке и образованию при президенте РФ Общероссийский народный фронт привел данные опроса, согласно которому лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в совершенствовании программ инженерного образования.
«Наш ответ уже находится в Государственной думе. Это законопроект об учебно-методических объединениях в сфере образования. Мы поддерживаем предложение принципиально перезапустить участие в деятельности такого рода объединений за счет представительства в них работодателей», — прокомментировал глава Минобрнауки.
По его мнению, в составе ФУМО должно быть не менее половины работодателей. Тогда они будут действенно транслировать свои ожидания к системе высшего образования.
Важное и необходимое изменение — переход к регулированию платного приема в вузы.
«Из 4,5 млн студентов 1,2 млн — примерно треть — обучаются экономике и юриспруденции. Последние пять лет мы последовательно сокращали бюджетные места на экономику, юриспруденцию. При этом 86% студентов обучаются на этих направления платно. Это не соответствует запросам экономики. Платное обучение нужно нацелить на решение задач государства», — полагает Валерий Фальков.
Отдельное внимание он уделил выдаче образовательных кредитов по ставке 3%. Анализ опыта первых нескольких лет показал, что большое количество таких кредитов идет на субсидирование подготовки юристов и экономистов.
«Мы озвучили наши предложения, получили поддержку президента. Считаем, что льготные образовательные кредиты по ставке 3% должны предоставляться только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях», — подчеркнул министр.