Валерий Фальков подчеркнул, что в рамках совершенствования национальной системы высшего образования необходимо уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата и сосредоточиться на гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом университетам совместно с работодателями нужно предоставлять возможность самим определять продолжительность программ обучения.
«Наша задача — удержать баланс, с одной стороны, между фундаментальностью и практикоориентированностью, а с другой — дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда. Поэтому сроки подготовки специалистов в рамках совершенствования национальной системы высшего образования должны быть дифференцированы в зависимости от характера их будущей профессии и установлены вузами совместно с работодателями. Мы должны донастроить механизм таким образом, чтобы он работал в абсолютном большинстве вузов и позволил сделать принципиально новый шаг в повышении качества образования», — отметил министр.
Он добавил, что сегодня есть колоссальный запрос на обновление инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики. В связи с этим вузы — участники пилотного проекта разрабатывали технические программы с соблюдением баланса фундаментального ядра и практических дисциплин.
Напомним, согласно указу президента России Владимира Путина, с 2023 года запущен пилотный проект по апробации новой модели уровней высшего образования. В его реализации участвуют 6 ведущих университетов страны.
Вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое высшее образование со сроком обучения 4-6 лет. Специализированное высшее образование (по программам магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) представляет собой углубленную отраслевую подготовку кадров от 1 до 3 лет. Подготовка научных и научно-педагогических кадров выведена в профессиональное образование — аспирантуру.
В 2023/2024 учебном году пилотный проект реализуется по 113 приоритетным специальностям и направлениям подготовки. Среди них — математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, образование и педагогические науки.